Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:43, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
- изучить истоки возникновения и педагогические теории, предшествующие возникновению концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина;
- проанализировать концепцию Д.Б. Эльконина в сравнении с другими теориями развивающего обучения;
- выявить возможности применения методов развивающего обучения Д.Б. Эльконина на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………………...………2
1 Биография Д.Б. Эльконина………………………………………………….………………….4
2 Истоки возникновения педагогической теории Д.Б. Эльконина……………………………5
3 Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина как проявление «реформаторской» педагогики…………………………………………………………………………………………………9
4 Сущность и содержание концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина………..14
5 Современное применение методов обучения Д.Б. Эльконина…….……………………..20
Заключение………………………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………….………………..25
Итак, при решении учебной задачи школьники овладевают общим способом решения отдельных и частных задач, входящих в определенный класс.
Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий, а именно:
- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного
- преобразование модели
- построение системы частных
задач, решаемых общим
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего
Каждое такое действие состоит из соответствующих операций, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий, входящих в ту или иную учебную задачу (известно, что действие соотносится с целью, а его операции - с её условиями).
Школьники первоначально не умеют
самостоятельно ставить учебные
задачи и выполнять действия по их
решению. До поры до времени им помогает
в этом учитель, но постепенно соответствующие
умения приобретают сами ученики (именно
в этом процессе у них формируется
самостоятельная учебная
Переориентация детского мышления с результатов на способы действия возможна лишь в процессе решения учебных задач. Но что значит поставить перед ребенком учебную задачу? Её недостаточно просто выдвинуть - задача, сформированная учителем, должна быть принята учеником, т.е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика, иначе он получит от учителя ответ на незаданный, не интересующий его вопрос и распорядится этим ответом так, как любой человек распоряжается случайной информацией, которую он сам не искал, не запрашивал: может быть, заинтересуется, может быть, «пропустит мимо ушей»18. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными «открытиями» учеников:
1. Они должны обнаружить, что
чего-то не знают (не владеют
способом решения какой-то
Они должны хотеть решить эту задачу,
стремиться к её решению; поэтому
при постановке учебной задачи должны
учитываться следующие
1. Вводимое понятие должно быть
предельно общим, с тем, чтобы
последующие темы выступали
2. Прежде, чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления.
3. Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.
4. Определение или правило (
5. Логика перехода от задачи
к задаче должна быть ясной
и открытой для учеников. Если
учителю удалось поставить
5 Современное применение методов обучения Д.Б. Эльконина
В настоящее время
Исследования показывают, что учащиеся, обучающиеся по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина, отличаются тем, что могут:
• конструировать разные виды чисел и употреблять различные модели как средства разрешения учебных и математических проблем;
• решать круг практических задач, выходя за пределы применимости открытых учащимися способов действия, т.е. решать задачи в новых условиях;
• освоить вычислительные навыки и способы решения задач за более короткий отрезок времени20.
Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.
Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.
Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений.
У них формируется осознанный подход
к изучению различных дисциплин.
Обучение проводится в рамках обычных
школьных программ, но на другом качественном
уровне. В настоящее время разработаны
и практически применяются
Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Для достижения этой цели в школьном образовании необходимо осуществить следующее:
Именно эти изменения и были положены в основу образовательной системы Д.Б. Эльконина, что позволило формировать «мыслящего, думающего» молодого человека так необходимого для современной жизни.
Заключение
Итак, обучение «через открытие» - это один из видов развивающего обучения, в основе которого лежит убеждение, что дети должны учиться на собственном опыте. Вместо устного изложения фактов роль учителя сводится к тому, чтобы обеспечить надлежащую обстановку и материалы, оставив детям свободу выбора. Таким образом, дети испытывают внутреннее удовлетворение от самостоятельных открытий.
Д. Б. Эльконин определял обучение как процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованный взрослым21. В этом определении схвачено самое главное. Обучение — это не формирование навыков и не передача информации, а взаимодействие ребенка с культурным смыслом и значением, которые существуют в идеальной форме. В контексте концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.
Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, развивая теоретические идеи Л.Н. Выготского, разрабатывали широкий круг проблем детской и педагогической психологии. Центр, проблема исследований Эльконина – природа детства и глубинные законы психического развития ребенка. Согласно Эльконину – Давыдову, ребенок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений материальной и духовной человеческой культуры всегда носит деятельностный характер – ребенок не пассивен в этом процессе, не только приспосабливается к условиям жизни, но и выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. При экспериментальном изучении этой проблемы Эльконин – Давыдов опирались на идею Выготского о том, что обучение идет впереди развития, что развитие в форме обучения является основным фактом педагогической деятельности. Исходя из представления о созидательности и изначальной общественности форм жизни ребенка, Эльконин – Давыдов полагали, что не ребенка надо адаптировать к сложившейся системе учебно-воспитательной учреждений, а наоборот, преобразовывать эти учреждения в направлении достижения взаимности общности детей и взрослых, открытия их созидательных возможностей в отношениях друг с другом.
Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Акцент целей авторов указанной технологии:
– формировать теоретическое
– формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы;
– воспроизвести в учебной
Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность, ЦУД, признаки которой суть познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования ЗУН и СУД, творческая рефлексия.
Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает. Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.
Особый интерес в настоящее время к данной системе связан, прежде всего, с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.
Список использованной литературы: