Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 09:16, доклад
Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.
2) Закончи предложение.
По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр.
3) Шарады.
Начало – голос
птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдется без труда.
(Картина).
С буквой К живу в
лесу.
С буквой Ч овец пасу.
(Кабан – чабан).
4) Найди название животных среди строк.
Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
10. Упражнения
на формирование навыка
1) Опиши предмет (учитель
показывает его и быстро
2) Повтори, что сказал учитель:
Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.
3) Выбери слова на заданный
звук (из прочитанного
4) Чтения слов, отличающихся одной буквой.
Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.
5) Чтение слов, имеющих
одинаковые приставки,
Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.
6) Чтение «перевертышей».
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
11. Упражнения на развитие выразительности чтения
1) Чтение предложений с разной интонацией.
2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.
3) Словарь настроений.
В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение).
После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.
«Словарь настроений и состояний»
Беспокойное, боевое |
Приветливое, радостное |
Бодрое, боязливое |
Прихотливое, робкое |
Бурное. веселое |
Светлое, сердитое |
Возбужденное |
Серьезное |
Возмущенное |
Скорбное |
Волшебное |
Смешное |
Героическое |
Сонное, солнечное |
Добродушное |
Сочувствующие |
Жуткое |
Спокойное |
Загадочное |
Таинственное |
Ликующее |
Тоскливое |
Печальное |
Шутливое |
Насмешливое |
Хвастливое |
Тексты
зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)
Диктант
1
1. Тает снег. (8 букв)
2. Идёт дождь. (9)
3. Небо хмурое. (10)
4. Коля заболел. (11)
5. Запели птицы. (11)
Диктант
2
1. Поле опустело. (12)
2. Трещат морозы. (12)
3. Я ищу землянику. (13)
4. В лесу росла ель. (13)
5. Наступила осень. (14)
Диктант
3
1. Дни стали короче. (14)
2. В лесу много берёз. (15)
3. Прилетели птички. (15)
4. Ярко светит солнце. (16)
5. Лида вытерла доску. (16)
Диктант
4
1. Весело бегут ручьи. (16)
2. Подул резкий ветер. (16)
3. Зоя прилежно учится. (17)
4. Дятел долбил дерево. (17)
5. Я хочу посадить цветы. (18)
Диктант
5
1. Иней запушил деревья. (18)
2. Без воды цветы вянут. (19)
3. Пролетело жаркое лето. (19)
4. Возле дома посадили ель. (20)
5. Солнышко светит и греет. (20)
Диктант
6
1. Федя решил задачу у доски. (21)
2. Загорелась в небе зорька. (21)
3. На деревьях сверкал иней. (21)
4. Город Киев стоит на Днепре. (22)
5. В лесу собирают землянику. (22)
Диктант
7
1. Зимой река покрылась льдом. (23)
2. Мальчик подарил маме цветы. (23)
3. Крестьяне работают на лугу. (23)
4. Дежурные стёрли пыль с доски. (24)
5. Из короба выбрались цыплята. (24)
Диктант
8
1. Мы жили возле берёзовой рощи. (24)
2. Небо покрылось серыми тучами. (25)
3. Дети посадили во дворе акацию. (25)
4. Бабушка купила внуку букварь. (25)
5. Землю согрело тёплое солнышко. (26)
Диктант
9
1. Моя сестра работает на фабрике. (26)
2. Ласково грело весеннее солнце. (26)
3. Идёт дождь. (10)
4. Мы любим наш Киев. (14)
5. Береги учебные вещи. (17)
Диктант
10
1. У Андрея чистая тетрадь. (20)
2. Помогай своему товарищу. (21)
3. Воды морей солёные на вкус. (22)
4. Наша страна борется за мир. (22)
5. Эти мальчики - весёлые ребята. (24)
Диктант
11
1. Дети ходили в лес за грибами. (23)
2. Началась большая перемена. (23)
3. Мальчики - будущие отличники. (24)
4. Красивы улицы нашего города. (24)
5. Москва - столица нашей Родины. (24)
Диктант
12
1. Школьники поливают саженцы. (24)
2. Депутаты съехались на съезд. (24)
3. Надо быть честными и правдивыми. (25)
4. Звёзды сияют на башнях Кремля. (25)
5. Летом наша семья жила на Волге. (25)
Диктант
13
1. Весело колосится густая рожь. (25)
2. Поля запорошило белым снегом. (25)
3. Мы читали интересный рассказ. (25)
4. Учёный много и упорно работал. (25)
5. Новые дома растут очень быстро. (26)
Диктант
14
1. Из машины вышел Митрофан Фомич. (26)
2. Мальчики принесли сухих веток. (26)
3. В поле поспевают рожь и пшеница. (26)
4. Молодёжь приехала на стройку. (24)
5. Дети всех стран хотят жить в мире. (27)
Диктант
15
1. Свежий ветерок повеял прохладой. (28)
2. Сверкнула молния, и загремел гром. (28)
3. Давно скосили луга и поля фермеры. (28)
4. Белка взобралась на верхнюю ветку. (29)
5. Солнце светило ярко, и дети купались.
(30)
Диктант
16
1. Весь народ гордится героями космоса.
(29)
2. Дедушка Филипп пасёт большое стадо.
(30)
3. Люблю я в поле встречать восход солнца.
(32)
4. Поднялась за рекой большая серая туча.
(32)
5. В далёкой тайге живут охотники - эвенки.
(33)
Диктант
17
1. Все радовались встрече с космонавтами.
(33)
2. Разведчики отправились в опасный путь.
(33)
3. Дружная семья и землю превратит в золото.
(34)
4. Обувь всегда необходимо очищать от
пыли. (34)
5. Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.
(34)
Диктант
18
1. Меж редеющих верхушек показалась синева.
(35)
2. Хороши привольные широкие степи Украины.
(35)
3. На смелого собака лает, а трусливого
кусает. (36)
4. Нам велит трудиться школа, учит этому
отряд. (36)
5. Наш народ хочет жить в мире со всеми
народами. (37)
Диктант
19
1. В тайге водятся хищные животные: волки,
рыси. (36)
2. Сквозь волнистые туманы пробирается
луна. (36)
3. Школьники готовятся к новому учебному
году. (37)
4. Много работы в школьном саду ранней
весной. (36)
5. На берегу моря раскинулся лагерь отдыха.
(34)
Диктант
20
1. Скоро небо покроется тучами, заморосит
дождь. (38)
2. Однажды в студёную зимнюю пору я из
лесу вышел. (38)
3. Пробилась из-под земли вода, и родился
родничок. (39)
4. От города в тайгу строители проложили
шоссе. (37)
5. Цветы были не знакомые, похожие на колокольчики.
(40)
Диктант
21
1. Прохладная вода хорошо освежает уставших
ребят. (41)
2. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся
и скрипит. (42)
3. Победа над врагом наполнила грудь воина
счастьем. (42)
4. Каждый день тысячи людей въезжают в
новые квартиры. (43)
5. Школьники выращивают мандарины, лимоны,
апельсины. (44)
Диктант
22
1. По лесной заросшей тропе осторожно
идёт пограничник. (45)
2. Начальник подошёл к окну и увидел за
ним строящийся дом. (46)
3. Наша страна живёт в мире и дружбе с другими
народами. (43)
4. Часть Сибири покрыта крутыми и обрывистыми
горами. (43
5. По нашему краю течёт красивая полноводная
река Енисей. (46)
В системе И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко есть 3 упражнения, которые оказались наиболее эффективными: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все три названных
упражнения проводятся не
Проводится это таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение минуты. По истечение минуты, каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатом первого прочтения.
Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляцию. Вот для этого и предназначено следующее упражнение – чтение в темпе скороговорки. Тут следует уделять внимание чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем останавливаем учеников и начинаем третье упражнение. Ребята выразительно и красиво прочитывают знакомую часть текста до конца и переходят на незнакомую часть текста. Если ежедневно проводить 3 таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение заметно улучшится.
Самозамер чтения (скорости): в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают слова и записывают результат в дневник. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа.
Помогают совершенствованию техники чтения и развитию речи упражнения, приведённые ниже.
Звуковая разминка.
1. Артикуляция
Гласные: а о у ы и э
Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиэ, аиуоэ
Согласные: з-с-ж, ш-ж-с
Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри
2. Слова, трудные для произношения: электрификация, портфель, иллюминация и др.
