Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 19:12, курсовая работа
Цель исследования – анализ организации и управления объекта исследования и разработка мероприятий, направленных на их совершенствование.
Задачи: - провести анализ общих характеристик развития школы;
- оценить уровень ее конкурентоспособности среди школ города;
- разработать комплекс мероприятий, направленный на совершенствование организации и управления школой;
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях общеобразовательные школы активно участвуют в рыночных отношениях. Сейчас образовательная деятельность не регулируется только потребностями государства, а начинает ориентироваться на удовлетворение потребностей клиентов (родителей, учеников и др.) в качественных образовательных услугах. Отчасти это обуславливается наличием на рынке, как государственных, так и негосударственных средних школ, а также повышением роли финансово-хозяйственной самостоятельности негосударственных общеобразовательных школ.
Государственная политика в области образования определена в федеральных целевых программах развития образования, Приоритетном национальном проекте “Образование”, национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”. В ходе выполнения Федеральной целевой программы развития образования решались задачи: совершенствование содержания и технологий образования, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления в системе образования, совершенствование экономических механизмов в сфере образования, совершенствование объективных независимых процедур оценки качества образования. [2]
Для достижения конкурентоспособности школы вынуждены отбирать более конкретные образовательные цели и методы их реализации (стратегии). Поэтому эффективность управления современной школой должна базироваться на управление факторами конкурентоспособности; управление профессиональной компетентностью преподавательского состава.
Решение отмеченных задач требует, в свою очередь, изыскания дополнительных материальных средств за счет использования более эффективных методов хозяйственной деятельности.
Таким образом, актуальность курсовой работы обуславливается важностью анализа и выработки направлений совершенствования организации и управления школой с целью повышения эффективности ее деятельности.
Объект исследования - направления повышения эффективности деятельности школы в условиях трансформации образования.
Предмет исследования – социально-педагогические механизмы внедрения направлений инициативы «Наша Новая школа».
Цель исследования – анализ организации и управления объекта исследования и разработка мероприятий, направленных на их совершенствование.
Задачи: - провести анализ общих характеристик развития школы;
- оценить уровень ее конкурентоспособности среди школ города;
- разработать комплекс мероприятий, направленный на совершенствование организации и управления школой;
Методы исследования
- общенаучные: дескрептивный, системный анализ, структурно-функциональный анализ;
- частно-научные методы исследования: экспертно-аналитический, исследования систем управления.
Научно-практическая значимость курсовой работы обуславливается возможностью использования разработанного комплекса взаимосвязанных мероприятий для повышения эффективности деятельности общеобразовательных школ в других аналогичных учреждениях в условиях трансформации системы образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАПРАВЛЕНИЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами. Эти обстоятельства и определяют инвестиционный характер вложений в образование.
Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.[8]
В свою очередь, навыки непрерывного
образования, умение обучаться в течение
всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный
путь формируются со школьной скамьи.
Школьное образование обеспечивает переход
от дошкольного детства, семейного воспитания
к осознанному выбору последующей профессиональной
деятельности, реальной самостоятельной
жизни. От того, как будет устроена школьная
действительность, система отношений
школы и общества, зависит во многом и
успешность в получении профессионального
образования, и вся система гражданских
отношений. Школьное образование сегодня
представляет собой самый длительный
этап формального обучения каждого человека
и является одним из решающих факторов
как индивидуального успеха, так и долгосрочного
развития всей страны.
От подготовленности, целевых установок
миллионов российских школьников зависит
то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить
инновационный путь развития страны. Именно
сейчас от того, насколько современным
и интеллектуальным нам удастся сделать
общее образование, зависит благосостояние
наших детей, внуков, всех будущих поколений.[10]
Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?
В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.[9]
Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Естественно, такая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы.
Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры. Нужны будут новые по архитектуре и дизайну привлекательные школьные здания; современные столовые здорового питания; оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы; медиацентры и библиотеки; комфортная школьная гигиена и организация медицинского обслуживания; грамотные учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.
Современная школа тесно взаимодействует с семьей. Система школьного управления становится открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превращается из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми становится интересно и взрослым. Школы как центры досуга должны открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия становятся привлекательным местом семейного отдыха.[7]
Сформулированные представления о школе будущего - не просто пожелания, но и насущная необходимость. Глобальные финансово-экономические трудности текущих лет указывают нам на значимость укрепления независимости отечественной экономики. Это обеспечивается, в первую очередь, не внутренней замкнутостью производственных отношений, а открытостью, способностью граждан и отечественных предприятий конкурировать на мировых рынках, осваивать все более новые и новые сферы деятельности. Для достижения таких результатов перенастраивается система образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества ради решения новых амбициозных задач.
Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего образования России, сложившееся разграничение полномочий в области управления образованием, определяют следующие пять основных направлений развития общего образования.[8]
1. Обновление образовательных
Требования к результатам включают не только знания, но и умения их применять. В число таких требований входят компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Результаты образования сформулированы отдельно для начальной, основной и старшей школы, учитывать специфику возрастного развития школьников. Достижение таких результатов в практике конкретных образовательных учреждений основывается на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки.[4]
Требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это также означает, что образовательная программа школы предполагает как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретает внеаудиторная занятость учащихся - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
Требования к условиям реализации образовательных программ описывают все кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия, без которых нельзя будет достичь необходимых образовательных результатов и решают задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников. При формировании требований к материально-техническим условиям отказываются от предельно детального описания характеристик учебного оборудования. Учитывая, что образовательные технологии и средства обучения постоянно обновляются, устанавливают такие требования к условиям, которые бы обеспечивали опережающее развитие современной образовательной инфраструктуры. Данные требования стали стимулом для производителей, муниципалитетов и субъектов Российской Федерации в деле создания наиболее качественных условий получения образования, включая вопросы оснащения школ, привлечения к работе талантливых педагогов, внедрения эффективных методов финансирования образовательных услуг. Так, завершился переход к нормативному подушевому финансированию во всех субъектах Российской Федерации.[6]
Постепенное внедрение образовательных стандартов в начальной школе началось уже с 1 сентября 2009 года. К внедрению таких стандартов в первую очередь были привлечены учителя и школы - участники приоритетного национального проекта «Образование».
Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи - системы оценки качества образования. Здесь идет процесс развития оценки качества при переходе с одной школьной ступени на другую; вводятся инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая системы оценивания силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций; продолжается участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования; создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации.[3]
Информация о работе Реализация направлений инициативы "наша новая школа"