Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 09:16, доклад
Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.
Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.
Предложите такое упражнение ребенку.
Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами, читать динамичнее и основательнее.
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.
Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
В каждом диктанте имеются шесть предложений. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы.
Как лучше проводить зрительные
диктанты? Диктант накрывается листом
картона. Лист подвигают вниз, ребенок
в течение определенного
Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.
Если ребенок плохо запоминает предложения, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как ребенок успевает запомнить текст, пишет его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.
За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает.
Надо стремиться достигнуть скорости 80 – 90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому делайте замеры скорости чтения. Ребенок читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в “Таблицу достигнутых результатов”.
Ребенок должен видеть свои достижения!
1. Упражнения, направленные
на развитие четкости
Многие учащиеся во время
чтения не умеют регулировать свое
дыхание. Для исправления этого
недостатка и служит дыхательная
гимнастика.
1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох –
задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох
по порциям.
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох
– на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.
4) «Воздух, выходящий из проколотой шины
велосипеда»: с-с-с-с-с.
5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе
читаем ровный и медленный выдох, затем
глубоко вздохнуть, остановиться и медленно
дуть на пламя воображаемой свечи.
6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый
выдох, следом вдох, секундная задержка
дыхания, затем короткими толчками три
раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!
7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.
Летела оса около носа:
с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, мы его хлоп –
И поймали: з-з-з.
Пусть летит!
2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»
1) Читаем быстро, смотрим внимательно:
ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ
2) Читаем гласные с ударением на одном из них:
ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ ит.п.
Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:
ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА
3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):
Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х
4) Читаем цепочку слогов:
5) Читаем слова с наращиванием:
По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл.
3. Упражнения, развивающие
боковое зрение и
1) Для того чтобы дети
смогли понять суть терминов
«боковое зрение» и «прямой
угол», им предлагается, не отводя
взгляда от одной строчки,
«Фотоглаз»
Этот приём используют с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:
• За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение.
• За отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.
Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов.
Словарная работа.
В симпатичную коробочку собирать слова, значение которых непонятно. Можно ребятам приносить те слова, о которых они хотят рассказать сами. Ребёнок приносит карточку со словом, объясняет его значение, всем вместе можно составить предложение с данным словом.
«Молния»
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается 20 секунд (в начале) до 2-х минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.
«Буксир»
Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80 – 160 слов в минуту). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверку осуществлять путём внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а учитель выборочно проверяет. Упражнение вводится для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).
«Сравни»
Чтение домашнего текста
и незнакомого в сравнении (проверка
скорости чтения). У учащихся есть тетрадь
учёта скорости чтения, где они 1
раз в неделю отмечают скорость чтения
домашнего и незнакомого
«Кто быстрее»
На столе рассыпаны статьи, их в 3 раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали» каждый ученик берёт статью и «скользит» по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не ставлю. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.
«Считаем слова»
При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2 классе - не более 4-х, в 3-4 классах – не более 5-ти.
Цель упражнения: загрузить слуховой аппарат учащихся постоянной работой – счётом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т.е. приучаются читать только глазами.
Скачкообразное чтение «Кенгуру»
Под счёт 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строчки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух.
Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счёт 1, 2, фиксируя взгляд на начале и конце строки.
Вертикально-слаломное чтение «Слалом»
В течение 20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытаемся найти существенную информацию. Скорочтение.
Тренировочные упражнения лучше проводить на материале статей, взятых из учебника «Природоведение».
Скорочтение по методике Игоря Григорьевича Пальченко.
1. Учительское чтение (аудирование)
2. Чтение за диктором (учителем или хорошо читающим учеником). Чтение слово в слово:
• сначала по слогам;
• целыми словами;
• целыми предложениями.
3. Чтение в паре.
4. Пересказ с опорой на текст ( с подглядыванием).
5. Многократное чтение (одно предложение несколько раз):
• первый раз медленно орфографически;
• второй раз медленно;
• третий – быстрее, целыми словами;
• в темпе разговорной речи;
• как скороговорка или выразительно с логическим ударением.
6. Убыстрение темпа до уровня скороговорки.
7. Переход на незнакомый текст.
8. Чтение с отрывом взгляда от текста (сначала на стихотворной форме).
Упражнения на скорочтение
1. «Кто быстрее»
Сначала слово читаете вы, а потом ребёнок повторяет за вами. Сначала берите односложные слова: кот, рак, сыр, сук, лук, лес, лев, зуб, луг, дом, сок, мак, воз, нос, год, мох, кит, газ и т.д.
Сначала берите 3-4-5 слов и читайте их медленно, потом прибавляйте по одному слову и читайте быстрее. Хорошо, если с секундомером. Устройте соревнование, пусть ребёнок вас перегонит, а вы обязательно его похвалите. В следующее занятие прибавляйте 5-6-7 слов и т.д. можете довести до 20 слов.
2. «Карусель»
Напишите и прочитайте слово КОТ, ребёнок повторяет, затем добавьте ЛИСТ, вернитесь к слову КОТ и повторите 2 слова, затем добавьте двусложное слово ГРУ-ША, вернитесь к слову КОТ и повторите все 3 слова. Добавьте трёхсложное слово ДО-РО-ГА , снова повторите все слова, добавьте четырёхсложное слово ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР. Снова повторите все слова. Затем пусть ребёнок прочитает сам все слова, засеките время. Потом ещё раз, ещё – до предела его возможностей. Ежедневно выполняйте это упражнение 3-4 раза, стараясь увеличивать количество слов.
3. «Лесенка»
Выберите из книги 1-3 строчки. Прочитайте сами вслух медленно, незнакомые слова объясните. Затем медленно читает ребёнок, затем включите секундомер, пусть читает один раз, второй, третий. С каждым разом быстрее. Доведите скорость чтения до предела его возможностей, прочитав 3-5-10 минут. Сначала читайте вслух, потом про себя.
4. «Соревнование»
Выберите в книге абзац в 3-6 строк, ребёнок засекает время, вы медленно читаете вслух этот абзац. Затем вы включаете секундомер, а ребёнок читает этот же абзац, но как можно быстрее. Запишите время. Затем снова читаете вы, потом – ребёнок. Доведите скорость чтения до предела, каждый раз записывая результат.
5. «Фонтан»
Выберите длинное предложение в 1,5 – 2 строчки. Прочитайте 1-е слово, затем ещё раз быстро 1-е слово, прочитать второе. Потом повторив два первых прочитать третье слово и т.д. до конца предложения. Например: «У одного…», «У одного крестьянина…», «У одного крестьянина был…», «У одного крестьянина был сын…», «У одного крестьянина был сын ростом…, «У одного крестьянина был сын ростом с мизинчик». Старайтесь каждый раз предыдущие слова читать быстрее и быстрее, дойдя до конца предложения, прочитать его 3-4 раза, увеличивая темп до предела возможностей ребёнка. И так 2-3 предложения в занятие.
6. «По кругу» Чтение скороговорок:
• Не жалела мама мыла,
Мама Милу мыла мылом.
Мила мыла не любила.
Ей без мыла было мило.
• На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка.
Это Лёшка-забияка
Снова в реку бросил рака.
Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)
№ |
Предложения |
Число букв |
Время экспозиции (с) |
1 |
Набор №1 Тает снег. |
8 |
4 |
1 |
Набор №2 Трещат морозы. |
12 |
6 |
1 |
Набор №3 Прилетели птички. |
15 |
8 |
1 |
Набор №4 Дятел долбил дерево. |
17 |
8 |
1 |
Набор №5 Солнышко светит и греет. |
20 |
6 |
1 |
Набор №6 (Приложение 6) Зимой река покрылась льдом. |
23 |
5 |
1 |
Набор №7 (Приложение 7) Небо покрылось серыми
тучами. |
25 |
4 |
1 |
Набор №8 (Приложение 8) Идёт дождик. |
1 0 |
5 |
1 |
Набор №9 (Приложение 9) Вода в море солёная
на вкус. |
22 |
7 |
1 |
Набор №10 (Приложение 10) Москва – столица нашей
Родины. |
24 |
5 |
1 |
Набор №11 (Приложение 11) Весело колосится густая
рожь. |
25 |
4 |
1 |
Набор №12 (Приложение 12) Мальчики принесли сухих
веток. |
26 |
4 |
1 |
Набор №13 (Приложение 13) Давно скосили и убрали
луга и поля. |
28 |
4 |
1 |
Набор №14 (Приложение 14) Поднялась за рекой большая
серая туча. |
32 |
4 |
1 |
Набор №15 (Приложение 15) Зацветёт, зазеленеет наш
весёлый огород. |
34 |
4 |
1 |
Набор №16 (Приложение 16) В тайге водятся хищные
животные: волки, рыси. |
36 |
5 |
1 |
Набор №17 (Приложение 17) Однажды в студеную зимнюю
пору я из лесу вышел. |
38 |
5 |
1 |
Набор №18 (Приложение 18) Победа над врагом наполнила
грудь Павки счастьем. |
42 |
7 |