Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:05, контрольная работа
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.
Введение.
1.Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.
2.Особенности восприятия детьми литературных произведений.
3.Принципы отбора литературных произведений для детей
Литература.
Министерства науки и
ФГБОУВП Алтайская Государственная Педагогическая Академия
Институт психологии и педагогики
Контрольная работа
«Роль детской художественной литературы в речевом развитии»
Кафедра дошкольного и дополнительного образования
Выполнил студент
ОЗО 3курса 703А
Брыкова Кристина
Александровна
Барнаул 2012
Содержание:
Введение.
1.Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.
3.Принципы отбора литературных произвелений для детей
Литература.
Введение.
Художественная
литература – одно из важнейших средств
всестороннего развития личности дошкольника.
Она будит мысль ребенка, помогает ему
ориентироваться в окружающей действительности.
Дошкольник начинает видеть в знакомых
предметах и явлениях новые, ранее не знакомые
им качества, воспринимает предметы и
явления в их внутренний связи. Произведения
художественной литературы раскрывают
перед детьми мир человеческих чувств,
вызывая интерес к личности, к внутреннему
миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных
произведений, дети начинают замечать
настроение близких и окружающих его людей.
В них начинают пробуждаться гуманные
чувства — способность проявить участие,
доброта, протест против несправедливости.
Это основа, на которой воспитывается
принципиальность, честность, настоящая
гражданственность. «Чувство предшествует
знанию; кто не почувствовал истины, тот
и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г.
Белинский.
1. Роль детской
художественной литературы в
формировании личности и
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой
отчетливо выступает связь
Воспитательная
функция литературы осуществляется
особым, присущим лишь искусству способом
– силой воздействия
Эстетика и психология
Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Интерес
к книге у ребенка появляется
рано. Вначале ему интересно
Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).
Художественное
восприятие ребенка на протяжении дошкольного
возраста развивается и
Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В
среднем дошкольном возрасте происходят
некоторые изменения в
По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
В старшем дошкольном возрасте
дети начинают осознавать события, которых
не было в их личном опыте, их интересуют
не только поступки героя, но и мотивы
поступков, переживания, чувства. Они
способны иногда улавливать подтекст.
Эмоциональное отношение к
В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.
Умение воспринимать литературное
произведение, осознавать наряду с
содержанием и особенности
Существенное
значение имеет определение задач
литературного образования в
детском саду. Цель ознакомления дошкольников
с художественной литературой, по определению
С. Я. Маршака, – это формирование
будущего большого «талантливого читателя»,
культурно образованного
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.
Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,
4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
У
детей формируют также
Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.
Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.
В
современных вариативных
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.
3.Принципы отбора литературных произвелений для детей
Открытию перед детьми мира «Словестного искуства» помогает правильный отбор литературных произведений, в основе которого лежат педагогические принципы, разработанные Р.И. Кониной, Р.И. Жуковской, О. И. Соловьевой, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович.:
Информация о работе Роль детской художественной литературы в речевом развитии