Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление эффективных условий использования наглядности на уроках в начальной школе.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных средств на уроках в начальной школе;
- проверить эффективность использования наглядных пособий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…………
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Наглядность: понятие, суть, виды наглядности и методические условия их использования в образовательном процессе……………...
Я.А. Коменский о принципе наглядности……………….……………
ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Опыт использования наглядных средств на уроках математики…….
Анализ педагогического опыта использования наглядных средств в начальной школе.………………………………………………………...
Заключение ………………………………………………………….………..…….
Список использованной литературы…………………….……….………..……...

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 71.31 Кб (Скачать файл)

Повышение теоретического уровня преподавания основ наук предполагает также существенные изменения в характере и структуре многих средств наглядности, и вместе с тем совершенствование приемов их использования на уроках. Изменение наглядных пособий должно осуществляться в направлении освобождения их от изобразительных излишеств и обилия деталей, мешающих выделению и восприятию наиболее существенных признаков явлений предметов, отношений между ними и между их элементами. Применение таких наглядных пособий позволит учащимся абстрагироваться от не существенных признаков изучаемых объектов, что создает благоприятные условия для формирования понятий и представлений. Отказ от неоправданного многообразия средств наглядности, применяемых на одном уроке, также облегчит ученикам выделение в процессе учебного познания наиболее существенных сторон изучаемых объектов и абстрагирование их от несущественных признаков.

Изучая математику в начальных классах, младшие школьники усваивают ряд сложных понятий: понятие числа, понятия арифметических действий, законов арифметических действий, понятие уровня, равенства, неравенства и других, которые связаны с отвлеченным, абстрактным мышлением учащихся. К его развитию, к образованию общих математических понятий «надо идти, отправляясь от наглядного обучения, которое опирается на восприятия и ощущения, идущие от предметного, объективного мира, что и называют в школьной практике наглядностью, наглядными пособиями».

Знание видов наглядных пособий дает возможность учителю правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении, а также изготовлять самому вместе с детьми необходимые наглядные пособия [22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности.

Наглядности в обучении присущи следующие характеристики:

- она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;

- является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;

- образует фундамент развития творческого воображения и мышления;

- является критерием достоверности приобретаемых знаний;

- оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность;

- соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;

- обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения.

  При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  • применяемая наглядности должна соответствовать возрасту учащихся;
  • наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
  • наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый  предмет;
  • необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  • детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

   Цель моей курсовой работы, выявление эффективных условий использования наглядности на уроках в начальной школе, была полностью реализована.

   В своей курсовой работе я изучила психолого-педагогическую литературу, определила роль наглядности в процессе обучения, дала научное обоснование наглядности, указала ее роль на уроке.  
                             Список использованной литературы

 

    1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 1998.
    2. Бабанский Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса 2002. – 298 с.
    3. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 2003. – 420 с.
    4. Елухина Н.В. Устное обучение на уроке, средства и приемы его организации. М.: Веконт, 1999.- 96 с.
    5. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Совецкая педагогика. – 1978. - № 10
    6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.
    7. Занков Л.З. Дидактика и жизнь. – М., 1968.
    8. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М., 1979.
    9. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения./ Я.А. Коменский. В 2-х т. – М., 1982, т. 1., с. 384.
    10. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения: - в нн: Избранные психологические произведения. / А.Н. Леонтьев. – М., - 1983. – т. 1. – с. 360.
    11. Лернер И.Н. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
    12. Мир детства: Младший школьник // Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1981.
    13. Оконь В. «Введение в общую дидактику».  М. Высшая школа, 2001. – 268 с.
    14. Педагогика / Под ред. Пидкасистого, С. 172 – 184.
    15. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 1987.
    16. Раченко И.П. НОТ учителя. – М., 1972.
    17. Скульский Р.П. Учится быть учителем. – М., 1986.
    18. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Кн. для учителя / Г.Ф. Суворова, Н.В. Владимирова, А.В. Поляков и др., Под ред. Г.Ф. Суворовой. – М.: Просвещение, 1990, С. 120 – 128.
    19. Тихомирова К.М. Методика работы над изложением по диафильму. // Начальная школа. – 1987. - № 6. – С. 19
    20. Харламов И.В. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990, С. 179 – 193.
    21. Шукаров О.Х творческий рост педагога. – М., 1985.
    22. Электронные библиотеки // Москва: Младшая школа – 2005.- (Рус.) –URL: http://www.mladshyia shkola.net/i2a1a2.asp235616
    23. Электронные библиотеки // Москва: Педагогика и психология – 2004.- (Рус.) –URL: http://www.nezachetov.net/i2a1a2.asp?id=19316
    24. Электронные библиотеки // Педагогика – 2005.- (Рус.) –URL:     http://www.sdal.ru/works/
    25. Электронные библиотеки // Педагогика и психология – 2006.- (Рус.) –URL:     http://vio.fio.ru/vio_17/cd_site

 

 

 


Информация о работе Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников