Режим щадящего чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 09:16, доклад

Описание работы

Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.

Файлы: 1 файл

Для первоклассников.docx

— 111.04 Кб (Скачать файл)

Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить  его тренировкой до 10 см.

Предложите такое упражнение ребенку.

Когда мы читаем, то ориентируемся  не на отдельные буквы, а на целые  слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет  намного быстрее улавливать связь  между словами, читать динамичнее и  основательнее.

Развитие техники  чтения тормозится из-за слаборазвитой  оперативной памяти.

     Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

     Делается это с помощью, так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

В каждом диктанте имеются  шесть предложений. Наращивание  длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы.

Как лучше проводить зрительные диктанты? Диктант накрывается листом картона. Лист подвигают вниз, ребенок  в течение определенного времени (от 4 до 8 секунд) читает молча это  предложение и старается запомнить. По истечении времени взрослый накрывает  это предложение вторым листом картона  и предлагает ученику записать его  в тетради.

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго  предложения. После того, как оно  стерто, снова следует записать его  в ученических тетрадях.

Если ребенок плохо  запоминает предложения, набор следует  повторить снова. Если на следующий  день картина повторяется, надо повторить  в третий раз, а может быть, и  в четыре дня подряд. Только после того, как ребенок успевает запомнить текст, пишет его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.

За два месяца можно  развить оперативную память, но при  условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает.

     Надо стремиться достигнуть скорости 80 – 90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому  делайте  замеры скорости чтения. Ребенок читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в  “Таблицу достигнутых результатов”.

Ребенок должен видеть свои достижения! 

 

1. Упражнения, направленные  на развитие четкости произношения

Многие учащиеся во время  чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого  недостатка и служит дыхательная  гимнастика. 
1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям. 
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н. 
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р. 
4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с. 
5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи. 
6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу! 
7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с. 
Летел комар и звенел: з-з-з. 
Сел на лоб, мы его хлоп – 
И поймали: з-з-з. 
Пусть летит!

2. Упражнения на  развитие подвижности речевого  аппарата: «Звуковая разминка»

1) Читаем быстро, смотрим  внимательно:

ОИЭ           АОЕЯ          ЕАЁИО 
ЯОЮ          АЮОЕ        ЭЁЮЯУ 
ЫЯЮ         УЁЮУ         ЮУАОЮ

2) Читаем гласные с  ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ   ит.п.

Можно разнообразить это  упражнение, произнося слоги сначала  с ударением на 1-й слог, потом  на 2-й и 3-й:

ДА-ДА-ДА,   ДА-ДА-ДА,    ДА-ДА-ДА

3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных  одного ряда (звуками):

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х 

4) Читаем цепочку слогов:

5) Читаем слова с наращиванием:

По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл.

3. Упражнения, развивающие  боковое зрение и отрабатывающие   прямой взгляд

1) Для того чтобы дети  смогли понять суть терминов  «боковое зрение» и «прямой  угол», им предлагается, не отводя  взгляда от одной строчки, перечислить  предметы, которые попадают в  поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

«Фотоглаз»

Этот приём используют с периода обучения грамоте, постоянно  усложняя его:

• За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько  слов, предложение.

• За отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик  слов и ответить на вопрос, есть ли в  нём данное слово.

Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного  восприятия слов.

Словарная работа.

В симпатичную коробочку  собирать слова, значение которых непонятно. Можно ребятам приносить  те слова, о которых они хотят рассказать сами. Ребёнок приносит карточку со словом, объясняет его значение, всем вместе можно составить предложение  с  данным словом.

«Молния» 

Упражнение заключается  в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается 20 секунд (в начале) до 2-х минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.

«Буксир» 

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80 – 160 слов в минуту). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверку осуществлять путём внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а учитель выборочно проверяет. Упражнение вводится для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).

«Сравни» 

Чтение домашнего текста и незнакомого в сравнении (проверка скорости чтения). У учащихся есть тетрадь  учёта скорости чтения, где они 1 раз в неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов.  Сравниваем эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят  свой рост и убеждаются в том, что  труд приносит успехи.

«Кто быстрее»

На столе рассыпаны  статьи, их в 3 раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях  данное предложение. По команде «Начали» каждый ученик берёт статью и «скользит» по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не ставлю. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой  момент.

«Считаем слова»

При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2 классе - не более 4-х, в 3-4 классах – не более 5-ти.

Цель упражнения: загрузить  слуховой аппарат учащихся постоянной работой – счётом слов. Школьники  лишены возможности вокализировать текст про себя, т.е. приучаются читать только глазами.

Скачкообразное  чтение «Кенгуру»

Под счёт 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строчки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух.

Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счёт 1, 2, фиксируя взгляд на начале и конце  строки.

