Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:59, курсовая работа
Целью моей работы было показать специфику педагогики Марии Монтессори и место ребенка в этой педагогической системе. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи: рассмотреть взгляды Монтессори на особенности развития ребенка, и вытекающие из этих особенностей потребности ребенка, рассмотреть педагогические принципы педагогики Монтессори, показать роль педагога в педагогическом процессе, рассмотреть основные понятия педагогической системы. Во второй главе мною была поставлена следующая задача: рассмотреть влияние педагогической среды и дидактических материалов на развитие ребенка. В третьей главе я рассматривала влияние педагогики Монтессори на детские дошкольные учреждения в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Специфика развития ребенка и роль педагога в его Монтессори-педагогике.
1.1.Особенности развития ребенка и его потребности.
1.2.Педагогические принципы системы.
1.3. Роль педагога.
1.4. Основные понятия педагогики Монтессори.
ГЛАВА 2. Влияние подготовительной среды и дидактических материалов на развитие ребенка.
2.1. Организация подготовительной среды.
2.2. Дидактические материалы.
ГЛАВА 3. Монтессори-педагогика в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список литературы.
Наконец, третья фаза развития, охватыва¬ющая возраст от 12 до 18 лет, характеризуется глобальной направленностью человека на об¬щество и поиск в нем своего места. Здесь пер¬вый трехлетний период (12-15 лет, – по Монтессори, возраст организаторов) – своеобразная подготовка к следующему этапу. Согласно логике «космического плана», человек законо¬мерно находит еще одну возможность усилить свои познавательные возможности, привлекая для этой цели организацию людей.
Человека в возрасте
15-18 лет Мария Монтессори видела
активным социальным участником, который
имеет рабочее место (во многих странах
– с неполным рабочим днем), а
в свободное время в
Таким образом, Монтессори исходя из особенностей психического, физиологического и умственного развития детей, делает вывод о том, что образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка.
Последователи Монтессори выделяют несколько этапов обучения в Монтессори – школе. В первый год ребенок, осваивая правила жизни в группе, работает в основном в зоне практической жизни и в зоне сенсорики. Ка¬жется, что у него нет никакого продвижения вперед. Он не приносит домой никаких кон¬кретных знаний. Ребенок накапливает в себе некоторый потенциал для того, чтобы начать работать с конкретными знаниями. Он насы¬щает свою потребность потрогать мир рука¬ми, он учится различать цвета и оттенки, со¬относить большое и маленькое, длинное и короткое – руками, глазами, носом.
Примерно второй год обучения в Монтессори-школе – это период впитывания ре-бенком конкретных знаний. Он знакомится с буквами, цифрами и другими конкретными предметными знаниями.
Последний год – это переход от конкрет¬ных знаний к абстрактным. Ребенок учится вычитать и складывать, нормально читать и т.д. Очень часто в этот период дети возвра-щаются в практическую жизнь, но уже на со¬вершенно ином уровне. В практической зоне они расслабляются, получают удовольствие .
На втором году разновозрастность детей в группе позволяет старшим попробо¬вать себя в роли учителя. Их объяснение по¬рой даже более действенно, чем педагога. Как правило, дети решаются на эту роль, только когда полностью уверены в своем знании. А если они все же ошибаются, педа¬гог поправляет ошибки. Для старших детей все это очень важно. Интеллектуально дети готовы, мотивация к обучению у них есть, а вот понимание соци¬альных ролей (взрослого, ученика, учителя) они получают, готовясь к урокам и давая их.
М. Монтессори предлагает
уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность
сделать это и многое другое. Учитель
(взрослый) только помогает ему. Он создает
порядок в тех вещах, которые
нужны для развития ребенка, а
их очень много. Все эти чашечки,
подносики, губки и щеточки, а
также палки и кубики, бусины и
стерженьки, карточки и коробочки
положи их в беспорядке могут вызвать
только чувство бессилия перед хаосом
мира. Монтессори предложила расположить
их в определенной строгой логике,
а малышей с первого дня
в классе приучать поддерживать установленный
порядок. Не только и не столько, потому
что этого хотят взрослые, а
потому, что так удобнее самим
детям. Мария вообще считает, что
порядок органичен для ребенка,
но он не всегда умеет сам его
организовывать. Сразу необходимо отметить,
что для ре¬бенка порядок означает
нечто иное, чем для взрослого.
Монтессори говорит: «Для ребен¬ка порядок
есть то же самое, что для нас пол,
по которому мы ходим, а для рыбы
– вода, в которой она плавает.
В раннем детском воз¬расте человеческий
дух берет из окружаю¬щего мира ориентирующие
элементы, кото¬рые нужны для последующего
овладения ок¬ружающим миром» . Помочь
ребенку разобраться в хаосе
ми¬ра может, прежде всего, внешний
порядок. Он не только обосновывает господство
человека над вещами, но и способствует
тому, что на его основе ребенок
в этом возрасте строит внутренний
порядок в себе самом. Происходит
это обычным путем, в результа¬те
присвоения, обращения внешнего поряд¬ка
во внутренний. Можно сказать, что
в дальнейшей жизни человека внутренний
по¬рядок – порядок в мыслях,
поступках, законопослушность, да и
уровень саморегуляции
Монтессори подчеркивает,
что в возрасте 2-2,5 лет ребенок
испытывает характерную любовь, точнее,
настоящую страсть к соблю¬
А ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени, в поведе¬нии взрослых по отношению к нему.
Порядок в окружающей среде. Необходимо организовать окружающую ребенка среду (чаще всего – предметы в его квартире) таким образом, чтобы она соответ¬ствовала основным закономерностям в соот¬ношении между предметами: посуда – на кух¬не, обувь – в прихожей, одежда – в шкафу, игрушки – всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее. То есть создается своеобразная «подготовлен¬ная среда» (аналогичная той, которая форми¬руется в Монтессори-школе), демонстрирую¬щая культурно обоснованное соотношение между предметами, вещами в быту.
