Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 08:44, контрольная работа
То, что игровую задачу ставит перед детьми не воспитатель, а кукла, очень повышает умственную и словарную активность малышей. Например, в гости к детям может прийти Антоша - кукла с лицом привлекательного, живого мальчика. Его появление всегда вызывает радость, ожидание чего-то нового, интересного. Антоша проводит игры, может быть, и ранее известные детям, например «Что изменилось?», но эти игры приобретают новый смысл, вызывают удивление, заставляют работать воображение. В игровой занимательной форме происходит активизация и обогащение словаря дошкольника.
Теоретическая часть
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря……………………………………………..4
2.Виды дидактических игр для развития словаря………………………………8
3.Дидактические игры с наглядным материалом, их содержание и методика проведения в разных возрастных группах……………………………………..11
4.Словесные дидактические игры, их специфика, методика проведения…...13
Практическая часть
1.Игры с наглядным материалом……………………………………………….17
2.Конспект занятия по развитию смысловой стороны слова для детей старшего возраста………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.
Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)».
- Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.
- Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички). У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?
- Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны.
- У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.
- Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).
- Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.
Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
Воспитатель: Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?
Послушайте стихотворение М.Щеловановой «Утро»:
Какое сегодня утро?
Сегодня не будет солнца,
Сегодня плохое утро,
Сегодня не будет солнца,
Сегодня скучное утро
Сегодня будет хмурый,
И, кажется, будет дождь.
Серый, пасмурный день.
- Почему же плохое утро?
- Почему же не будет солнца?
Сегодня хорошее утро,
Наверное, будет солнце,
Сегодня веселое утро
Обязательно будет солнце
И тучи уходят прочь.
И прохладная синяя тень.
- О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?
- Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)
- А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения, в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи.
При организации совместных специальных
игр ребенку обеспечены возможность
выбора языковых средств, индивидуального
«речевого вклада» в решение
общей задачи - в таких играх
у детей развивается
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей происходит обогащение и активизация словаря.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.
Таким образом, дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Гербова, В. В. Занятия по
развитию речи в средней
2.Колунова, Л. Умноватый мальчик [Текст] //Дошкольная воспитание.- 1994.-№9.-с.11
3.Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие /под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1988.- 240с.
4.Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада /под ред. В. И. Логинова, А. И. Максакова.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1984.- 223с.
5.Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада /под ред. Ф. А. Сохина.- М.: Просвещение, 1988.- 224с.
6.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]: пособие для воспитателя детского сада /под ред. Ф. А. Сохина.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 1986.- 159с.