Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 07:37, курсовая работа
Реализация компетентностного подхода учащихся 7-9 классов на уроках алгебры
Введение 3
1. Теоретические основы реализации компетентностного подхода в процессе обучения 5
2. Психолого-педагогические основы формирования математической компетентности учащихся (Содержание и структура математической компетентности учащихся 7-9 классов) 20
3. Модель формирования математической компетентности учащихся 7-9 классов при обучении алгебре 28
Заключение 32
Список использованной литературы: 34
Г. Селевко рассматривает
компетенцию как
На основе анализа общетеоретических
подходов к пониманию рассматриваемых
понятий «компетенция» и «
В 1996 году на симпозиуме в Берне [31, C. 38] по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций (key competencies), которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования.
Согласно А. В. Хуторскому в соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня [35]:
1) ключевые
компетенции - относятся к общему
(метапредметному) содержанию
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные
компетенции - частные по отношению
к двум предыдущим уровням
компетенции, имеющие
Ключевые образовательные компетенции конкретизируются всякий раз на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Например, ключевые учебно-познавательные компетенции находят свое воплощение в общепредметной рефлексивной компетенции, а затем в предметной компетенции.
Чтобы сформулировать набор компетенций, необходимо определить их характерные признаки.
Зимняя И. А. выделяет следующие характерные признаки ключевых компетентностей [13, C. 27-28]:
Это общая характеристика ключевых компетенций. Не существует единой классификации ключевых компетентностей, рассмотрим несколько классификаций.
Согласно Байденко, в проекте DeSeCo ключевые компетенции распределяются на три категории.
Первая категория компетенций включает такие качества, как умение эффективно использовать масс-медийные средства, вспомогательные средства или инструменты, как, например, информационные технологии, или языковые средства. Люди должны уметь хорошо владеть этими средствами, с тем чтобы использовать их интерактивно для собственных целей.
Вторая категория компетенций включает умение взаимодействовать с людьми различных культур и общаться в пределах социально гетерогенных групп в насыщенном информационными сетями мире.
Третья категория – это готовность принимать на себя ответственность за образ жизни, умение адаптироваться к быстро меняющемуся и расширяющемуся миру и действовать самостоятельно [3, C. 174].
Вышеупомянутые три категории, каждая со своей спецификой, образуют основу для разработки определения ключевых компетенций. Центральным качеством при разработке концептуальных границ представляется способность человека рефлексивно мыслить и действовать. Понятие рефлексии содержит помимо способности человека действовать в определенных ситуациях обычным, рутинным образом, согласно принятым правилам, но и уметь вести себя иначе, делать выводы из имеющегося опыта, размышлять и критически оценивать свои действия.
Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций.
Изучать:
Искать:
Думать:
Сотрудничать:
Приниматься за дело:
Адаптироваться:
В этом же году Жак Делор в своем докладе «Образование: сокрытое сокровище» выделил четыре глобальные компетенции: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [10, C. 37].
Наиболее комплексная классификация проведена И.А. Зимней. Она осуществлена на основе категории деятельности, в связи с чем, приобретает свою особую значимость. Автор выделяет три группы компетенций:
1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения;
2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды;
3) компетенции,
относящиеся к деятельности
В каждой группе выделено несколько видов компетенций. В первую группу включены компетенции: здоровьесбережения; ценностно-смысловой ориентации в Мире; интеграции; гражданственности; самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональной развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком. Вторая группа содержит компетенции: социального взаимодействия; общения. Третья группа включает компетенции: деятельности; познавательной деятельности; информационных технологий [13, C. 28-29].
Селевко Г. рассматривает так называемые «суперкомпетентности».
Вершину иерархии компетентностей
можно представить как
По мнению Германа Селевко в школьной образовательной практике можно выделить такие ключевые суперкомпетентности:
— математическую компетентность — уметь работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями);
— коммуникативную (которая тесно соотносится с языковой) компетентность — уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринуждѐнно общаться;
— информационную компетентность — владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
— автономизационную — быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
— социальную — уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде;
— продуктивную — уметь работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;
— нравственную — готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам.
Этот состав ключевых суперкомпетентностей содержится в рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования» [29, С. 22].
На основе анализа литературы можно сделать вывод, что набор ключевых компетентностей не определён. Выбор компетентностей в качестве ключевых различен у каждого автора.
Как рассмотрено выше, Герман Селевко среди ключевых компетентностей выделяет также математическую компетентность [29, С. 24], по классификации А.В. Хуторского математическая компетентность относится к предметным — специфические способности, включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления. В частности, математическая компетенция — это способность структурировать ситуацию, вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Занятия математикой действуют не на одну какую-нибудь человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Математика формирует саму систему интеллектуальных, нравственных установок, действие которых проявится рано или поздно. Она определяется, как умение работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями).