Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:59, курсовая работа
Целью моей работы было показать специфику педагогики Марии Монтессори и место ребенка в этой педагогической системе. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи: рассмотреть взгляды Монтессори на особенности развития ребенка, и вытекающие из этих особенностей потребности ребенка, рассмотреть педагогические принципы педагогики Монтессори, показать роль педагога в педагогическом процессе, рассмотреть основные понятия педагогической системы. Во второй главе мною была поставлена следующая задача: рассмотреть влияние педагогической среды и дидактических материалов на развитие ребенка. В третьей главе я рассматривала влияние педагогики Монтессори на детские дошкольные учреждения в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Специфика развития ребенка и роль педагога в его Монтессори-педагогике.
1.1.Особенности развития ребенка и его потребности.
1.2.Педагогические принципы системы.
1.3. Роль педагога.
1.4. Основные понятия педагогики Монтессори.
ГЛАВА 2. Влияние подготовительной среды и дидактических материалов на развитие ребенка.
2.1. Организация подготовительной среды.
2.2. Дидактические материалы.
ГЛАВА 3. Монтессори-педагогика в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Специфика развития ребенка и роль педагога в его Монтессори-педагогике.
1.1.Особенности развития ребенка и его потребности.
1.2.Педагогические принципы системы.
1.3. Роль педагога.
1.4. Основные понятия педагогики Монтессори.
ГЛАВА 2. Влияние подготовительной среды и дидактических материалов на развитие ребенка.
2.1. Организация подготовительной среды.
2.2. Дидактические материалы.
ГЛАВА 3. Монтессори-педагогика в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Целью моей работы было
показать специфику педагогики Марии
Монтессори и место ребенка в
этой педагогической системе. Исходя из
этого, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть взгляды Монтессори
на особенности развития ребенка, и
вытекающие из этих особенностей потребности
ребенка, рассмотреть педагогические
принципы педагогики Монтессори, показать
роль педагога в педагогическом процессе,
рассмотреть основные понятия педагогической
системы. Во второй главе мною была
поставлена следующая задача: рассмотреть
влияние педагогической среды и
дидактических материалов на развитие
ребенка. В третьей главе я
рассматривала влияние
В своей работе я
использовала следующую литературу:
работы самой Марии Монтессори, и
работы, посвященные Монтессори-
Необходима отметить, что рассмотренная мной в этой работе тема очень актуальна на сегодняшний день. Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам. Функционируют тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори-педагогике.
ГЛАВА 1. Специфика развития ребенка и роль педагога в его Монтессори-педагогике.
1.1. Особенности развития ребенка и его потребности.
Мария Монтессори очень
большое внимание уделяла развитию
ребенка и его потребностям. Она
всегда утверждала, что «ребенок наделен
великими возможнос¬тями. И если мы
действительно стремимся к
Существует некая психическая сила, по¬могающая развитию ребенка. К двум годам малыши умеют различать людей и предме¬ты, окружающие их. Масштаб их созидательной деятельности очень велик – ведь все наши знания приобретены тем малышом, которым каждый из нас был в первые годы жизни. Речь идет не только о том, что дети учатся узнавать то, что их окружает, пони¬мать и приспосабливаться к этому окруже¬нию. Равным образом важно, что в тот пери¬од, когда никто не может стать для него учи¬телем, ребенок сам формирует основу своего интеллекта, создает некий прообраз будуще¬го религиозного чувства и особенностей сво¬его национального и социального сознания. К трем годам дети уже закладывают в себе основы человеческой личности и начи¬нают нуждаться в специальной помощи обу¬чающего воспитания. Сравнивая способности детей и взрослых, психологи утверждают, что нам потребовалось бы шестьдесят лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три года. К трем годам ребенок формируется как человек, несмотря на то, что его способность впитывать в себя окружающий мир к этому времени далеко не исчерпана.
Обладая именно таким
– неосознанным – типом умственной
деятельности, ребенок делает свои
удиви¬тельные свершения, начиная
с познания ок¬ружающего мира. Ребенок
обладает настолько сильной
М. Монтессори была
убеждена в том, что практически
любой ребенок является нормальным
человеком, способным открыть себя
в активной деятельности. Эта деятель-ность,
направленная на освоение окружаю¬щего
его мира, на вхождение в культуру,
со-зданную предшествующими
Младенческий период имеет созидательный характер. Нельзя ска¬зать, что при появлении на свет малыш обла¬дает хоть какой-то долей разумности, памя¬ти, воли, но он готов расти и развиваться дальше. Поэтому очень важно чтобы ребенок имел возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность.
Становление человечес¬кого существа начинается прежде всего с развития разума. Все остальное следует за ходом развития психики, которая формирует отличительные черты личности.
В каждом ребенке имеются скрытые возможности, присущие только его личности.
Некая жизненная сила действует в индивидууме и ведет его по сту¬пеням эволюции, покуда маленькое сущест¬во растет, совершенствуется и преодолевает препятствия на своем пути. Эта жизненная сила – «орме» («horme»). Именно эта жизненная сила эволюции побуждает ребенка к различным действиям, и если малыш развивается нормально, если его активность не наталкивается на препят¬ствия, в нем возникает то, что мы зовем «ра¬достью жизни». То есть ребенок постоянно находится в состоянии восторга и счастья.
В основу своей педагогической
системы Монтессори положила биологическую
пред¬посылку – любая жизнь есть
проявление свободной активности. Развивающийся
ре-бенок обладает врожденной потребностью
в свободе и
Существуют фазы развития ребенка. Эти фазы развития Монтессори приводит в своих работах .
