Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление эффективных условий использования наглядности на уроках в начальной школе.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных средств на уроках в начальной школе;
- проверить эффективность использования наглядных пособий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…………
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Наглядность: понятие, суть, виды наглядности и методические условия их использования в образовательном процессе……………...
Я.А. Коменский о принципе наглядности……………….……………
ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Опыт использования наглядных средств на уроках математики…….
Анализ педагогического опыта использования наглядных средств в начальной школе.………………………………………………………...
Заключение ………………………………………………………….………..…….
Список использованной литературы…………………….……….………..……...

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 71.31 Кб (Скачать файл)

КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Кокенова Динара Кайратовна

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: Ли Е.Д.,

КПН, преподаватель кафедры Дни

 

 

 

 

 

      Костанай, 2013

 

 

               

                                             СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение………………………………………………………………….…………

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
    1. Наглядность: понятие, суть, виды наглядности и методические условия их использования в образовательном процессе……………...
    2. Я.А. Коменский о принципе наглядности……………….……………
  2. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    1. Опыт использования наглядных средств на уроках математики…….
    2. Анализ педагогического опыта использования наглядных средств в начальной школе.………………………………………………………...

Заключение ………………………………………………………….………..…….

Список использованной литературы…………………….……….………..……...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель, в первую очередь, должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В связи с этими изменениями придается большое значение совершенствованию методов обучения. Методы обучения являются одним из компонентов целостной методической системы обучения. Лидирующую роль среди этих компонентов методики играют цели обучения. Изменение целей обучения сказалось не только на содержании обучения, но повлекло за собой заметные изменения и других компонентов методики, и, прежде всего методов обучения. Это конкретно проявилось в том, что для школы были созданы новые учебники, разработаны новые методики, создается новая система средств обучения.

Вплоть до недавнего времени в дидактике не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила. Однако в ходе дискуссий было доказано, что происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях, и появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются.

Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения основой. Иначе рассматривал А. Дистервег, стремясь раскрыть более конкретно, он рассматривал их в виде требования к: содержанию обучения; обучающим; обучающимся.

К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: современность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков.

Также были предприняты многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволит выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса достижима за счет рациональной организации труда детей и учителя на каждом уроке, привлечение эффективных приемов обучения, разумного использования технических и наглядных средств обучения, большой исполнительной дисциплины, хорошо налаженной обратной связи.

Все это поможет также решать различные проблемы, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса. Наиболее актуальная проблема в наше время - это проблема повышения качества усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков. Проблема повышения качества знаний, умений и навыков стоит перед педагогами довольно давно. Для достижения этой цели учителя используют различные приемы, методы и средства работы с учащимися.

Одним из важных в работе с младшими школьниками средств является использование наглядности. Изучением и применением средств наглядности в обучении занимались Жан-Жак Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и другие. В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, Л. Н. Скаткина и другие). Н. Л. Менчинская и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного оперирования средствами наглядности учащимися начальной школы.

Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.

Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному в процессе овладения знаниями. Большие возможности дают наглядные средства для развития конструктивной деятельности учащихся (выполнение заданий по образцу).

Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.

Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности.

Принцип наглядности в обучение важен потому что: помогает человеку  воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи; формирует  визуальную и слуховую культуру человека; дает учителю обратную связь, насколько ученик усвоил учебный материал, понял его и осмыслил. Принцип наглядности не утверждает, что образ в процессе обучения создается мгновенно и непроизвольно. Необходима активная умственная работа по его созданию человеком. Все это обусловило актуальность темы исследования.

Объект исследования: процесс обучения в начальной школе.

Предмет исследования: деятельность учителя по использованию средств наглядности на уроках в начальной школе.

Цель исследования: выявление эффективных условий использования наглядности на уроках в начальной школе.

Задачи исследования:

-  проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

- рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных средств на уроках в начальной школе;

- проверить эффективность использования наглядных пособий.

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в начальных классов.

 

    1. Наглядность: понятие, суть, виды наглядности и методические условия их использования в образовательном процессе.

 

Понятие «наглядность» не имеет одной, четко очерченной трактовки. В контексте разных тематических материалов (психология, философия, педагогика) оно имеет разный «оттенок» трактовки, хотя суть и смысл понятия везде одинаковы.

Наглядность - это: 1) свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта; 2) один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека [1].

        Наглядные  учебные пособия - плоскостные и  объёмные изображения предметов  и явлений, создаваемые для целей  обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования [8].

      B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности [1, 7, 13]:

     1. Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы.

     2. Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

    3. Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

    4. Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, 
а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

    5.Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов.

    6. Символическая и графическая наглядность  (чертежи, схемы, 
карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, 
знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением 
реального мира.

     7. Смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

      Средства  наглядности могут выступать  в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся.

      Средства  наглядности могут служить зрительной  опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диафильма, ученики пересказывают отрывок литературного произведения.

      Количество  средств обучения, применяемых на  одном уроке, определяется конкретными  образовательными, воспитательными  и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда  учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности.

       В начальных  классах формируются не только  представления учащихся об изучаемых  объектах, но и понятия. Достижению  каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.

       При  формировании представлений основное  место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный  и традиционный ее вид - печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные.

       Картина  как средство обучения известна  с XIX века. В учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием.

       Картины  обладают одной особенностью, которая  объясняет их систематическое  применение в школе: художник  изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика.

Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: "Грибы", "Береза и ель", "Птицы" и т. п.).

      Другие  таблицы представляют собой сочетание  цифрового, текстового или графического  материала с одним либо несколькими  рисунками или без них. К ним  относятся, например, таблицы по  обучению грамоте, по русскому языку, для составления и решения задач, к урокам внеклассного чтения. Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие - как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний учащихся, как материал для организации тренировочных упражнений.

Информация о работе Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников