Роль детской художественной литературы в речевом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Содержание работы

Введение.
1.Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.
2.Особенности восприятия детьми литературных произведений.
3.Принципы отбора литературных произведений для детей
Литература.

Файлы: 1 файл

контрольная по развитию речи.docx

— 31.11 Кб (Скачать файл)

 

Министерства науки и образования 

ФГБОУВП Алтайская Государственная  Педагогическая Академия

Институт психологии и педагогики

 

 

 

Контрольная работа

«Роль детской художественной литературы в речевом развитии»

Кафедра дошкольного и дополнительного  образования

 

 

 

 

Выполнил студент

ОЗО 3курса 703А

Брыкова Кристина

Александровна

 

 

Барнаул 2012

 

Содержание:

 

Введение.

1.Роль детской художественной литературы в формировании личности  и речевом развитии ребенка.

     2.Особенности  восприятия детьми литературных  произведений.

     3.Принципы отбора литературных произвелений для детей

    Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Художественная литература – одно из важнейших средств  всестороннего развития личности дошкольника. Она будит мысль ребенка, помогает ему ориентироваться в окружающей действительности. Дошкольник начинает видеть в знакомых предметах и явлениях новые, ранее не знакомые им качества, воспринимает предметы и явления в их внутренний связи. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. 
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский.

 

1. Роль детской  художественной литературы в  формировании личности и речевом  развитии ребенка

 

Детская книга рассматривается  как средство умственного, нравственного  и эстетического воспитания. Детский  поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы  русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В  рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской  речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной  и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение  к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается  в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного  восприятия литературных произведений.

Воспитательная  функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного  образа. Чтобы полностью реализовать  воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические  особенности восприятия и понимания  этого вида искусства дошкольниками.

2. Особенности восприятия детьми  литературных произведений

 

  Эстетика и психология рассматривают  восприятие искусства как сложный  творческий процесс. «Эстетическое  восприятие действительности представляет  собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе  как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые  мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное  произведение обращается одновременно  и к чувству, и к мысли  читателя, помогая ему освоить  богатый духовный опыт человечества.

Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

Восприятие  художественной литературы рассматривается  как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три  стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать  странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать  интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей  работе уже на третьем году жизни  ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом  события и переживать новые для  него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место  героя, мысленно действует, борется  с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в  события, пытаются помочь герою, хором  подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

Художественное  восприятие ребенка на протяжении дошкольного  возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения  научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности  восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным. На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Кратко  остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании  и осмыслении текста, что связано  с расширением жизненного и литературного  опыта ребенка. Дети устанавливают  простые причинные связи в  сюжете, в целом правильно оценивают  поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес  к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного  развития ребенка, возникает пристальный  интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего  смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых  не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они  способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета  всех характеристик героя. У детей  формируется умение воспринимать текст  в единстве содержания и формы. Усложняется  понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности  формы произведения (устойчивые обороты  в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В  возрасте 6 – 7 лет механизм понимания  содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже  вполне сформирован.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с  содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

3. Задачи и содержание ознакомления  детей с художественной литературой

Существенное  значение имеет определение задач  литературного образования в  детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению  С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи  и содержание ознакомления детей  с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1.      воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2.      формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3.      воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4.      улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность  элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок  подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Задача  детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному  литературному образованию, которое  начинается в школе. Детский сад  может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так  как в дошкольном детстве ребенок  знакомится с разнообразием фольклорных  жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой  – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев  Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному  образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного  развития детей.

Для решения задач всестороннего  воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской  деятельности. В основе отбора –  педагогические принципы, разработанные  на основе общих положений эстетики.

 

 

3.Принципы отбора литературных произвелений для детей

 

Открытию перед детьми мира «Словестного искуства» помогает правильный отбор литературных произведений, в основе которого лежат педагогические принципы, разработанные Р.И. Кониной,  Р.И. Жуковской, О. И. Соловьевой, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович.:

  1. Литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;
  2. Необходимо учитывать возрастные особенности детей. По мнению С.Я. Маршака, возрастная специфика должна выражаться не в упрощенчестве, сюсюканье, а в учете особенностей психики ребенка, в частности конкретности мышления, впечатлительности, ранимости;
  3. Книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом;
  4. В книге должна быть четко выражена позиция автора. С.Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке;
  5. Книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передачи этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут. По мнению А. С. Макаренко, художественная книга должна идти впереди возрастного комплекта психики ребенка, быть немного «навырост».

Информация о работе Роль детской художественной литературы в речевом развитии