Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 18:15, курсовая работа
Цель исследования: выявление эффективных условий использования наглядности на уроках в начальной школе.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных средств на уроках в начальной школе;
- проверить эффективность использования наглядных пособий.
Введение………………………………………………………………….…………
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Наглядность: понятие, суть, виды наглядности и методические условия их использования в образовательном процессе……………...
Я.А. Коменский о принципе наглядности……………….……………
ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Опыт использования наглядных средств на уроках математики…….
Анализ педагогического опыта использования наглядных средств в начальной школе.………………………………………………………...
Заключение ………………………………………………………….………..…….
Список использованной литературы…………………….……….………..……...
Особое место занимают справочные и инструктивные таблицы: "Правильно черти и измеряй", "Правильно сиди при письме", "Правила дорожного движения" и т. д. Они предназначены для длительного пользования.
К статичной
иллюстративной наглядности
Наконец,
по рисункам в учебнике
Кроме иллюстраций, в учебниках русского языка помещены схемы-таблицы окончаний имен существительных и прилагательных, изменений глагола и т. д. По ним организуется наблюдение за тем или иным языковым явлением, они могут служить и для обобщения, и для сравнения, и для справок при выполнении самостоятельной работы и при самопроверке.
Аналогичны функции рисунков в учебниках математики и природоведения. В значительной мере они являются иллюстрациями к тексту (задачи, статьи), но определенная их часть, особенно в природоведении, представляет собой учебный материал, сопровождаемый практическими заданиями (составить по рисунку задачу, выполнить работу по определению сторон горизонта и т. д.). Рисунки в учебниках по чтению чаще играют иллюстративную роль.
Натуральные
объекты. К ним относятся живые
растения, объекты неживой природы
(образцы полезных ископаемых). Натуральные
объекты дают возможность
Однако
следует сказать, что не всегда
школа по тем или иным
Коллекции.
Это собрания однородных
Модели, макеты, муляжи - это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В начальной школе используются глобус, компас и некоторые технические модели - часовой циферблат, термометр и т. д. Модели используются как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке знаний учащихся. На уроках труда, например,- как образцы при выполнении заданий, как основа для технических модификаций (модель машины с заменой кузова).
В
качестве демонстрационных
Рассмотренные выше средства обучения принято было относить к демонстрационным, так как они выступали преимущественно в роли иллюстраций к объяснению (рассказу) учителя. Однако требование жизни - готовить школьников к самостоятельному труду - привело к существенному увеличению доли самостоятельной деятельности учащихся и соответственно изменило, расширило функции всех средств обучения, включая демонстрационные. В современной школе и картины, и таблицы, и коллекции нередко выступают как материал для самостоятельного индивидуального наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика [6].
Раздаточные материалы, предназначенные для индивидуального пользования, широко применяются в учебном процессе. К ним относятся счетные палочки, модели натуральных объектов (монеты, геометрические фигуры), применяемые на уроках математики, разрезная азбука и слоги к урокам обучения грамоте, гербарные листы дикорастущих и культурных растений, образцы полезных ископаемых (для природоведения), образцы готовых изделий и инструкционные карточки для уроков труда, индивидуальные модели из природного материала (листья, ветки, цветы, грибы и пр.) к урокам изобразительного искусства [5].
К пособиям
индивидуального пользования
Значительное
место среди учебно-наглядных
пособий занимают экранные, звуковые,
экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства.
Используя экранные и звуковые
пособия, следует помнить, что они
не являются какими-то
Учебные фильмы
для начальных классов
Учебный фильм может демонстрироваться в начале, середине и в конце урока в зависимости от цели включения его в урок, дидактического назначения. Готовясь к уроку с использованием учебного кинофильма, учитель обязательно просматривает его и знакомится с монтажным листом, что позволяет продумать цель и место данного средства обучения в уроке, вопросы и задания по фильму к учащимся. Перед любым просмотром необходимо сформулировать учащимся цели демонстрации, дать вопросы, задания, что делает восприятие фильма целенаправленным. Их количество в начальных классах должно быть невелико, чтобы учащиеся смогли удержать их в памяти. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работой учащихся.
Диафильм -
статичное изображение на
На документальном материале строятся главным образом диафильмы очеркового характера, а на рисованном - сюжетного. По построению диафильмы могут быть целостными и фрагментарными. Как правило, зрительный ряд диафильмов сопровождается подписями - субтитрами, но многие учителя с полным основанием не читают подкадровые надписи в классе, заменяя их беседой с учащимися. Часть диафильмов к урокам русского языка отличается тем, что в кадры включены титры-задания, ориентирующие учащихся на выполнение конкретных действий (допиши, ответь на вопрос, составь предложение), и кадры для самопроверки, где даны образцы правильных результатов.
Диапозитивы - фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающееся в специальную картонную или пластмассовую рамку. Они выпускаются сериями до 30 штук в каждой. Диапозитивы отличаются от диафильмов организацией материала. Если в диафильме кадры связаны сюжетной линией или по иному признаку, то в серии диапозитивов система расположения материала, предложенная автором, может и не использоваться. Учитель демонстрирует кадры в той последовательности, которая наиболее целесообразна при выбранной им методике изложения материала [19].
Серии диапозитивов созданы ко всем учебным предметам начальной школы, и значительная часть их предназначена для внеклассной работы. Традиционно учителя начальных классов использовали в качестве иллюстраций к своему рассказу (вводному слову или к литературным текстам) серии диапозитивов на уроках чтения, реже - русского языка. В настоящее время созданы и широко используются серии диапозитивов к урокам математики, в частности по геометрическому материалу; к урокам трудового обучения; природоведения, например серии диапозитивов "Времена года", "Животные в разные времена года", "Растения в разные времена года", "Вода в природе", "Лес". Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении учителя выполняют главным образом иллюстративную функцию, помогая учащимся воспринимать учебный материал, так как создают более полное представление о событии или явлении. Но обучающие функции этих статичных пособий не ограничиваются, конечно, только иллюстрацией рассказа учителя. Они могут служить материалом и для проверки знаний учащихся, и для проведения устных и письменных сочинений [20].
Есть несколько общих методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств:
1.Хорошее обозрение, которое
достигается путем применения
соответствующих красок при
2.Четкое выделение главного,
основного при показе
3.Детальное продумывание
пояснений, необходимых для выяснения
сущности демонстрируемых
4.Привлечение самих учеников
к нахождению желаемой
1.2 Я.А. Коменский о принципе наглядности
Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было дано чешским педагогом Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить людей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них. Он называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».
Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, на и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.
Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов; он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.
Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.
Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать - так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.
Информация о работе Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников