Реализация направлений инициативы "наша новая школа"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ организации и управления объекта исследования и разработка мероприятий, направленных на их совершенствование.
Задачи: - провести анализ общих характеристик развития школы;
- оценить уровень ее конкурентоспособности среди школ города;
- разработать комплекс мероприятий, направленный на совершенствование организации и управления школой;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПЕДАГОГИКА ТГПИ.docx

— 63.37 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях общеобразовательные школы активно участвуют в рыночных отношениях. Сейчас образовательная деятельность не регулируется только потребностями государства, а начинает ориентироваться на удовлетворение потребностей клиентов (родителей, учеников и др.) в качественных образовательных услугах. Отчасти это обуславливается наличием на рынке, как государственных, так и негосударственных средних школ, а также повышением роли финансово-хозяйственной самостоятельности негосударственных общеобразовательных школ. 

Государственная политика в области образования определена в федеральных целевых программах развития образования, Приоритетном национальном проекте “Образование”, национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”. В ходе выполнения Федеральной целевой программы развития образования решались задачи: совершенствование содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления в системе образования, совершенствование экономических механизмов в сфере образования, совершенствование объективных независимых процедур оценки качества образования. [2]

Для достижения конкурентоспособности школы вынуждены отбирать более конкретные образовательные цели и методы их реализации (стратегии). Поэтому эффективность управления современной школой должна базироваться на управление факторами конкурентоспособности; управление профессиональной компетентностью преподавательского состава.

Решение отмеченных задач требует, в свою очередь, изыскания дополнительных материальных средств за счет использования более эффективных методов хозяйственной деятельности.

Таким образом, актуальность курсовой работы обуславливается важностью анализа и выработки направлений совершенствования организации и управления школой с целью повышения эффективности ее деятельности.

Объект исследования - направления повышения эффективности деятельности школы в условиях трансформации образования.

Предмет исследования – социально-педагогические механизмы внедрения направлений инициативы «Наша Новая школа».

Цель исследования – анализ организации и управления объекта исследования и разработка мероприятий, направленных на их совершенствование.

Задачи: - провести анализ общих характеристик развития школы;

- оценить уровень ее конкурентоспособности среди школ города;

- разработать комплекс мероприятий, направленный на совершенствование организации и управления школой;

Методы исследования

- общенаучные: дескрептивный, системный анализ, структурно-функциональный анализ;

- частно-научные методы исследования: экспертно-аналитический, исследования систем управления.

Научно-практическая значимость курсовой работы обуславливается возможностью использования разработанного комплекса взаимосвязанных мероприятий для повышения эффективности деятельности общеобразовательных школ в других аналогичных учреждениях в условиях трансформации системы образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАПРАВЛЕНИЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

 

    1. Общее образование для всех и для каждого

Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами. Эти обстоятельства и определяют инвестиционный характер вложений в образование.

Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.[8]

В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.  
От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.[10]

Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?

В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.[9]

Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Естественно, такая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы.

Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры. Нужны будут новые по архитектуре и дизайну привлекательные школьные здания; современные столовые здорового питания; оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы; медиацентры и библиотеки; комфортная школьная гигиена и организация медицинского обслуживания; грамотные учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.

Современная школа тесно взаимодействует с семьей. Система школьного управления становится открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превращается из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми становится интересно и взрослым. Школы как центры досуга должны открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия становятся привлекательным местом семейного отдыха.[7]

Сформулированные представления о школе будущего - не просто пожелания, но и насущная необходимость. Глобальные финансово-экономические трудности текущих лет указывают нам на значимость укрепления независимости отечественной экономики. Это обеспечивается, в первую очередь, не внутренней замкнутостью производственных отношений, а открытостью, способностью граждан и отечественных предприятий конкурировать на мировых рынках, осваивать все более новые и новые сферы деятельности. Для достижения таких результатов перенастраивается система образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества ради решения новых амбициозных задач.

 

    1. Ключевые направления развития общего образования

 

Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего образования России, сложившееся разграничение полномочий в области управления образованием, определяют следующие пять основных направлений развития общего образования.[8]

1. Обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны  получить возможность раскрыть  свои способности, сориентироваться  в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения.

Требования к результатам включают не только знания, но и умения их применять. В число таких требований входят компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Результаты образования сформулированы отдельно для начальной, основной и старшей школы, учитывать специфику возрастного развития школьников. Достижение таких результатов в практике конкретных образовательных учреждений основывается на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки.[4]

Требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это также означает, что образовательная программа школы предполагает как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретает внеаудиторная занятость учащихся - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

Требования к условиям реализации образовательных программ описывают все кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия, без которых нельзя будет достичь необходимых образовательных результатов и решают задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников. При формировании требований к материально-техническим условиям отказываются от предельно детального описания характеристик учебного оборудования. Учитывая, что образовательные технологии и средства обучения постоянно обновляются, устанавливают такие требования к условиям, которые бы обеспечивали опережающее развитие современной образовательной инфраструктуры. Данные требования стали стимулом для производителей, муниципалитетов и субъектов Российской Федерации в деле создания наиболее качественных условий получения образования, включая вопросы оснащения школ, привлечения к работе талантливых педагогов, внедрения эффективных методов финансирования образовательных услуг. Так, завершился переход к нормативному подушевому финансированию во всех субъектах Российской Федерации.[6]

Постепенное внедрение образовательных стандартов в начальной школе началось уже с 1 сентября 2009 года. К внедрению таких стандартов в первую очередь были привлечены учителя и школы - участники приоритетного национального проекта «Образование».

Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи - системы оценки качества образования. Здесь идет процесс развития оценки качества при переходе с одной школьной ступени на другую; вводятся инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая системы оценивания силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций; продолжается участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования; создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации.[3]

Информация о работе Реализация направлений инициативы "наша новая школа"