Вертикально-слаломное  чтение «Слалом» 

В течение 20 секунд, перемещая  взгляд вертикально-слаломно, пытаемся найти существенную информацию. Скорочтение.

Тренировочные упражнения лучше  проводить на материале статей, взятых из учебника «Природоведение».

Скорочтение по методике Игоря Григорьевича Пальченко.

1. Учительское чтение (аудирование)

2. Чтение за диктором (учителем  или хорошо читающим учеником). Чтение слово в слово:

• сначала по слогам;

• целыми словами;

• целыми предложениями.

3. Чтение в паре.

4. Пересказ с опорой  на текст ( с подглядыванием).

5. Многократное чтение (одно  предложение несколько раз):

• первый раз медленно орфографически;

• второй раз медленно;

• третий – быстрее, целыми словами;

• в темпе разговорной  речи;

• как скороговорка или  выразительно с логическим ударением.

6. Убыстрение темпа до  уровня скороговорки.

7. Переход на незнакомый  текст.

8. Чтение с отрывом  взгляда от текста (сначала на  стихотворной форме).

 

Упражнения на скорочтение

1. «Кто быстрее» 

      Сначала слово читаете вы, а потом ребёнок повторяет за вами. Сначала берите односложные слова: кот, рак, сыр, сук, лук, лес, лев, зуб, луг, дом, сок, мак, воз, нос, год, мох, кит, газ и т.д.

Сначала берите 3-4-5 слов и  читайте их медленно, потом прибавляйте  по одному слову и читайте быстрее. Хорошо, если с секундомером. Устройте соревнование, пусть ребёнок вас  перегонит, а вы обязательно его  похвалите. В следующее занятие  прибавляйте 5-6-7 слов и т.д. можете довести  до 20 слов.

2. «Карусель»  

      Напишите и прочитайте слово КОТ, ребёнок повторяет, затем добавьте  ЛИСТ, вернитесь к слову КОТ и повторите 2 слова, затем добавьте двусложное слово ГРУ-ША, вернитесь к слову КОТ и повторите все 3 слова. Добавьте трёхсложное слово ДО-РО-ГА , снова повторите все слова, добавьте четырёхсложное слово ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР. Снова повторите все слова. Затем пусть ребёнок прочитает сам все слова, засеките время. Потом ещё раз, ещё – до предела его возможностей. Ежедневно выполняйте это упражнение 3-4 раза, стараясь увеличивать количество слов.

3. «Лесенка»  

      Выберите из книги 1-3 строчки. Прочитайте сами вслух медленно, незнакомые слова объясните. Затем медленно читает ребёнок, затем включите секундомер, пусть читает один раз, второй, третий. С каждым разом быстрее.  Доведите скорость чтения до предела его возможностей, прочитав  3-5-10 минут. Сначала читайте вслух, потом про себя.

4. «Соревнование»  

      Выберите в книге абзац в 3-6 строк, ребёнок засекает время, вы медленно читаете вслух этот абзац. Затем вы включаете секундомер, а ребёнок читает этот же абзац, но как можно быстрее. Запишите время. Затем снова читаете вы, потом – ребёнок. Доведите скорость чтения до предела, каждый раз записывая результат.

5. «Фонтан»  

     Выберите длинное предложение в 1,5 – 2 строчки. Прочитайте 1-е слово, затем ещё раз быстро 1-е слово, прочитать второе. Потом повторив два первых прочитать третье слово и т.д. до конца предложения.  Например: «У одного…», «У одного крестьянина…», «У одного крестьянина был…», «У одного крестьянина был сын…», «У одного крестьянина был сын ростом…, «У одного крестьянина был сын ростом с мизинчик». Старайтесь каждый раз предыдущие слова читать быстрее и быстрее, дойдя до конца предложения, прочитать его 3-4 раза, увеличивая темп до предела возможностей ребёнка. И  так 2-3 предложения в занятие.

6. «По кругу»       Чтение скороговорок:  

• Не жалела мама мыла,

Мама Милу мыла мылом.

Мила мыла не любила.

Ей без мыла было мило.

• На реке поймали рака,

Из-за рака вышла драка.

Это Лёшка-забияка 

Снова в реку бросил рака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)

№ 
п/п

Предложения

Число букв

Время экспозиции (с)

 






6

Набор №1

Тает снег. 
Идёт дождь. 
Небо хмурое. 
Коля заболел. 
Запели птицы. 
Поле опустело.

 



10 
11 
11 
12

 






6

 






6

Набор №2

Трещат морозы. 
Я ищу землянику. 
В лесу росла ель. 
Наступила осень. 
Дни стали короче. 
В лесу много берез.

 

12 
13 
13 
14 
14 
15

 






8

 






6

Набор №3

Прилетели птички. 
Ярко светит солнце. 
Лида вытерла доску. 
Весело бегут ручьи. 
Подул резкий ветер. 
Зоя прилежно учится.

