Речевое развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлечёнными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом.

Содержание работы

Введение
Содержание грамматической работы с детьми…………….5
Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей…………………………………..8
3. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка………………………………………………………………..10
4.Методика формирования морфологической стороны речи....12
5. Методика формирования синтаксической стороны речи……14
6. Методика формирования способов словообразования……..15
7.Список литературы………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

речь.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Шарьинский  филиал ГОУВПО

«Костромской  Государственный университет имени Н.А. Некрасова»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По курсу: Теория и методика развития речи детей.

 

 На тему: Формирование грамматического строя речи у детей средней группы.

 

 

 

Студентки 3 курса

Специальность: «Педагогика и методика

дошкольного образования»                                                                               

Копосовой Марии Анатольевны

 

 

 

 

Отметка о регистрации

контрольной работы      

                                                 дата                   подпись ответственного за регистрацию


 

 

Отметка о проверке

контрольной  работе             

                                         дата                                             подпись проверяющего


 

Шарья 2010

 

План:

 

Введение

  1. Содержание грамматической работы с детьми…………….5
  2. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей…………………………………..8

   3.  Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка………………………………………………………………..10

4.Методика формирования  морфологической стороны речи....12

     5. Методика формирования синтаксической стороны речи……14

     6. Методика формирования способов словообразования……..15

7.Список литературы………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлечёнными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом.

   На пятом году  жизни происходят значительные  изменения в речевом развитии  ребёнка: обогащается словарь, совершенствуются речевой слух, грамматический строй речи, связная речь. Активный словарь может включать 3000 слов; в его состав постепенно входят (и специально вводятся) слова, обозначающие качества предметов, производимые с ним действия. Появляются высказывания, отражающие попытки ребёнка определить  предмет, его назначение, функциональные признаки, например: «Мяч – это во что играют»; «Посуда – из чего едят». С расширением активного словаря, совершенствованием грамматического строя речи ребёнок начинает точнее излагать свои мысли, более свободно общаться как с взрослыми, так и со сверстниками.

    У детей  значительно снижается количество  неправильно произносимых звуков, реже встречаются нарушения в  слоговой структуре слова. 

   Дошкольники практически осваивают правила грамматики, морфологические средства языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование согласных в основах глаголов и существительных), словообразование существительных, обозначающих детёнышей животных, с помощью  суффиксов, придающих слову эмоциональные оттенки (лисёнок, лисёночек); некоторые способы образования глаголов.

   Постепенно речь  детей становится более связной  и последовательной. Это даёт  возможность учить ребёнка составлять небольшое повествование, в котором он может использовать свой словарь, строить предложения разных видов, употреблять причастия, наречия и другие части речи. Ориентируясь на образец воспитателя, дети постепенно отходят от простого подражания и учатся рассказывать, излагать свои мысли более самостоятельно.

   Воспитатель должен  дифференцированно определять меру  требовательности к детям, учитывая  задачи обучения и качество  усвоения материала. Например, обучая  дошкольников образовывать форму повелительного наклонения глаголов (нарисуй, ляг, поскачи, спой и т.п.), педагог добивается, чтобы речь детей была правильной. Для этого он предлагает произнести слова в правильной форме несколько раз. Грамматически правильную речь помогают вырабатывать специальные игровые правила. Так, в игре «Мишка, сделай!» медвежонок не исполняет просьбу ребёнка, если она изложена неправильно.

   В начале года  проводят упражнения, в процессе  которых дети учатся соотносить (при восприятии речи взрослого)  наименования детёнышей животных  в единственном и множественном числе с их изображениями («Покажи, где утёнок, а где утята»). При выполнении таких заданий от детей не требуется использовать трудную форму слова в собственной речи. Эта задача ставится позже.

   Совершенствование  структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочинённых и сложноподчинённых предложений осуществляются в процессе обучения связной речи. Этому способствуют вопросы проблемного характера: «Почему воробей спокойно клюёт хлеб из собачьей миски и не улетает?»; «Чем так заинтересовался мальчик, что забыл о своей лодочке?» и др.

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Содержание  грамматической работы с детьми.

 

   Современное формирование  грамматического строя языка  ребёнка является важнейшим условием  его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.

   Овладение грамматическим  строем языка осуществляется  на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных  действий, игры, труда и других  видов детской деятельности, опосредованных словом, в общении с взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребёнка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

   Формирование  грамматического строя языка  ребёнка является «спонтанейным» (А.В.Запорожец) процессом; ребёнок  «извлекает» язык, его грамматическую  систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен несистемно. Педагогическое влияние на этот процесс саморазвития должно учитывать логику и ведущие тенденции естественного (стихийного) овладения языком.

   Формирование  грамматического строя языка  протекает в общем русле речевого (языкового) развития, и формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития, прежде всего этапы формирования форм речи (диалога и монолога), переход от дословесной смысло-семантической системы к ситуативной фразовой непроизвольной речи (из которой в последующем развивается как диалог, так и монолог). К освоению диалогической формы речи со сверстниками. Как сферы речевой самодеятельности детей.

   Формирование  разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и в определённой степени несинхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребёнка формирование грамматического строя языка ребёнка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.

Пятый год жизни знаменуется  становлением произвольности речи, формированием  фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в  изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»).

   Управление грамматическим  развитием должно осуществляться  прежде всего через организацию специальной совместной с взрослым деятельности, через общение ребёнка с педагогом и другими детьми. Такое общение может разворачиваться в форме речевого взаимодействия двоих собеседников (диалог), но может принимать и групповые формы (полилог). В зависимости от возраста формы организации общения меняются.

   На пятом году  жизни характер организации коллективных занятий несколько изменяется, чем в младшем дошкольном возрасте, в связи с тем, что постановка дидактических задач становится более дифференцированной, требует слухового сосредоточения. Включается решение проблемных речевых задач, выполнение творческих заданий, игровых упражнений, требующих концентрации внимания, тишины. Взрослый постепенно переводит детей от игр с игрушками, когда язык формируются как побочный продукт общения, к играм со словом, в которых языковые обобщения и произвольное оперирование со словом являются целью и прямым результатом обучения. Хотя такое обучение по-прежнему опирается на игровую  и коммуникативную мотивацию, использует косвенные методы воздействия; общение носит демократический характер, сопровождается шутками, перевёртышами, смехом детей; включает многообразные пластические упражнения (двигательная активность), разнообразие поз и перемещений в пространстве.

   Формирование  разных сторон грамматического  строя (синтаксиса, морфологии, словообразования) языка дошкольника имеет свою специфику, и для их развития должны применяться различные педагогические средства (приёмы, формы организации). Для освоения морфологии и словообразования важны приёмы, стимулирующие языковые игры; для формирования синтаксиса первостепенное значение имеет создание положительной мотивации для развёрнутых высказываний. Формирование разных сторон грамматического строя языка дошкольника происходит несинхронно, соответственно обучение должно проходить поэтапно. На начальных этапах активизация речевых высказываний носит общий, неспецефический характер, в дальнейшем постановка задач становится всё более дифференцированной. На пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества.

   Дидактические  игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики. Но такие игры с узкодидактическим содержанием не могут исполнять роль основной формы обучения в целях развития грамматического строя языка дошкольника.

   Уже на четвёртом  году жизни важнейшим условием (средством) полноценного формирования  грамматического строя языка  дошкольника становится обучение  связной речи и рассказыванию,  которое опирается на игровой  опыт детей и разворачивается в форме сотворчества педагога и ребёнка. Стремление к творчеству изначально присуще дошкольнику. Самостоятельное сочинение коротких историй-фантазий встречается уже у трёхлетних детей.  Спонтанное усвоение языка и форм речи у них носит творческий характер, проявляется в речевом и словесном творчестве. Подражание, повтор, несомненно, играют определённую роль в овладении языком, но эти процессы не имеют формы слепого повторения, специального зазубривания образцов. Ребёнок самопроизвольно, проявляя творчество, начинает обыгрывать понравившееся слово или форму, активно, многократно использовать их в инициативной речи, отыскивая для них новый контекст, «нащупывая» фонетический облик.

   Грамматическая  работа с детьми-дошкольниками  не может и не должна рассматриваться как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, «затверживания» отдельных трудных грамматических форм.

Речь должна идти о  создании условий для полноценного освоения грамматического строя  языка, прежде всего его системы, богатства синтаксических, морфологических и словообразовательных средств на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребёнка в сфере грамматики, спонтанных языковых игр, экспериментирования со словом и его формами, на основе речевого (словесного) творчества, использования языковых средств в разных формах общения с взрослыми и детьми.

    Подлинное  завоевание грамматики ребёнком  происходит тогда, когда он  начинает свободно использовать  весь арсенал грамматических  средств в расширяющихся сферах общения с взрослыми и детьми: в детском саду, во дворе, в парке, театре и пр.

Особое значение имеет  общение ребёнка со сверстниками, где наиболее полно раскрываются его потенциальные возможности.

Дошкольные годы –  особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого с ребёнком и детей друг с другом.

 

  

 

  

 

 

 

 

2. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей.

Грамматика  – это наука о строе языка, о его законах.

Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно  называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями.

Информация о работе Речевое развитие дошкольников