Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:18, контрольная работа
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
Введение 3
1.Дидактические игры их место и роль в образовательном процессе 6
1.1 Педагогические ценности дидактических игр 8
1.2 Структура дидактических игр 8
1.3 Подбор дидактических игр и руководство ими 11
Заключение 15
Список Литературы 16
9
Игровая деятельность используется
в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий
для освоения понятий, темы и даже раздела
учебного предмета;
- как элементы более обширных технологий;
- как технологии внеклассной работы,
включает достаточно обширную группу
методов и приёмов организации педагогического
процесса в форме дидактических игр.
Игровая форма занятий создаётся на уроках
при помощи игровых приёмов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций
при срочной форме занятий происходит
по таким основным направлениям: дидактическая
цель ставится перед учащимися в форме
игровой задачи; учебная деятельность
подчиняется правилам игры; учебный материал
используется в качестве её средства,
в учебную деятельность вводится элемент
соревнования, который переводит дидактическую
задачу в игровую; успешное выполнение
дидактического задания связывается с
игровым результатом.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается
её добровольностью, возможностью выбора
и элемента соревновательности, удовлетворения
потребности в самоутверждении.
Обязательным компонентом игры являются
и её правила, благодаря которым педагог
в ходе игры управляет поведением детей,
воспитательно-образовательным процессом.
10
1.3 Подбор дидактических игр и руководство ими.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные.
В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и другие. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно – печатные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.
Все дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в
4. Игры с геометрическими
5. Игры на логическое мышление
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Руководство дидактическими играми
Обучающее содержание в дидактических играх определено «Программой воспитания в детском саду». Поэтому и руководство воспитателя дидактической игрой прежде всего обусловлено требованиями программы.
11
Вместе с тем оно обусловлено и особенностями самой игры, тем, что в ней одновременно проявляются обучающее начало и игровая деятельность детей.
Руководя игрой, воспитатель осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, игровые правила. Одновременно он является участником игры, причем процесс обучения для самих детей не заметен, так как они учатся играя.
Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру – деятельность интересную, близкую детям, радующую их, содействующую общению детей, формированию коллектива, живущего по законам «детского общества».
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, она не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения.
Руководство дидактическими играми включает:
а) отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение места и роли игры в системе обучения и воспитания, установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами обучения;
б) проектирование самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры;
в) руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки.
При проведении дидактических игр воспитатель основывается на общих дидактических принципах. Одним из них является принцип системности. Игры – одиночки могут быть очень интересными, но, используя их в не системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Принцип системности выражается и во взаимосвязи дидактических игр как формы обучения и занятия.
Обучение детей и усвоение ими программных требований требуетповторности.Это дидактическое требование относится и к обучению на занятиях и к дидактическим играм. У ребенка-дошкольника нет накопленных представлений, способов усвоения знаний, накоплений. Только в результате повторений маленькие дети учатся выделять в предметах признаки, качества (назначение, форму, цвет, величину, количество).
12
Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила. А ведь только при условии овладения всеми элементами дидактических игр они переходят в фонд самостоятельных игр.
Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям - все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию детьми включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми. При помощи словесных пояснений, указаний, создания образных представлений воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь воспитателя должна быть понятной детям, образной и вместе с тем краткой; подробные и многословные объяснения недопустимы. Разрушают игру замечания, указания на ошибки, стремление воспитателя довести их до сознания детей, его желание «выправить» игру.
Дидактическая игра характеризуется разнообразными формамидеятельности детей в их сочетании. Воспитатель, руководя игрой, обеспечивает возможность такой деятельности детей. Воспитатель, руководя игрой, обеспечивает возможность такой деятельности детей. Воспитатель учит детей целесообразным игровым действиям, используя зрение, слух, двигательно-моторный и осязательный анализаторы. Для развития интереса к дидактическим играм у старших детей воспитатель включает более сложные интеллектуально-волевые задачи, не спешит подсказать игровые действия, а предлагает детям определить их самостоятельно.
Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на детей и сам выполняет разнообразные роли. То он является прямым участником игры и через роль, игровое действие, игровое правило незаметно для детей направляет игру, поддерживает инициативу детей, сопереживает с детьми радость игры. Развитию игры чаще всего содействуют не прямые , а косвенные приемы: интригующий и направляющий игру вопрос; удивление, высказанное воспитателем, направляющее игровое действие; шутка, оживляющая игру, неожиданные для детей сюрпризы, которые воспитатель вводит в игру и др.
13
Иногда неправомерно усиливается занимательность игры, придается ей излишняя развлекательность и нарушается основное положение о том, что дети в дидактической игре учатся «играя, но не играючи».
Игра должна быть интересной, умной, а не безумным развлечением. При излишней развлекательности игра утрачивает способность быть формой обучения.
В руководстве игрой и в развитии ее важное значение имеет темп. Он определяется темпом умственной активности, речи, большей или меньшей активностью игровых действий, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями, большей или меньшей увлеченностью детей.
Руководя дидактической игрой, воспитатель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливает моторно-двигательную деятельность. Контакт воспитателя с детьми, детей между собой достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а воспитатель в центре круга или полукруга. Иногда дети делятся на группы, занимают разные места, а иногда «едут путешествовать» и покидают пределы группы.
Держать игру в пределах предполагаемого времени большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описания, рассказов, реплик детей является условием развития игры.
Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом являетсярезультат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями, правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение, например отгадывание поставленных игрой загадок, выполнения поручений, игровых заданий.
Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи – познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов. Особую заботу воспитателя составляет создание «материального центра»: подбор игрушек, картинок и других материалов для игры.
14
Заключение
В современной России система образования пришла к выводу, что преподавание математических знаний во многом зависит от того, насколько был интеллектуально развит ребенок в дошкольном возрасте.
Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определятся соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также – игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, т.е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего педагог организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?»
Педагог же организует и направляет игру, выступает в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.
15
Список использованной литературы
1.Белошистая А.В. Почему ребенку трудно математика уже в начальной школе? Начальная школа – 2004. - №4 – с.49-58.
2.Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; под ред. А.А. Столяра – М:Просвещение, 1991. -80 с.
3.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Конюхова и др./под ред. С.Л. Новоселовой – М.:Просвещение, 1985. – 144с.
4.Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников/ Н.Г. Кононова. – М.:Просвещение, 1982.- 96 с.
5.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников/ З.А. Михайлова. – М.:Просвещение, 1990.- 94 с.
6.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием/ А.А. Смоленцева. – М.:Просвещение, 1993. – 95 с.
7.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду/ А.И. Сорокина. – М.:Просвещение, 1982. – 96с.
8.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников/ Т.В. Тарунтаева. – М.:Просвещение, 1973. -88с.
9.Тренинг по психотерапии/Под редакцией Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – Спб: Речь, 2006. – 176 с.
10.Усова А.П. Обучение в детском саду/ А.П. Усова. – М.:Просвещение, 2003.- 98 с.
11.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду/ Е.И. Щербакова. – М: Академия, 2000. – 272 с.
16