Речевое развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлечёнными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом.

Содержание работы

Введение
Содержание грамматической работы с детьми…………….5
Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей…………………………………..8
3. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка………………………………………………………………..10
4.Методика формирования морфологической стороны речи....12
5. Методика формирования синтаксической стороны речи……14
6. Методика формирования способов словообразования……..15
7.Список литературы………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

речь.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Даже без специального обучения, слушая или пересказывая сказку, ребёнок интуитивно усваивает  формы изменения глаголов по лицам, числам и временам.

Навыки употребления глаголов закрепляются в играх.

 

5. Методика  формирования синтаксической стороны речи.

В работе над синтаксисом  на первый план выступает задача формирования навыков построения  разных типов  предложений  и умения соединять  их в связное высказывание.

    Формирование  синтаксической стороны речи  у детей пятого года жизни (средняя группа) связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической её формой.

   В речи ребёнка  пятого года жизни увеличивается  количество простых распространённых  и сложных предложений. Вместе  с тем замечено, что дети не всегда правильно строят предложения, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих («папа и мама, они…»), переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют определений и обстоятельств.

   В содержание  обучения  входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в  речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

   Продолжается  работа над грамматическим оформлением  предложения и его распространением.

   Для правильного построения предложений существительное значение имеет овладение глагольной лексикой. В процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребёнка подводят к построению связного высказывания. С этой целью используют упражнения типа «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации.

   Овладение навыками  построения сложных предложений  требует осмысления значений  союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в  речи дошкольников употребление  сочинительных союзов (а, но, и,  то-то), служащих для связи слов  в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

   Вводить союзы  в речь можно путём упражнений, в которых требуется отвечать  на вопросы целым предложением  или заканчивать предложение.  Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.

   Вопросы «почему?»,  «когда?», «зачем?», «для чего?»  развивают у ребёнка умение  устанавливать причинно-следственные, временные, целевые  связи и  отношения.

     Появление  в речи детей сложноподчинённых предложений свидетельствует о познании и осмыслении ребёнком связей и отношений, существующих в реальной жизни. В 5-6 лет, как отмечают многие исследователи, наблюдается осознание причинных зависимостей. В речи связь между причиной и следствием выражается придаточными предложениями.

 

6. Методика  формирования способов словообразования.

    Для самостоятельного  словообразования важно, чтобы  дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать  речевой слух, обогащать детей  знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарём, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

     В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться им  пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.

   В среднем дошкольном возрасте поводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.

   Детей учат  соотносить названия животных  и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.

   Проводятся те  же дидактические игры, что и  в младших группах: «Кто у  кого», «Угадай, кого не стало», «Магазин игрушек». Содержание речевого  материала в них меняется, становясь более сложным. Вводятся такие наименования животных, у которых детёныш называется по-другому: у лошади – жеребёнок, у коровы – телёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок.

Педагог объясняет, что  не у всех детёнышей животных есть имя, их так и называют: детёныш жирафа, детёныш обезьяны.

   Методика проведения  игр тоже усложняется, дети  уже самостоятельно образовывают  названия детёнышей по аналогии  с тем, что уже знакомо, что  было в их опыте. Игры и  упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребёнка, его представления об окружающей действительности, опыт.

   Для формирования  грамматических навыков в средней  группе можно использовать игры-драматизации  и дидактические игры с игрушками. Если же нужных игрушек не окажется (ежиха и ежата, медведица и медвежата), целесообразно использовать фланелеграф или теневой театр. Фигурки животных для них могут изготовить воспитатели.

   В средней группе  проводятся занятия по формированию  навыка образования названий посуды суффиксальным способом. Детям на примерах показывают, что одинаковые значения бывают, выражены разными морфологическими средствами: есть слова с суффиксом –ниц (сухарница, хлебница), но есть и другие, которые тоже обозначают посуду, но звучат не так – солонка, маслёнка (суффиксы – онк, - ёнк), чайник, кофейник (с суффиксом – ник).

   С целью закрепления  навыка образования наименований  посуды подходит игра в магазин,  где продаётся посуда.

   На этом возрастном  этапе особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам.

   Продолжается  работа по образованию звукоподражательных  глаголов (ворона каркает, кошка  мяукает, петух кукарекает, воробей – чик – чирик -  чирикает). Детей обучают способам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, краска  красит, учитель – учит, строитель -  строит).

 

 

         

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.,1998.
  2. Арушанова А.Г. Речь  речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи / А.Г.Арушанова. – М., 2005.
  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г.Арушанова. – М.,2002.
  4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников /О.С.Ушакова. – М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра

 «Угадай-ка»

 

Цель: ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.

Материал: плюшевый медведь.

Организация:    Воспитатель загадывает загадку про медведя. Дети отгадывают. Появляется медведь, здоровается с ребятами.

Воспитатель: - А вот  ещё одну загадку послушайте: большая, лохматая, коричневая – это собака или медведь? (воспитатель выделяет голосом окончания)

Ответы детей.

Мишка: - Это, конечно, я. Я  – большой, лохматый, коричневый.

Воспитатель: - Конечно, мишка, ты большой, лохматый, но я то сказала: большая, лохматая. Большая – собака, а ты – большой.

А эта загадка о ком: коричневая, весёлая, смешная – это мишка или обезьяна? (Ответы детей.)

Мишка: - Мы с ребятами уже знаем: смешная – обезьяна, а – весёлый и смешной.

Воспитатель: - А это  кто: косолапая, большелапая, меховая? (Ответы детей.)

Мишка: - Правильно, ребята, отгадали, и я отгадал: косолапая – медведица, а я – косолапый.

Для этой игры могут быть предложены и другие вопросы-загадки. При ознакомлении с глиняными  предметами, например, можно спросить:

- Коричневый, блестящий,  большой – это кувшин или  ваза?

- Глиняное, расписное, большое – это блюдо или ваза?

При ознакомлении со стеклянными  предметами можно задать такие вопросы:

- Стеклянный, прозрачный, высокий – это стакан или  банка?

- Стеклянная, хрупкая,  прозрачная – это стакан или  ваза?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Речевое развитие дошкольников