Порядок во времени.
Для ребенка чрезвычайно важно
прочув¬ствовать ритм своего дня. Осознать
собственный ритм дня – это
зна¬чит запустить ход «
Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. Для ребенка такого возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следую¬щих аспектах поведения взрослых по отно¬шению к нему:
1. Требования, которые
предъявляют взрослые к
2. Требования к
ребенку должны быть
3. Требования, которые
предъявляются ребенку, должны
соблюдаться самими взрослыми,
поскольку все равно ребе¬нок
научится тому, что видит. Этот
те¬зис можно оставить без
каких-либо психологических
Уделив такое большое внимание к особенностям развития ребенка, Монтессори построила свою педагогическую систему, основываясь на этих особенностях и вытекающих из них потребностях ребенка.
1.2. Педагогические принципы системы.
Мария Монтессори выделяет
в своей педагогической системе
несколько важных принципов, которым
надо уделить очень большое
1. ЗНАЧЕНИЕ СРЕДЫ В ВОСПИТАНИИ.
Одним из наиболее важных принципов Мария Монтессори считает значение среды в воспитании. Она утверждает, что для наиболее продуктивного развития ребенка необходимо создать среду, отвечающую его потребностям и интересам. Подробнее об этом пойдет речь во 2 главе.
2. СВОБОДА И ДИСЦИПЛИНА.
«Дисциплина в свободе
– вот великий принцип, который
нелегко понять стороннику традиционных
школьных мето¬дов. Как добиться дисциплины
в классе сво-бодных детей? Разумеется,
в нашей системе понятие
Мы называем человека дисциплиниро¬ванным, когда он владеет собою и умеет со-образовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому пра-вилу. Это понятие активной дисциплины не¬легко осознать и усвоить, но оно заключает в себе великий воспитательный принцип, весь¬ма отличный от безусловного и не терпящего возражений требования неподвижности» .
Учительнице, намеренной вести ребенка в условиях такой дисциплины, необходимо овладеть специальной техникой, если она желает облегчить ему этот путь на всю его жизнь, желает сделать его полным господи¬ном над собою. Свободе ребенка должна полагаться гра¬ница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью. Следо¬вательно, должно подавляться в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное — каждое проявление, имеющее полезную цель, – каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объек¬том наблюдения для воспитательницы.
Монтессори в своей работе приводит такой пример поведения педагога.
«Однажды дети, смеясь и болтая, собра¬лись вокруг миски с водою, в которой плава-ло несколько игрушек. В нашей школе был мальчик всего двух с половиною лет. Его ос-тавили вне круга, в одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства. Я из¬дали наблюдала за ним с большим внимани¬ем; сперва он придвинулся к детям и пытался протискаться в их среду, но на это у него не хватило сил, и он стал озираться во все сторо¬ны. Выражение его лица было необычайно интересно. Я жалею, что у меня не было в ту минуту фотографического аппарата. Взгляд его упал на стульчик, и он, видно, решил при¬двинуть его к группе детей и затем вскарабкаться на него. С сияющим личиком он начал пробираться к стулу, но в эту минуту учитель¬ница грубо (она бы, вероятно, сказала – неж¬но) схватила его на руки и, подняв над головами других детей, показала ему миску с водою, воскликнув: «Сюда, крошка, смотри и ты!»
Без сомнения, ребенок,
увидав плавав¬шие игрушки, не испытал
той радости, какую должен был
испытать, преодолев препятст¬вие собственными
силами. Желанное зрели¬ще не могло
принести ему пользы, между тем
как осмысленная попытка
Вот отправная точка дисциплины, и ос¬новы ее должны закладываться именно та-ким путем» .
Воспитание должно при¬ходить к ребенку на помощь разумным ослабле¬нием социальных уз, ограничивающих его активность. И по мере того как ребенок под¬растает в подобной атмосфере, его непосред¬ственные проявления становятся более от¬четливыми и с очевидностью истины рас¬крывают его натуру. По всем этим причинам первые шаги педагогического вмешательст¬ва должны клониться к развитию в ребенке самостоятельности.
3. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Человек не может
быть свободен, если он несамостоятелен.
Поэтому первые активные проявления
индивидуаль¬ной свободы
В противовес господствовавшему
снис¬ходительному подходу к
«грудничкам» – мол, что с них
возьмешь, – педагог-гуманист именно
в этом возрасте увидела огромные
потенциальные возможности
Сущность развития
младенца – самообу¬чение, точно
соответствующее программе, заложенной
в нем природой. Этот-то процесс
и формирует у ребенка «
Психолого-физиологической
основой данного процесса выступает
подмеченная М. Монтессори особенность
раннего детства, которую она
характеризовала как «абсорби-
У ребенка впечатления не только прони¬кают в сознание, но и формируют его. Как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, малыш создает собствен¬ную «умственную плоть» .
Поэтому-то задача взрослых,
по Монтессори, состоит не в том,
чтобы обучать, а в том, чтобы
помогать «разуму ребенка в его
работе над своим развитием», поскольку
именно в раннем возрасте он обладает
ог¬ромной созидательной
«Всякая педагогическая
мера, мало-маль¬ски пригодная для
воспитания маленьких де¬тей, должна
облегчать детям вступление на этот
путь самостоятельности. Мы должны учить
их ходить без посторонней помощи,
бегать, подниматься и спускаться
по лестни¬цам, поднимать оброненные
предметы, са¬мостоятельно одеваться
и раздеваться, ку¬паться, произносить
слова отчетливо и точно
Информация о работе Ребенок в педагогической системе Марии Монтессори