Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:42, контрольная работа
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлечёнными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом.
Введение
Содержание грамматической работы с детьми…………….5
Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей…………………………………..8
3. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка………………………………………………………………..10
4.Методика формирования морфологической стороны речи....12
5. Методика формирования синтаксической стороны речи……14
6. Методика формирования способов словообразования……..15
7.Список литературы………………………………………………….17
Даже без специального обучения, слушая или пересказывая сказку, ребёнок интуитивно усваивает формы изменения глаголов по лицам, числам и временам.
Навыки употребления глаголов закрепляются в играх.
5. Методика формирования синтаксической стороны речи.
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.
Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни (средняя группа) связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической её формой.
В речи ребёнка
пятого года жизни
В содержание обучения входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
Продолжается
работа над грамматическим
Для правильного построения предложений существительное значение имеет овладение глагольной лексикой. В процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребёнка подводят к построению связного высказывания. С этой целью используют упражнения типа «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации.
Овладение навыками
построения сложных
Вводить союзы в речь можно путём упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.
Вопросы «почему?»,
«когда?», «зачем?», «для чего?
Появление в речи детей сложноподчинённых предложений свидетельствует о познании и осмыслении ребёнком связей и отношений, существующих в реальной жизни. В 5-6 лет, как отмечают многие исследователи, наблюдается осознание причинных зависимостей. В речи связь между причиной и следствием выражается придаточными предложениями.
6. Методика
формирования способов
Для самостоятельного
словообразования важно, чтобы
дети хорошо понимали
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.
В среднем дошкольном возрасте поводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.
Детей учат соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.
Проводятся те
же дидактические игры, что и
в младших группах: «Кто у
кого», «Угадай, кого не стало»
Педагог объясняет, что не у всех детёнышей животных есть имя, их так и называют: детёныш жирафа, детёныш обезьяны.
Методика проведения
игр тоже усложняется, дети
уже самостоятельно
Для формирования
грамматических навыков в
В средней группе
проводятся занятия по
С целью закрепления
навыка образования
На этом возрастном этапе особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам.
Продолжается
работа по образованию
Список литературы:
Игра
«Угадай-ка»
Цель: ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.
Материал: плюшевый медведь.
Организация: Воспитатель загадывает загадку про медведя. Дети отгадывают. Появляется медведь, здоровается с ребятами.
Воспитатель: - А вот ещё одну загадку послушайте: большая, лохматая, коричневая – это собака или медведь? (воспитатель выделяет голосом окончания)
Ответы детей.
Мишка: - Это, конечно, я. Я – большой, лохматый, коричневый.
Воспитатель: - Конечно, мишка, ты большой, лохматый, но я то сказала: большая, лохматая. Большая – собака, а ты – большой.
А эта загадка о ком: коричневая, весёлая, смешная – это мишка или обезьяна? (Ответы детей.)
Мишка: - Мы с ребятами уже знаем: смешная – обезьяна, а – весёлый и смешной.
Воспитатель: - А это кто: косолапая, большелапая, меховая? (Ответы детей.)
Мишка: - Правильно, ребята, отгадали, и я отгадал: косолапая – медведица, а я – косолапый.
Для этой игры могут быть предложены и другие вопросы-загадки. При ознакомлении с глиняными предметами, например, можно спросить:
- Коричневый, блестящий, большой – это кувшин или ваза?
- Глиняное, расписное, большое – это блюдо или ваза?
При ознакомлении со стеклянными предметами можно задать такие вопросы:
- Стеклянный, прозрачный, высокий – это стакан или банка?
- Стеклянная, хрупкая, прозрачная – это стакан или ваза?