Ребенок в педагогической системе Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы было показать специфику педагогики Марии Монтессори и место ребенка в этой педагогической системе. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи: рассмотреть взгляды Монтессори на особенности развития ребенка, и вытекающие из этих особенностей потребности ребенка, рассмотреть педагогические принципы педагогики Монтессори, показать роль педагога в педагогическом процессе, рассмотреть основные понятия педагогической системы. Во второй главе мною была поставлена следующая задача: рассмотреть влияние педагогической среды и дидактических материалов на развитие ребенка. В третьей главе я рассматривала влияние педагогики Монтессори на детские дошкольные учреждения в нашей стране.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Специфика развития ребенка и роль педагога в его Монтессори-педагогике.
1.1.Особенности развития ребенка и его потребности.
1.2.Педагогические принципы системы.
1.3. Роль педагога.
1.4. Основные понятия педагогики Монтессори.
ГЛАВА 2. Влияние подготовительной среды и дидактических материалов на развитие ребенка.
2.1. Организация подготовительной среды.
2.2. Дидактические материалы.
ГЛАВА 3. Монтессори-педагогика в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 56.55 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 3. МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКА В РОССИИ.

В России первые Монтессори - сады были открыты в 1913 году и с  успехом функционировали до 1926 года, когда коммунисты закрыли их, посчитав, что стране не нужны самостоятельные, независимые личности. С 1991 года происходит возрождение Монтессори - педагогики в России. Несколько команд одновременно берутся за подготовку учителей для  дошкольных Монтессори - классов. Но только Московскому Центру Монтессори удается  наладить контакты с AMI-курсом, который  проводит в Мюнхене Монетессори-тренер Мария Рот. Этот курс с 1993 по 1998 год  закончило восемь посланцев нашей  страны. Они и стали преподавательским  костяком курса, организованного Центром  Монтессори. В 1998 году заместитель директора  Центра София Сумнительная встретилась  в Мюнхене с генеральным секретарем AMI Ренильдой Монтессори и получила одобрение на открытие в Москве Ассоциативного AMI-курса по подготовке учителей для  дошкольных классов. Так российские Монтессори-педагоги окончательно вошли  в европейское сообщество.

За годы работы в  Москве Центра Монтессори, подготовленные в нем учителя, открыли около 400 дошкольных классов в 80 городах России, Беларуси и Украины. В последние  годы группы возникают и по инициативе родителей, которые занимались в  “Родительском Университете” Центра Монтессори.

Все учебные Программы  Монтессори - садов соответствуют  целям и задачам, установленными российскими Программами воспитания и обучения детей дошкольного  возраста, но достигаются иными методами. Основными результатами обучения в  таких садах считаются реальные жизненные и социально - психологические  умения, с которыми ребенок приходит во взрослую жизнь.

Но все-таки, несмотря на популярность Монтессори-педагогики в нашей стране, однозначного отношения  к ее методикам не существует. В  России успешно функционируют десятки  садов-Монтессори. Только в Москве и  Московской области их насчитывается  около 70. Многие педагоги и родители отмечают грандиозные успехи, которые  были достигнуты детьми, посещающими  сады Монтессори. Но в тоже время  многие родители и педагоги выступают  против таких детских садов. Существует система МИР, которая выступает  против Монтессори педагогики. Признавая, что "педагогика Монтессори" - это  первый гениальный и научный опыт в традиционной педагогике, П.В. Тюленев  – руководитель системы - принципиально  возражает против исходной концепции  Монтессори – педагогики, с которой  не соглашается практически ни один современный родитель, если знает  о ней, разумеется, и которая словно бы сводит роль воспитателя или родителя к сравнительно пассивному наблюдателю  и помощнику своему ребенку. Кроме  того, ужасающе устарели границы сенситивных  периодов, установленные в свое время  Марией Монтессори. Отсюда запреты  руководителей"Монтессори - центров" принимать детей до 3-х лет, и  так же, утверждения о невозможности  заниматься с неподготовленным ребенком в пять лет. В целом, Тюленев характеризует  педагогику Монтессори как ошибочную  и демагогическую.

Таким образом, однозначного отношения к педагогике Монтессори в нашей стране не существует, хотя эта педагогическая система крайне популярна во многих странах сейчас, в том числе и в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе этой работы я рассмотрела взгляды Монтессори на особенности развития ребенка, и  вытекающие из этих особенностей потребности  ребенка, педагогические принципы педагогики Монтессори, роль педагога в педагогическом процессе и можно сделать вывод  о том, что Мария Монтессори признавая  наличие у ребенка уникальных способностей к саморазвитию, считает  главным делом педагога помощь ребенку  в саморазвитии путем невмешательства. Педагог является неназойливым наблюдателем по отношению к ребенку. Также  я рассмотрела в своей работе роль педагогической среды в процессе воспитания ребенка и показала специфику  дидактических материалов Монтессори. Педагогическая среда Монтессори предоставляет  ребенку возможность самостоятельно выбирать то, к чему он стремится  и способствует свободному и эффективному развитию в ребенке всех важных навыков  и умений. Дидактические материалы  основаны на понимании Монтессори особенностей развития ребенка и его потребностях, и таким образом, являются очень  эффективными в развитии ребенка. В  последней главе, я рассмотрела  применение Монтессори-педагогики в  нашей стране и пришла к выводу о неоднозначном отношении к  Монтессори-педагогике в России.

В заключение необходимо отметить гуманистический подход Монтессори к ребенку. Ставя его в центре своей педагогической системы, она  подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог  выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его  развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована личность ребенка, и  признается уникальной гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.

Список литературы:

1) Монтессори М.. Помоги мне сделать это самому. –М. 2000

2) Монтессори М.  Дом ребенка: Метод научной  педагогики. – Гомель, 1993.

3) Монтессори М.  Значение среды в воспитании // Частная школа. – 1995. – №4.

4) Монтессори М.  Подготовка учителя: // Альманах «МАМА»: На¬учно-методическое издание Межрегиональной  альтернативной Монтессори-ассоциации. – Вып. 1. – М., 1994.

5) Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для  жизни: об¬разовательная система  Монтессори. - М., 1996.

6) Монтессори М.  Разум ребенка // Монтессори. —  М., 1999.

7) Афанасьева Т.  Учить по Монтессори. - М., 1996.

8) Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Юлия Фаусек: Тридцать  лет по методу Мон-тессори.  – М., 1994.

9) Хилтунен Е.  Авторская программа воспитания  и обучения в российском Монтессори-детском  саду и начальной школе. - М., 2000.

10) Педагогика М.  Монтессори: Курс лекций. – Ч. 1-2. – М., 1992-93.

11) Сумнительный  К.Е. Как помочь ребенку по¬строить  себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). – М., 1999.

12) Школа Монтессори // www.museum.edy.ru

13) Система Монтессори // www.kroshkaru.ru

14) Почему мы выбираем  Монтессори? // www.montessori.ru

15) О Монтессори  – педагогике // www.biblio.narod.ru

16) О педагогической  системе Марии Монтессори // www.babihelp.kiev.ua


Информация о работе Ребенок в педагогической системе Марии Монтессори