Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:18, контрольная работа
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
Введение 3
1.Дидактические игры их место и роль в образовательном процессе 6
1.1 Педагогические ценности дидактических игр 8
1.2 Структура дидактических игр 8
1.3 Подбор дидактических игр и руководство ими 11
Заключение 15
Список Литературы 16
Министерство образования
ГАОУ «Петрозаводский
Контрольная работа по педагогике:
«Роль дидактических игр в развитии
элементарных математических
представлений у дошкольников»
Выполнила
Студентка 421 группы
Специальность 050144
Букейко А.А.
Преподаватель
Тиетявяйнен Н.В.
Петрозаводск 2013
Содержание
Введение
1.Дидактические игры их место
и роль в образовательном
1.1 Педагогические ценности дидактических
игр
1.2 Структура дидактических игр
1.3 Подбор дидактических игр и
руководство ими
Заключение
Список Литературы
Введение
Игра – это особая, необходимая для нормального развития ребенка школа. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Именно в игре ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.
Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
3
Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В настоящее время появилось
целое направление в
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних играх отчетливее выступают одни признаки, в других - иные.
В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
игры по сенсорному воспитанию,
словесные игры,
игры по ознакомлению с природой,
по формированию математических представлений,
другие игры.
4
Иногда игры соотносятся с материалом:
игры с дидактическими игрушками,
настольно-печатные игры,
словесные игры,
псевдосюжетные игры.
5
1.Дидактические игры их место
и роль в образовательном
Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценирования), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессори создала дидактический материл, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей на занятиях в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание).
По замечанию А.К. Бондаренко, требование дидактики помогают отделить от общего хода воспитательного процесса то, что в образовательной работе связано с обучением. По классификации А.К. Бондаренко дидактические средства образовательной работы делятся на две группы: первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый, во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач.
В дидактической игре наиболее популярное средство дошкольного обучения, ребенок учится счету, речи и т.п., выполняя правила игры, игровые действия. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В младшей группе, особенно в начале года, все занятия должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепление ранее изученного.
6
Так, в средней группе на занятиях по формированию элементарных математических представлений после ряда упражнений на закрепление названия основных свойств (наличие сторон, углов). Геометрических фигур может быть использована игра. Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В этом случае игровые действия детей, результаты их направляются и контролируются педагогом.
Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми или с подгруппой в свободное от занятий время.
По словам Сорокиной А.И., дидактическая игра – это игра познавательная, направленная на расширение, усугубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. По словам Усовой А.П., дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.
Теорию и практику дидактической игры разрабатывали А.П. Усова, Е.И. Радина, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцева, В.Н. Аванесова, А.Н. Бондаренко, Л.А. Венгер, установившие взаимосвязь обучения и игры, структуру игрового процесса, основные формы и методы руководства.
Дидактическая игра ценна только в том случае, если она содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний детей. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают и явления окружающей действительности и познают мир. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Вначале увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к самому предмету обучения.
7
1.1 Педагогические ценности
В дидактических играх перед
детьми ставятся те или иные задачи,
решение которых требует
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению
задач нравственного
1.2 Структура дидактических игр
Дидактическая игра имеет
определённую структуру, отличающую её
от других видов игр и упражнений.
Умение играть дети приобретают в
процессе своего развития. Правильно развивающийся
ребёнок – это, без сомнения умеющий играть,
утверждал Д. А. Колоцца; ребёнок предварительно
должен достичь известной ступени физического
и психического развития. Если же душевное
развитие чем-нибудь задерживается, то
и игра не может возникнуть, так как следствие
невозможно без производящей его причины.
Е. Е. Кравцова предлагает разграничивать
два явления – игру и игровую деятельность.
Игра – это определённое отношение мира
к ребёнку и ребёнка к миру, ребёнка ко
взрослому и взрослого к ребёнку, ребёнка
к сверстнику и сверстника к нему. Игровая
деятельность по сравнению с игрой – понятие
более узкое, оно предполагает специальные
действия детей по моделированию мира.
8
Игровую деятельность, по
мнению исследователя, действительно формируют, развивают. А что
касается игры, то если ребёнку создать
нормальные условия жизни, он начнёт играть
сам.
Так, Аристотель подчёркивая важность
правильного отбора игр в воспитании маленьких
детей : «…игры эти должны соответствовать
достоинству свободно рождённого человека,
не слишком утомлять ребёнка и не быть
разно созданными …Игры детей должны
подражать будущим серьёзным занятия».Древнегреческий
ребёнок сначала воспитывался в семье,
а с наступлением отрочества поступал
в общественную школу – по месту, где существовал
своеобразный культ игры и в обучении
широко использовались подвижные игры,
в том числе и игры с разными предметами.
М. Б. Басов считал, что через организованные
формы игровой деятельности открывается
доступ к тем свойствам и качествам личности
подрастающего человека, которые нуждаются
в стимулировании их развития. Поэтому
при умелом использовании присущего игре
воспитательного потенциала его значение
для роста внутренней организованности
личности ребёнка может быть чрезвычайно
большим. Задача взрослых заключается
в том, чтобы «овладеть стихией детской
игры и направить её в надлежащее русло».
Во многом благодаря именно игре у детей
на рубеже дошкольного и младшего школьного
возраста формируется рефлексия- способность
осознавать свои особенности, осмысливать,
как эти особенности воспринимаются окружающими,
и строить своё поведение с учётом их возможных
реакций.
Использование игры как формы организации
обучения и воспитания, сознательное облачение
процесса обучения и воспитания в форму
игры известно на протяжении многих веков.
Педагогическая ценность игровых методов
и приёмов в том, что они развивают умственную
активность и познавательные интересы
детей, способствуют обеспечению осознанного
восприятия учебного материала, постоянства
действий в одном направлении, развивают
самостоятельность и самодеятельность.
Для педагога школы игра может стать одним
из инструментов активизации познавательных
способностей учащихся, воспитание у них
устойчивого интереса и потребности в
интеллектуальной деятельности, совершенствования
школьно-значимых психических и психофизиологических
функций, успешности обучения в целом.