Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 07:18, курсовая работа
Актуальность изучения данной темы обусловлено тем, что изучение, освещение, обобщение и систематизация научного наследия прошлого, оценка его значимости с позиций современности имеет принципиальное значение для развития теории и методики дошкольного образования на современном этапе имеет. Это позволяет выявить имеющиеся продуктивные подходы к решению воспитательных проблем, обратить внимание на те из них, которые оказались невостребованными, но в изменившихся условиях, под влиянием новых идей остаются актуальными. Значительный вклад в дошкольную педагогику внесла Евгения Александровна Флерина (1889 - 1952), которая прошла большой творческий путь от воспитателя детского сада до доктора педагогических наук, профессора Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, члена корреспондента АПН РСФСР. Ее научно-педагогическая деятельность неразрывно связана со становлением и развитием общественного дошкольного воспитания в нашей стране.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное Бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования
ЛИПЕЦКИЙ
государственный
Институт культуры и искусства
Кафедра дошкольного образования
Курсовая работа
по дисциплине «Теория и методика развития речи детей в ДОУ»
на тему: «Роль Е.А. Флериной в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста»
Студентки:
группы: ОЗО ДО22
Летуновской Нины Анатольевны
Преподаватель: к.пед.н ст. преподаватель кафедры музыкального и дошкольного образования Тарасенко Т.В.
ЛИПЕЦК 2013
Оглавление
Актуальность изучения данной темы обусловлено тем, что изучение, освещение, обобщение и систематизация научного наследия прошлого, оценка его значимости с позиций современности имеет принципиальное значение для развития теории и методики дошкольного образования на современном этапе имеет. Это позволяет выявить имеющиеся продуктивные подходы к решению воспитательных проблем, обратить внимание на те из них, которые оказались невостребованными, но в изменившихся условиях, под влиянием новых идей остаются актуальными. Значительный вклад в дошкольную педагогику внесла Евгения Александровна Флерина (1889 - 1952), которая прошла большой творческий путь от воспитателя детского сада до доктора педагогических наук, профессора Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, члена корреспондента АПН РСФСР. Ее научно-педагогическая деятельность неразрывно связана со становлением и развитием общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Изучение наследия Е.А. Флериной в контексте истории развития отечественной теории и практики дошкольного образования дает полное основание говорить о ее научно-педагогической школе. Созданная Е.А. Флериной педагогическая концепция, основанная на отечественных педагогических традициях К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, глубоком знании природы ребенка-дошкольника, многолетней практической и научной деятельности, отличается самобытностью и оригинальностью. Наиболее известными являются исследования Е.А. Флериной в области изобразительной деятельности детей. Анализу ее научного наследия посвящен ряд статей и выступлений на научных международных и межвузовских конференциях В.И. Яшиной, В.И. Ядэшко, Р.Г. Казаковой, в которых определяется вклад ее в дошкольную педагогику. Вместе с тем, педагогические взгляды Е.А. Флериной остаются недостаточно изученными и осмысленными, особенно в области методики развития речи и художественного слова. Этим был обусловлен выбор темы нашего исследования: «Педагогические идеи Е.А. Флериной».
Объект исследования - научно-педагогическая деятельность и труды профессора Е.А. Флериной.
Предмет исследования – педагогические идеи Е. А. Флериной.
Цель исследования – охарактеризовать научно-педагогическая деятельность и труды профессора Е.А. Флериной.
Задачи исследования:
1.Изучить основные
направления научно-
2.Охарактеризовать
теоретико-методические основы
3.Обосновать проблемы
методики развития речи
4.Определить роль
Е.А. Флериной в создании и
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Евгения Александровна Флерина (урожденная Сохевская) родилась 18 (30) декабря 1889 года в селе Брашеванове бывшей Херсонской губернии (Одесская область). Родители имели звание дворян, но материальное положение их было весьма ограниченным. «Вся их жизнь, которую я помню (а помню я себя с 4-х лет) была трудовая и тяжелая». Мать, окончившая Кишиневскую гимназию, всю жизнь учительствовала. В 1891 году семья переехала на Кавказ. Заселение Кавказа поощрялось царской властью. Отец, как и многие переселенцы, купил по 7 рублей за десятину участок земли и попытался на нем хозяйствовать, но из этого ничего не вышло, т.к. грабежи и разбои в тот период были обычным явлением в отношении русского населениях[8]. В 1893 году отец бросил хозяйство и поступил на службу в Хасав-Юртовский округ делопроизводителем. В семье было 5 детей. Каждому из них родители стремились дать образование. Евгения Александровна училась во Владикавказской Ольгинской женской гимназии, где у нее обнаружились способности к рисованию. В 1904 году вместе со старшей сестрой, по окончании гимназии, Евгения Александровна была отправлена родителями в Москву: она - в художественное Строгановское училище, а сестра - в зубоврачебную школу Греффе. С этого времени Евгения Александровна непрерывно жила в Москве. С 1904 по 1907 гг. она ездила на каникулы домой[1].
В Москве остро переживалась революция 1905 года. Не будучи участником какой-либо партии, Е.А. Флерина вместе с революционным студенчеством участвовала в демонстрациях, похоронах Н.Э. Баумана, видела разгон демонстрантов. Приезжая на каникулы домой, она привозила много нелегальной литературы и распространяла ее среди населения и солдат, разбрасывая около военных казарм и часовых. «В 1907 году на пути из Хасав-Юрта в Москву (на ст. Грозный) я опустила анонимное письмо ругательного содержания на имя командира полка, который был страшным негодяем и участвовал в карательных экспедициях» (Л.Д.;27). Письмо было доставлено по назначению, но его следы были обнаружены. Письмо было показано отцу, который, не зная в чем дело, подтвердил почерк дочери[8].
В результате отец был немедленно уволен со службы, а семья должна была спешно выехать с Кавказа. После нескольких лет скитаний родители поселились в городе Николаеве Херсонской губернии, где отец поступил преподавателем в железнодорожное техническое училище, мать продолжала учительствовать. Младший брат и сестра жили вместе с родителями.
Впоследствии младший брат стал инженером, кандидатом технических наук, а младшая сестра - литературным работником. Старшая сестра Евгении Александровны в 1912 году вышла замуж за юриста, поляка. В 1918 году в связи со смертью матери ее муж был вызван в Польшу, а затем вызвал на родину жену с ребенком. Родители некоторое время переписывались с ней, «отец собирался ехать к ней, получил разрешение, но его удалось отговорить ехать во враждебную страну» (Л.Д.;19). Связь со старшим братом-инженером была прервана в 1913 году. Он работал на постройке Ташкентской дороги, затем переехал в Одессу, где его застала революция. С тех пор семья не имела о нем сведений. После 1917 года отец служил в Красном госпитале в Николаеве.
Здоровье его значительно ухудшилось. Он получал ничтожную пенсию, переехал в Москву к Евгении Александровне, где жил на ее иждивении до своей кончины в 1939 (1937) году. Ее мать, выйдя на пенсию, поселилась в Киеве с внучкой (дочерью младшей сестры). Евгения Александровна хлопотала об их переводе в Москву, но этому помешала война. Мать умерла в Киеве в 1943 году. После того, как отца в 1907 году лишили службы, Е.А. Флерина осталась в Москве без поддержки родителей[1] Она стала давать уроки, занималась с детьми. В Строгановском училище она закончила 5 классов со званием «ученого рисовальщика 1 степени по керамике и фарфору». Шестой класс она не закончила, т.к. в феврале 1907 года Евгения Александровна вышла замуж за Сергея Ильича Флерина. В автобиографии 1937 года она так пишет об этом событии: «Пошла еще в 6-й класс, но далее замужество, рождение ребенка, тяжелое материальное положение, заставило меня искать заработка». В 1909 году она отвозит к родителям в Николаев 2-х месячную дочь, уходит от мужа и поступает руководительницей в детский сад Е.П.Залесской, где проработала 3 года. С этого времени Е.А. Флерина увлеклась педагогикой, «хотя очень любила живопись, а также — пение (имела голос и училась петь)». Второй брак был заключен Евгенией Александровной в 1918 году с профессором Александром Шнейдером, который умер в 1938 году. Во втором браке у Е.А. Флериной родился сын. В 1913 году она стала заведовать детским садом в доме дешевых квартир Солодовникова (2-я Мещанская). С самого начала работы Е.А.Флерина встает на путь самостоятельного искания содержания, методов и форм работы с дошкольниками. Одновременно с 1911 года в течение пяти лет Евгения Александровна преподавала художественный труд на дошкольном отделении курсов имени Д.И. Тихомирова на ул. М.Пироговская. Это положило начало ее деятельности по подготовке кадров дошкольных работников[8]. В 1914 году она примкнула к работе «Грибоедовского кружка рассказчика» (при детской библиотеке имени А.С. Грибоедова), стала его активным членом и рассказчиком в детской аудитории. Это углубило ее интерес к художественному слову и книге. В дальнейшем некоторые члены этого кружка сами стали организовывать кружки, где объединяли любителей-рассказчиков из педагогов школ, детских садов, библиотекарей[8].
С 1914 по 1916 гг. Е.А. Флерина преподавала на краткосрочных дошкольных курсах в Челябинске, Костроме, Ярославле, Туле и других городах, преподавала в университете А.Л. Шанявского (народный университет, открытый в Москве в 1906 году на средства либерального генерала А.Л. Шанявского и названный его именем, давал высшее образование, просуществовал до 1918 года). В это же время в университете начинает свою преподавательскую деятельность А.В. Бакушинский. Переломным этапом в деятельности Е.А. Флериной была встреча в 1915 году с СТ. Шацким и Л.К. Шлегер. Придя в ее детский сад на отчетную выставку детских рисунков, они высоко оценили ее творческую работу, но отметили, что выбранный ею путь руководства творчеством детей неверен и свой активностью она подавляет детей, перегружает их. Е.А. Флерину эта критика одновременно пленила и огорчила, и она написала в автобиографии, что ее работу никто раньше так не анализировал. Под влиянием идей СТ. Шацкого и Л.К. Шлегер в 1916 году Е.А. Флерина заканчивает работу на Тихомировских курсах, т.к. ее не удовлетворял узкий, инструктивно-методический характер преподавания на них. Разделяя идеи СТ. Шацкого и Л.К. Шлегер, она переходит к ним в детский сад при обществе «Детский труд и отдых», поступает на трехгодичные педагогические курсы и оканчивает их. «Работа в обществе «Детский труд и отдых» (1915-1918) шла исключительно по общественной линии (бесплатно)», поэтому ее приходилось совмещать с дополнительными заработками[1]. Е.А. Флерина положила начало нескольким направлениям исследований дошкольного детства. Центральное место в ее научной и педагогической деятельности занимали проблемы эстетического воспитания детей средствами искусства, изобразительной деятельности, художественного слова, игры и игрушки. Ей принадлежит заслуга в разработке общих основ эстетического воспитания, изучении детского изобразительного творчества и речевого развития детей дошкольного возраста, методики чтения и рассказывания в детском саду[8].
Фундаментальные труды Е.А. Флериной раскрывают ее позиции в понимании детского творчества, путей и программно-методических средств его развития, а также роли, принципов, содержания и методов использования живого слова в дошкольном учреждении. Важно подчеркнуть методологический характер многих идей, выдвинутых, обоснованных и проверенных ею в экспериментальной работе и широкой педагогической практике. Рассматривая вопросы изобразительной деятельности и художественного слова, обучения диалогической и монологической речи, она ставит и решает важные общепедагогические проблемы дошкольного воспитания, значение которых выходит за узкометодические рамки[1].
Общепризнанно, что ведущим направлением совершенствования процесса обучения речи должен быть коммуникативный подход, приближающий его к естественной ситуации общения и дающий возможность формирования необходимых в жизненной речевой практике умений (Л.И. Айдарова, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина, В.И. Яшина и др.). Такой подход требует построения обучения с учетом специфики речевой деятельности и психологических механизмов, лежащих в основе создания речевого высказывания[8].
Речевая деятельность человека — это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. В мозгу «происходит понимание слышимых слов, в нем же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы». Собственно органы речи (полости рта и носа, зубы, губы, язык, гортань, легкие) — это исполнительные органы речевого механизма, центральной частью которого является мозг; когда развивается мозг, развиваются мышцы органов речи ребенка. Сначала мышцы органов речи непослушны ребенку, он с трудом произносит звуки родного языка; подрастая, он говорит все чище, все свободнее произносит слова, фразы, т. е. с развитием мозга, тех его областей, от которых «идут команды на речевые мышцы», у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи. Но воспитатель должен помнить и об обратной зависимости: мозг развивается (совершенствуются механизмы интеллекта), если в процессе речевого общения ребенок тренирует мышцы своего речевого аппарата, т. е. если с ребенком говорят, выслушивают его. Чем раньше научится ребенок энергично и правильно артикулировать звуки (и модулировать интонацию), тем раньше он окажется способным к внутренней, более высокой форме владения речью, поскольку внутренняя речь — это тоже речедвижения, работа мышц органов речи[8].
Таким образом, есть прямая связь между развитием речи и, следовательно, интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или, как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных, навыков. Когда для ребенка становится доступным усвоение языка в его регулирующей функции, это значит, что родной язык стал орудием нравственного воспитания ребенка. С этого времени взрослые должны быть особенно внимательны к своим словам, к своему поведению.
Первые регулирующие поведение слова, которые должен усвоить ребенок, это слова нельзя, можно, надо, с их помощью он усваивает и понятия «хорошо», «плохо». Слово можно разрешает хорошие, добрые поступки на пользу людям, животным, растениям. С помощью слова надо тренируется воля, воспитывается действенное отношение ребенка к своему долгу: надо сделать то, что делать совсем не хочется, надо подкармливать птиц зимою, надо заботиться о растениях, надо помогать бабушке в домашней работе, надо защитить слабого от несправедливости. Осваивая родной язык, ребенок воспринимает и свойственные ему синтаксические конструкции, в какой-то мере программирующие его поведение. Так, поняв изменение глаголов по лицам, ребенок усвоит форму вежливости (например, в обращении к воспитательнице: «Что вы почитаете нам?», «Не можете ли вы почитать нам?> (вместо капризного «Ну, читай!»). Когда ребенок поймет такие слова родного языка, как доброта, доброжелательность, отзывчивость, заботливость, правдивость, трудолюбие, честность, скромность, верность, они должны будут стать программой формирования его нравственных принципов[14].