Рефлексивное преподавание как способ совершенствования педагогического мастерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:40, реферат

Описание работы

С начала восьмидесятых годов было предложено большое количество методик профессионального развития преподавателя, впоследствии примененных на практике. Они включают в себя следующее: преподаватель как исследователь (teacher-as-researcher), экспериментальное исследование (action researcher), комплексное исследование (clinical supervision), критический педагогический подход (critical pedagogy perspective) и другие. Ещё оной моделью, также позволяющей преподавателю повысить свой профессиональный уровень, является рефлексивное преподавание.

Файлы: 1 файл

Рефлексивное преподавание как способ совершенствования педагогического мастерства.docx

— 51.79 Кб (Скачать файл)

 

Поиск альтернатив

Как иначе я мог бы организовать свою преподавательскую  деятельность?

Выявление противоречий в практике преподавания логически ведёт в поиску альтернатив. На этой стадии возникает связь между нашей умственной деятельностью при критическом анализе и поиском преподавательской деятельности, соответствующей нашему новому пониманию данного процесса. При поиске альтернатив уместным было бы задать себе вопрос «Каковы будут последствия моих изменения?» А, следовательно, принимая во внимание уровень профессионализма, у нас появляется возможность понять, чьи интересы преследуются при оценке деятельности учащихся, если мы чаще будем участвовать в обсуждении, как содержания обучения, так и критериев оценки. Но, что ещё более важно, мы могли бы задаться вопросом, известны ли данные критерии самим учащимся, и предпринимаем ли мы сами попытки комментировать им процесс выставления оценки. В поисках интерактивного и более «демократичного» способа оценивания, основанного на достижении цели, мы ищем возможный альтернативный план действий.

 

 

Действие

Как и чему я должен теперь учить?

В 1972 году Пауло Фрейре (Paulo Freire) предложил идею о том, что рефлексия, не подкреплённая действиями – вербализм (verbalism), то есть голословие, в то время как действие без рефлексии – активизм (activism), то есть действие ради действия. Данная стадия логически завершает этот цикл, представляя собой заключительный, но не последний этап. Существуют диалектические связи, соединяющие предыдущие стадии и саму мысль о разработке новых идей, касающихся нашей преподавательской деятельности. Мы «реорганизуем» свой процесс преподавания  после описания того, что мы делаем, выявления причин и исходных условий этих действий, подвергания этого критическому анализу, поиска альтернатив, плана действий и, наконец, их реализации. Хотя в этом процессе и нет ничего сверхъестественного и обязательного, он предполагает системный подход к совершению осознанного выбора как основы для «хорошей» преподавательской деятельности.

 

Заключение 

 

Рефлексивное преподавание, как  и множество других форм самоанализа  преподавателя, является непростым  процессом. Оно подразумевает значительную смену приоритетов в нашем  образе мыслей и действий. Чтобы  стать способными к самоанализу, мы должны приобрести критическое отношение  к самим себе как преподавателям иностранного языка – подвергнуть  сомнению наши взгляды на процесс  обучения, которые мы считаем единственно  верными. Становясь педагогом, способным  к рефлексии путём постоянной проверки своей практической деятельности, мы также меняем наше представление  о том прямом или непрямом воздействии, которые мы как преподаватели  оказываем на формирование общества. То, как мы с помощью учебного плана знакомим учащихся с иностранным  языком, имеет сильное воздействие  на изменение общества в целом. Приобретение способности к рефлексии становится возможным не только для нас самих, но и подобным образом формирует  критический самоанализ у наших  учащихся. Возможно, это позволит им разрушить стену отчуждённости, воздвигнутую перед ними не только ежедневной рутиной, но и гнетущим языковым невежеством в обществе, частью которого они являются. Учащиеся больше не рассматриваются  как пассивные получатели готового знания. Для них становится возможным  самим оспаривать основополагающие принципы преподавания, согласно которым  они являются лишь объектом в процессе постижения новой культуры. Для преподавателей, обучающих студентов с различным  этническим происхождением, приобретение способности к критическому самоанализу  является поистине вызовом.


Информация о работе Рефлексивное преподавание как способ совершенствования педагогического мастерства