Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:18, контрольная работа

Описание работы

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.

Содержание работы

Введение 3

1.Дидактические игры их место и роль в образовательном процессе 6

1.1 Педагогические ценности дидактических игр 8

1.2 Структура дидактических игр 8

1.3 Подбор дидактических игр и руководство ими 11

Заключение 15

Список Литературы 16

Файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Карелия

ГАОУ «Петрозаводский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по педагогике:

«Роль дидактических  игр в развитии

элементарных математических

представлений у дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 421 группы

Специальность 050144

Букейко А.А.

Преподаватель

Тиетявяйнен Н.В.

 

 

 

 

 

Петрозаводск 2013

Содержание

 

Введение                                                                                                                                     3                                                                                                                                       

 

1.Дидактические игры их место  и роль в образовательном процессе                                 6       

 

1.1 Педагогические ценности дидактических игр                                                                 8         

 

1.2 Структура дидактических игр                                                                                           8

 

1.3 Подбор дидактических игр и руководство ими                                                              11

 

Заключение                                                                                                                               15

 

Список Литературы                                                                                                                 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Игра – это особая, необходимая для нормального развития ребенка школа. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Именно в игре ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.

Потребность в игре у детей сохраняется  и занимает значительное место и  впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности  обстоятельствами, пространством, временем. Дети  - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,  инициатива” – так писала выдающийся  советский педагог Н.К. Крупская.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.

 

3

 Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

 Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В настоящее время появилось  целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая  считает игру ведущим методом  воспитания и обучения детей дошкольного  и младшего школьного возраста.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних играх отчетливее выступают одни признаки, в других - иные.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

игры по сенсорному воспитанию,

словесные игры,

игры по ознакомлению с природой,

по формированию математических представлений,

другие игры.

 

4

Иногда игры соотносятся с материалом:

игры с дидактическими игрушками,

настольно-печатные игры,

словесные игры,

псевдосюжетные игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

1.Дидактические игры их место  и роль в образовательном процессе

 

Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценирования), словесные и игровые приемы, дидактический материал.

У истоков разработки современных  дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессори создала дидактический материл, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей на занятиях в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание).

По  замечанию А.К. Бондаренко, требование дидактики помогают отделить от общего хода воспитательного процесса то, что в образовательной работе связано с обучением. По классификации А.К. Бондаренко дидактические средства образовательной работы делятся на две группы: первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый, во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач.

В дидактической игре наиболее популярное средство дошкольного обучения, ребенок  учится счету, речи и т.п., выполняя правила  игры, игровые действия. В дидактических  играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в  содержание занятий как одно из средств  реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В младшей группе, особенно в начале года, все занятия должно быть проведено  в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия  с целью воспроизведения, закрепление  ранее изученного.

 

6

 Так, в средней группе на занятиях по формированию элементарных математических представлений после ряда упражнений на закрепление названия основных свойств (наличие сторон, углов). Геометрических фигур может быть использована игра. Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В этом случае игровые действия детей, результаты их направляются и контролируются педагогом.

Дидактические игры оправдывают себя в решении  задач индивидуальной работы с детьми или с подгруппой в свободное  от занятий время.

По словам Сорокиной А.И., дидактическая  игра – это игра познавательная, направленная на расширение, усугубление, систематизацию представлений детей  об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. По словам Усовой А.П., дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.

Теорию  и практику дидактической игры разрабатывали  А.П. Усова, Е.И. Радина, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцева, В.Н. Аванесова, А.Н. Бондаренко, Л.А. Венгер, установившие взаимосвязь обучения и игры, структуру игрового процесса, основные формы и методы руководства.

Дидактическая игра ценна только в том случае, если она содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний детей. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают и явления окружающей действительности и познают мир. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Вначале увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к самому предмету обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

7

1.1 Педагогические ценности дидактических  игр         

 

В дидактических играх перед  детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы  дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и  умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению  задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие  условия, которые требуют от них  умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

 

 

 

1.2 Структура дидактических игр

 

Дидактическая игра имеет  определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений. Умение играть дети приобретают в  процессе своего развития. Правильно развивающийся ребёнок – это, без сомнения умеющий играть, утверждал Д. А. Колоцца; ребёнок предварительно должен достичь известной ступени физического и психического развития. Если же душевное развитие чем-нибудь задерживается, то и игра не может возникнуть, так как следствие невозможно без производящей его причины. 
 
Е. Е. Кравцова предлагает разграничивать два явления – игру и игровую деятельность. Игра – это определённое отношение мира к ребёнку и ребёнка к миру, ребёнка ко взрослому и взрослого к ребёнку, ребёнка к сверстнику и сверстника к нему. Игровая деятельность по сравнению с игрой – понятие более узкое, оно предполагает специальные действия детей по моделированию мира.

 

8

Игровую деятельность, по мнению исследователя, действительно формируют, развивают. А что касается игры, то если ребёнку создать нормальные условия жизни, он начнёт играть сам. 
 
Так, Аристотель подчёркивая важность правильного отбора игр в воспитании маленьких детей : «…игры эти должны соответствовать достоинству свободно рождённого человека, не слишком утомлять ребёнка и не быть разно созданными …Игры детей должны подражать будущим серьёзным занятия».Древнегреческий ребёнок сначала воспитывался в семье, а с наступлением отрочества поступал в общественную школу – по месту, где существовал своеобразный культ игры и в обучении широко использовались подвижные игры, в том числе и игры с разными предметами. 
М. Б. Басов считал, что через организованные формы игровой деятельности открывается доступ к тем свойствам и качествам личности подрастающего человека, которые нуждаются в стимулировании их развития. Поэтому при умелом использовании присущего игре воспитательного потенциала его значение для роста внутренней организованности личности ребёнка может быть чрезвычайно большим. Задача взрослых заключается в том, чтобы «овладеть стихией детской игры и направить её в надлежащее русло». 
Во многом благодаря именно игре у детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста формируется рефлексия- способность осознавать свои особенности, осмысливать, как эти особенности воспринимаются окружающими, и строить своё поведение с учётом их возможных реакций. 
 
Использование игры как формы организации обучения и воспитания, сознательное облачение процесса обучения и воспитания в форму игры известно на протяжении многих веков. Педагогическая ценность игровых методов и приёмов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению осознанного восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность. Для педагога школы игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитание у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствования школьно-значимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом. 
 

Информация о работе Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников