Речевое развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлечёнными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом.

Содержание работы

Введение
Содержание грамматической работы с детьми…………….5
Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей…………………………………..8
3. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка………………………………………………………………..10
4.Методика формирования морфологической стороны речи....12
5. Методика формирования синтаксической стороны речи……14
6. Методика формирования способов словообразования……..15
7.Список литературы………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

речь.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Морфология изучает  грамматические свойства слова и  его формы, грамматические значения в пределах слова;

Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок  следования слов;

Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

   Грамматика помогает  облекать наши мысли в материальную  оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Освоение ребёнком грамматического  строя языка имеет большое  значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная  речь может быть понятна собеседнику  и может служить для него  средством общения с взрослыми и сверстниками.

   Усвоение грамматических  норм языка способствует тому, что речь ребёнка начинает  выполнять наряду с функцией  общения функцию сообщения, когда  он овладевает монологической  формой связной речи. Синтаксис  играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.

    Овладение  грамматически правильной речью  оказывает влияние на мышление  ребёнка. Он начинает мыслить  более логично, последовательно,  обобщать, отвлекаться от конкретного,  правильно излагать свои мысли. Недаром К.Д.Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о её изучении, он писал: «…грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными».

   Овладение грамматическим  строем оказывает огромное влияние  на общее развитие ребёнка,  обеспечивая ему переход к  изучению языка в школе.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

В дошкольном возрасте у  ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д.Ушинский подчёркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребёнка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о  неопознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребёнком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчинённых предложений. В целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.

   Связи между  предметами и явлениями ребёнок познает, прежде всего, в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  усвоения детьми грамматического  строя русского языка.

Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П.Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.

   Физиологическим  механизмом освоения грамматического  строя является генерализация  соответствующих грамматических  отношений, выработка динамического  стереотипа. Ребёнок, наблюдая реальные  отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определённые выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

   В физиологии  установлена условно-рефлекторная  основа усвоения грамматической  стороны речи. У ребёнка вырабатывается  определённый динамический стереотип при изменении имён существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребёнок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определённых грамматических форм.

   Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребёнок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. Ребёнок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы. Например: «Мы видели в зоопарке «слон»; «Мне мама подарила «утёночек» (как и «Мне, мама купила «стол»).

   То же наблюдается  в употреблении неизменяемых имён существительных. Ребёнок твёрдо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и т.д.

   Основополагающие  значение для понимания особенностей  освоения грамматического строя дошкольниками имеют работы А.Н.Гвоздева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, А.М.Шахнаровича и других.

Усвоение ребёнком грамматического  строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые  характеризуются наличием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению. А.Н.Гвоздев писал: «В первую очередь усваиваются категории с отчётливо выраженным конкретным значением, которое легко может быть схвачено ребёнком».

Раньше всего ребёнок  усваивает число существительных (1г.10мес.), а также разницу между  уменьшительными и неуменьшительными  существительными: столик – стол. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребёнка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2г.10мес.) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путём механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных.

А.Н.Гвоздев наметил  основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1г.3мес. до 1г.10мес.).

Второй период – период усвоения грамматической структуры  предложения, связанный с формированием  грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1г.10мес. до 3 лет).

Третий период – период усвоения морфологической системы  русского языка, характеризующийся  усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период всё в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

    Усвоение морфологической  системы русского языка происходит  на основе развития у детей  ориентировки в звуковой форме  слов. Особенно отчётливо это  выражено у старших дошкольников.

   Для выработки ориентировки важна деятельность ребёнка со словами, однако простое накопление опыта не всегда приводит к положительному  результату.

При усвоении грамматического  строя языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону  морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки.

   Культура фонематического  слуха занимает в этом процессе  одно из ведущих мест.

   Основой усвоения  грамматического строя является  формирование грамматических обобщений.

 

 

 

 

 

 

 

4. Методика формирования морфологической стороны речи.

   На пятом году  жизни у детей появляется большое  количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы  общения, усложнившейся структурой  речи, вследствие чего неусвоенные  ещё нормы правильного изменения  слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм.

   Формированию  грамматических навыков помогают  возникающая в этом возрасте  потребность говорить правильно,  прошлый опыт, развитие у ребёнка  умений мобилизовывать свою память, более осознанно изменять слова, искать правильные формы. Большую роль играет для ребёнка оценка взрослым его речевой деятельности («Я правильно сказал?», «А как нужно сказать правильно?»).

   В средней группе  расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению.

   Содержание обучения  усложняется: продолжается обучение  употреблению форм родительного  падежа единственного и множественного  числа существительных, согласованию  существительных и прилагательных  в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

   На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже сформированных грамматических  навыков следует учить детей правильно изменять трудные для них слова. На данном этапе формирование грамматического строя речи в большей степени, чем ранее, связано с развитием монологической речи, с обучением детей рассказыванию.

   В методике  обучения  на занятиях особой разницы по сравнению с младшими группами нет. Большую роль продолжает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда – необходимость использования наглядности. Если в младших группах преимущественно используются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

   На пятом году  жизни детям предоставляется  большая самостоятельность в  образовании трудных грамматических  форм,  с которыми они встречались и раньше. Однако образец остаётся при этом ведущим приёмом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.

   Программное содержание  и методика организации занятий  также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях даётся не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с медвежатами).

   В игре «Что  изменилось?» производятся не  единичные, а множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; местоположение не одной игрушки, а нескольких).

   Повышаются требования  к детям. Воспитатель добивается  от детей чёткости и внятности  произнесения окончаний; предлагает произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно, поддерживает поиск ребёнком словоформы. Учитывая растущее у детей осознание особенностей речи, педагог привлекает ребёнка к исправлению его собственных и чужих ошибок (ребёнок ошибся, сказав «котёнки», воспитатель спрашивает, как сказать правильно).

    В средней  группе продолжаются формирование  навыков употребления существительных  во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах,  работа по закреплению представлений  о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имён существительных.

   Дидактическая  игра «Что (кого) не стало?» универсальна  для упражнения детей всех  возрастных групп в употреблении  существительных во множественном  числе в родительном падеже. В средней группе подбирают более трудные слова: туфли – туфель, сапоги – сапог, тапочки - тапочек, валенки - валенок, сандалии – сандалий.

      Эту же игру можно использовать для усвоения категории винительного падежа. Довольно часто дети допускают ошибки при употреблении винительного падежа, так как одушевленнее и неодушевлённые существительные изменяются по-разному.

   Для усвоения  категории среднего рода проводится  рассматривание предметных картинок  и игрушек. Воспитатель спрашивает: «Что это? Ведро, какое? Тарелка, какая? Ребёнок называет предмет, подбирает прилагательное, согласуя его с существительным.

   С детьми этого  возраста можно использовать  словесные упражнения. Более сложное  задание – подбор к прилагательному  существительного в определённой  грамматической форме.

Например: - Голубое небо. Про что ещё можно сказать голубое? (Платье, блюдце, ведро.)

   Становлению грамматической  стороны речи способствует художественная  литература, содержащая образцы  конструкций предложений, употребления  прямой и косвенной речи, глагольной лексики и др.

Информация о работе Речевое развитие дошкольников