 

15 
16 
16 
16 
16 
17

 






8

 






6

Набор №4

Дятел долбил дерево. 
Я хочу посадить цветы. 
Иней запушил деревья. 
Без воды цветы завянут. 
Пролетело жаркое лето. 
Возле дома посадили ель.

 

17 
18 
18 
19 
19 
20

 






7

 






6

Набор №5

Солнышко светит и греет. 
Федя решал задачу у доски. 
Загорелась в небе зорька. 
На деревьях сверкал иней. 
Город Москва стоит на реке. 
В лесу собирают землянику.

 

20 
21 
21 
21 
22 
22

 






6

 






6

 

Набор №6 (Приложение 6)

Зимой река покрылась льдом. 
Мальчик подарил маме цветы. 
Дежурные стёрли пыль с доски. 
Оленеводы работают в тундре. 
На огород забрались цыплята. 
Мы жили возле берёзовой рощи.

 

23 
23 
24 
24 
24 
24

 






5

 






6

Набор №7 (Приложение 7)

Небо покрылось серыми тучами. 
Дети посадили во дворе акацию. 
Бабушка купила внуку букварь. 
Землю согрело тёплое солнышко. 
Моя сестра работает на фабрике. 
Ласково грело весеннее солнце.

 

25 
25 
25 
26 
26 
26

 






4

 






6

Набор №8 (Приложение 8)

Идёт дождик. 
Мы любим Амгуэму. 
Береги учебные вещи. 
У Андрея чистая тетрадь. 
Помогай своему товарищу. 
Солнце осветило всю землю.

1


14 
17 
20 
21 
22

 




10 
10 
10

 






6

Набор №9 (Приложение 9)

Вода в море солёная  на вкус. 
Наша страна борется за мир. 
Началась большая перемена. 
Дети ходили в лес за грибами. 
Руки надо мыть водой с мылом. 
Красивы улицы нашего города.

 

22 
22 
23 
23 
23 
24

 






7

 






6

Набор №10 (Приложение 10)

Москва – столица нашей  Родины. 
Школьники поливают саженцы. 
Депутаты съехались на съезд. 
Надо быть честным и правдивым. 
Звёзды сияют на башнях Кремля. 
Летом наша семья жила на Волге.

 

24 
24 
24 
25 
25 
25

 






5

 






6

Набор №11 (Приложение 11)

Весело колосится густая рожь. 
Поля запорошило белым снегом. 
Мы читали интересный рассказ. 
Мичурин много и упорно работал. 
Новые дома растут очень быстро. 
Из машины вышел наш учитель.

 

25 
24 
25 
26 
26 
26

 






4

 






6

Набор №12 (Приложение 12)

Мальчики принесли сухих  веток. 
В поле поспевают рожь и пшеница. 
Из книжки выпал листочек сирени. 
Дети всех стран хотят жить в мире. 
Свежий ветерок повеял прохладой. 
Сверкнула молния, и загремел гром.

 

26 
26 
27 
27 
28 
28

 






4

 






6

Набор №13 (Приложение 13)

Давно скосили и убрали луга и поля. 
Белка взобралась на верхнюю ветку. 
Солнце светило ярко, и дети купались. 
Весь народ гордится героями космоса. 
Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо. 
Люблю я в поле встречать восход солнца.

 

28 
29 
30 
31 
32 
32

 






4

 






6

Набор №14 (Приложение 14)

Поднялась за рекой большая  серая туча. 
В далёкой тайге живут охотники-эвенки. 
Все радовались встрече с космонавтами. 
Разведчицы отправились в опасный путь. 
Дружная семья и землю превратит в золото. 
Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

 

32 
33 
33 
33 
34 
34

 






4

 






6

Набор №15 (Приложение 15)

Зацветёт, зазеленеет наш  весёлый огород. 
Меж редеющих верхушек показалась синева. 
Хороши привольные широкие степи Украины. 
На смелого собака лает, а трусливого кусает. 
Нам велит трудиться школа, учит этому семья. 
Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

 

34 
35 
35 
36 
36 
37

 






4

 






6

Набор №16 (Приложение 16)

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. 
Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 
Школьники готовятся к новому учебному году. 
Много работы пастухам в стаде ранней весной. 
На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. 
Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

 

36 
36 
37 
37 
38 
38

 






5

 






6

Набор №17 (Приложение 17)

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. 
Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. 
Малыши очень любили слушать волшебные сказки. 
Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. 
Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. 
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

 

38 
39 
39 
40 
41 
42

 






7

 






6

Набор №18 (Приложение 18)

Победа над врагом наполнила  грудь Павки счастьем. 
Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. 
Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины. 
По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. 
Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом. 
Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.

 

42 
43 
44 
45 
46 
46

 






8

Информация о работе Режим щадящего чтения