Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:42, контрольная работа
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлечёнными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом.
Введение
Содержание грамматической работы с детьми…………….5
Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей…………………………………..8
3. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка………………………………………………………………..10
4.Методика формирования морфологической стороны речи....12
5. Методика формирования синтаксической стороны речи……14
6. Методика формирования способов словообразования……..15
7.Список литературы………………………………………………….17
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова;
Синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов;
Словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.
Грамматика помогает
облекать наши мысли в
Освоение ребёнком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения с взрослыми и сверстниками.
Усвоение грамматических
норм языка способствует тому,
что речь ребёнка начинает
выполнять наряду с функцией
общения функцию сообщения,
Овладение
грамматически правильной
Овладение грамматическим
строем оказывает огромное
В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.
В дошкольном возрасте у
ребёнка нужно воспитывать
Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребёнка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о неопознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребёнком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчинённых предложений. В целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.
Связи между
предметами и явлениями
3. Особенности
усвоения детьми
Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П.Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.
Физиологическим
механизмом освоения
В физиологии
установлена условно-
Выработка динамического стерео
То же наблюдается в употреблении неизменяемых имён существительных. Ребёнок твёрдо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и т.д.
Основополагающие
значение для понимания
Усвоение ребёнком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению. А.Н.Гвоздев писал: «В первую очередь усваиваются категории с отчётливо выраженным конкретным значением, которое легко может быть схвачено ребёнком».
Раньше всего ребёнок
усваивает число
А.Н.Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.
Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1г.3мес. до 1г.10мес.).
Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1г.10мес. до 3 лет).
Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период всё в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.
Усвоение морфологической
системы русского языка
Для выработки ориентировки важна деятельность ребёнка со словами, однако простое накопление опыта не всегда приводит к положительному результату.
При усвоении грамматического строя языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки.
Культура фонематического
слуха занимает в этом
Основой усвоения
грамматического строя
4. Методика формирования морфологической стороны речи.
На пятом году
жизни у детей появляется
Формированию
грамматических навыков
В средней группе
расширяется круг грамматически
Содержание обучения
усложняется: продолжается
На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков следует учить детей правильно изменять трудные для них слова. На данном этапе формирование грамматического строя речи в большей степени, чем ранее, связано с развитием монологической речи, с обучением детей рассказыванию.
В методике обучения на занятиях особой разницы по сравнению с младшими группами нет. Большую роль продолжает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда – необходимость использования наглядности. Если в младших группах преимущественно используются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.
На пятом году
жизни детям предоставляется
большая самостоятельность в
образовании трудных
Программное содержание
и методика организации
В игре «Что изменилось?» производятся не единичные, а множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; местоположение не одной игрушки, а нескольких).
Повышаются требования
к детям. Воспитатель
В средней
группе продолжаются
Дидактическая
игра «Что (кого) не стало?» универсальна
для упражнения детей всех
возрастных групп в
Эту же игру можно использовать для усвоения категории винительного падежа. Довольно часто дети допускают ошибки при употреблении винительного падежа, так как одушевленнее и неодушевлённые существительные изменяются по-разному.
Для усвоения
категории среднего рода
С детьми этого
возраста можно использовать
словесные упражнения. Более сложное
задание – подбор к
Например: - Голубое небо. Про что ещё можно сказать голубое? (Платье, блюдце, ведро.)
Становлению грамматической
стороны речи способствует