3. Скороговорки.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Давать в качестве разминки перед чтением.
«Фотоглаз»
Этот приём используют с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:
• За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение.
• За отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.
Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов.
Словарная работа.
В симпатичную коробочку собирать слова, значение которых непонятно. Можно ребятам приносить те слова, о которых они хотят рассказать сами. Ребёнок приносит карточку со словом, объясняет его значение, всем вместе можно составить предложение с данным словом.
«Молния»
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается 20 секунд (в начале) до 2-х минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.
«Буксир»
Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80 – 160 слов в минуту). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверку осуществлять путём внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а учитель выборочно проверяет. Упражнение вводится для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).
«Сравни»
Чтение домашнего текста
и незнакомого в сравнении (проверка
скорости чтения). У учащихся есть тетрадь
учёта скорости чтения, где они 1
раз в неделю отмечают скорость чтения
домашнего и незнакомого
«Кто быстрее»
На столе рассыпаны статьи, их в 3 раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали» каждый ученик берёт статью и «скользит» по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не ставлю. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.
«Считаем слова»
При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2 классе - не более 4-х, в 3-4 классах – не более 5-ти.
Цель упражнения: загрузить слуховой аппарат учащихся постоянной работой – счётом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т.е. приучаются читать только глазами.
Скачкообразное чтение «Кенгуру»
Под счёт 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строчки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух.
Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счёт 1, 2, фиксируя взгляд на начале и конце строки.
Вертикально-слаломное чтение «Слалом»
В течение 20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытаемся найти существенную информацию. Скорочтение.
Тренировочные упражнения лучше проводить на материале статей, взятых из учебника «Природоведение».
Скорочтение по методике Игоря Григорьевича Пальченко.
1. Учительское чтение (аудирование)
2. Чтение за диктором (учителем или хорошо читающим учеником). Чтение слово в слово:
• сначала по слогам;
• целыми словами;
• целыми предложениями.
3. Чтение в паре.
4. Пересказ с опорой на текст ( с подглядыванием).
5. Многократное чтение (одно предложение несколько раз):
• первый раз медленно орфографически;
• второй раз медленно;
• третий – быстрее, целыми словами;
• в темпе разговорной речи;
• как скороговорка или выразительно с логическим ударением.
6. Убыстрение темпа до уровня скороговорки.
7. Переход на незнакомый текст.
8. Чтение с отрывом взгляда от текста (сначала на стихотворной форме).
Упражнения на скорочтение
1. «Кто быстрее»
Сначала слово читаете вы, а потом ребёнок повторяет за вами. Сначала берите односложные слова: кот, рак, сыр, сук, лук, лес, лев, зуб, луг, дом, сок, мак, воз, нос, год, мох, кит, газ и т.д.
Сначала берите 3-4-5 слов и читайте их медленно, потом прибавляйте по одному слову и читайте быстрее. Хорошо, если с секундомером. Устройте соревнование, пусть ребёнок вас перегонит, а вы обязательно его похвалите. В следующее занятие прибавляйте 5-6-7 слов и т.д. можете довести до 20 слов.
2. «Карусель»
Напишите и прочитайте слово КОТ, ребёнок повторяет, затем добавьте ЛИСТ, вернитесь к слову КОТ и повторите 2 слова, затем добавьте двусложное слово ГРУ-ША, вернитесь к слову КОТ и повторите все 3 слова. Добавьте трёхсложное слово ДО-РО-ГА , снова повторите все слова, добавьте четырёхсложное слово ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР. Снова повторите все слова. Затем пусть ребёнок прочитает сам все слова, засеките время. Потом ещё раз, ещё – до предела его возможностей. Ежедневно выполняйте это упражнение 3-4 раза, стараясь увеличивать количество слов.
3. «Лесенка»
Выберите из книги 1-3 строчки. Прочитайте сами вслух медленно, незнакомые слова объясните. Затем медленно читает ребёнок, затем включите секундомер, пусть читает один раз, второй, третий. С каждым разом быстрее. Доведите скорость чтения до предела его возможностей, прочитав 3-5-10 минут. Сначала читайте вслух, потом про себя.