Фазы развития ребенка.
Возраст ребенка Доминанта развития
От 0 до 3 лет «Впитывающее сознание»
От 3 до 6 лет «Строитель самого себя»
От 6 до 9 лет «Исследователь окружающего мира»
От 9 до 12 лет «Ученый»
От 12 до 18 лет «Социальный работник»
1. Пер¬вый из этих
периодов растянулся от рожде¬
2. Следующий период
– от шести до две¬надцати
лет – характеризуется ростом
без качественных изменений. С
точки зрения пси¬хики это
период спокойный и
3. Третий период
– от двенадцати до восем¬
Эта первая фаза развития
ребенка определяется гло¬бальной
ориентацией познавательной актив¬ности
ребенка на формирование чувственно¬го
образа окружающего мира в его
целост¬ном (всеобщем) и человечески-индивидуальном
функционировании. Это и есть та
внутренняя задача, которую «решает»
ребе¬нок в соответствии с «космическим
планом» своего развития. Причем в
зависимости от возраста по-разному.
Ребенок от 0 до 3 лет (М. Монтессори характеризовала
его как духовный эмбрион) представляет
собой, образно говоря, сверх¬чувствительный
резонатор эмоций родите¬лей – в
основном матери. Его «впитывающее
сознание», как губка, вбирает в
себя способы эмоционального реагирования
взрослых по отношению к событиям,
которые происходят в мире. Поэтому
наиболее подходящей окру¬жающей средой,
способствующей оптималь-ному детскому
развитию в этом возрасте, яв¬ляется,
безусловно, родительский дом и ро-дительская
забота. В обычной, житейской ситуации
этот процесс пускается взрослыми
на самотек, хотя им предоставлена уникальная
возмож¬ность целенаправленно
В возрасте 3-6 лет
ребенок, согласно точному образу М.
Монтессори, является строителем самого
себя . Именно на это вре¬мя выпадают
периоды максимальной интен-сивности
сенситивных периодов в его разви¬тии
– речевого, сенсорного, социального,
двигательного. Причем при благоприятных
условиях развитие органов чувств по
степе¬ни и уровню дифференцированности
может достигнуть предела человеческих
возможно-стей. То есть ближе к концу
этого периода с помощью своих
органов чувств ребенок мо-жет
познавать окружающий мир на уровне
взрослого, точнее – намного тоньше
(если опять-таки не пускать этот процесс
на само¬тек, а предоставить ребенку
возможность упражнять свои органы
чувств с помощью сенсорного Монтессори-материала).
Естественно, что наиболее подходящие
условия для развития ребенка
в этом возрас¬те предоставляет
«подготовленная среда» Монтессори-детского
сада, где всегда есть все необходимые
составляющие: сенсорный, речевой материал,
двигательная зона и, нако¬нец, другие
дети, имеющие возможность свободно
выражать свои познавательные им¬пульсы
и несущие в Монтессори-группу
не¬счетное количество ситуаций, которые
могут стать прекрасным материалом
для упражне¬ний навыков
Таким образом, ребенок подходит к сле¬дующей фазе своего развития, интегрируя свои сенсорные впечатления в единый, цело¬стный чувственный образ мира, который имеет при этом и четкую, дифференцирован¬ную внутреннюю структуру.
Ребенок в возрасте 6-9 лет в условиях свободной реализации познавательных импульсов представляет собой настоящего исследователя (образ М. Монтессори), кото-рый пытается выйти в познании мира за пре¬делы возможностей человеческих органов чувств путем поиска их медиаторов, усили¬телей: осваивая приборы, механизмы, специ-альные методики, которые создало человече¬ство в таких же целях.
Таким образом, для
ребенка в возрасте 6-9 лет развивающая
зона, зона «космическо-го воспитания»
с ее дидактическим Монтессори-
Постепенно ребенок «приходит к мыс¬ли», что нет необходимости каждый раз на-чинать свое исследование какого-либо явле¬ния, что называется, «от печки», а можно воспользоваться готовым знанием по данной проблеме, плодами деятельности предыду-щих поколений. Это и есть особенность ес¬тественного, свободного выражения позна-вательной активности ребенка в возрасте от 9 до 12 лет, который М. Монтессори называ-ла возрастом ученых . Именно в это время ре¬бенка в первую очередь интересуют готовые знания, факты и пр. Причем черпать их он желает не столько из учебников, где содер-жится помимо фактов множество лишних слов и информации (а уж тем более не со слов традиционного учителя, который может просто не успеть за развитием современной науки!), сколько из справочных и энциклопе¬дических изданий.
Ребенок в этом возрасте с удовольствием учится работать с каталогами в библиотеке, поскольку его основным «дидактическим материалом» являются именно тексты, при¬чем их лучшие, специально отобранные об¬разцы: тексты художественные, естественно¬научные, гуманитарные, психологические, исторические и т.д.
Вот и получается, что при благоприят¬ных условиях (например, в условиях Монтессори-школы) 12-летний подросток имеет реальную возможность уже владеть как адекватными способами познания явлений природы и культуры, так и основными фак-тами – результатом деятельности предыду¬щих поколений. И в принципе он готов к вы-ходу из стен специального образовательного учреждения в реальную жизнь, поскольку все это накладывается на уже имеющийся чувственный образ мира, образ себя и образ себя в этом мире; т.е. знания такого подрост¬ка являются «воплощенными», практически применимыми и необходимыми именно для этого человека. Это и есть второй уровень интеграции представлений человека об ок¬ружающем мире.
Информация о работе Ребенок в педагогической системе Марии Монтессори