Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 07:18, курсовая работа
Актуальность изучения данной темы обусловлено тем, что изучение, освещение, обобщение и систематизация научного наследия прошлого, оценка его значимости с позиций современности имеет принципиальное значение для развития теории и методики дошкольного образования на современном этапе имеет. Это позволяет выявить имеющиеся продуктивные подходы к решению воспитательных проблем, обратить внимание на те из них, которые оказались невостребованными, но в изменившихся условиях, под влиянием новых идей остаются актуальными. Значительный вклад в дошкольную педагогику внесла Евгения Александровна Флерина (1889 - 1952), которая прошла большой творческий путь от воспитателя детского сада до доктора педагогических наук, профессора Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, члена корреспондента АПН РСФСР. Ее научно-педагогическая деятельность неразрывно связана со становлением и развитием общественного дошкольного воспитания в нашей стране.
Ребенок впитает в себя их содержание, т. е. научится поступать в соответствии с правилами, составляющими смысл этих слов, он сможет противопоставить им смысл слов-антонимов: бессердечие, завистливость, черствость, невнимательность, лживость, лень, бесчестность, хвастливость, неверность. Конечно, на ранних возрастных ступенях малыш не будет произносить этих слов, он будет сначала слушать потешки, сказки, рассказы, стихи, в которых герои своим поведением показывают примеры честности, верности, трудолюбия, служения долгу; ребенок захочет следовать хорошим поступкам и осмысленно усвоит слова, обозначающие соответствующие нравственные понятия. Родной язык дает ребенку и первые уроки эстетики. — Мой цветочек! Мое солнышко! — говорит мама, лаская сынишку или дочку. — Ласточка моя! Рыбка моя золотая! — Сначала ребенок понимает только интонацию. (Очевидно, способность понимать интонацию — врожденная способность, этому учить не нужно.) Позже он начинает понимать, с чем его сравнивают, и это сравнение вызывает в нем радостное чувство своей причастности к чему-то хорошему, красивому. Ребенку поют песенки, тешат его потешками, прибаутками, читают ему стихи, рассказывают сказки, и в нем рождается чувство приобщения к прекрасному, красота и счастье становятся для него синонимами. И все это дает родной язык![8] На основе проведенных исследований роли игрушки и развитии речи Е. А. Флерина разработала более детальную классификацию игрушек, которая принята в теории и практике дошкольного воспитания. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует видам детских игр и помогает подбору игрушек для детей разного возраста. Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему.
Все это обусловливает широкие игровые возможности. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет в игре разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мысли и желания. Мальчики и девочки 2—4 лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают ее, укладывают спать, аккуратно развешивают платье, кормят. Кукла помогает ребенку ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движении и т. д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимейших игрушек[8].
В этом возрасте не следует давать разнообразные типажи кукол. Наблюдения показали, что трехлетний малыш не использует их по назначению, а обращает всех кукол (красноармейцев, рабочих, милиционеров) в воспитанников детского сада (большие куклы — старшая группа, поменьше — младшая). Малышам нужно давать кукол — мальчиков, девочек, «голышей», целесообразно также ввести куклу — маму, папу, воспитательницу. В более старшем возрасте типаж кукол можно разнообразить в зависимости от конкретного опыта детей. Девочки любят играть в «мамы и дочки», подражать домашнему труду взрослых. Эти игры полезны, так как в них отражается содержательная жизнь советской семьи, забота о детях (важно побуждать ребят к изображению именно этих сторон). Для таких игр предназначены куклы в образе детей — мальчиков и девочек, а также куклы, изображающие школьников, пионеров, солдат, рабочих разных профессий (шофер, машинист).
С этими куклами играют и мальчики. В разных играх используют кукол различного размера. Например, для игр с настольным строительным материалом нужны небольшие куклы, которые устойчиво стоят и которых можно передвигать с места на место.
Таким образом, среди разнообразных типов игрушки кукла занимает и будет занимать особое место как динамический живой образ человека. Значительное место в детских играх отводится игрушечным животным. Эти игрушки, сделанные из дерева, целлулоида, пластмассы, также должны быть различными по размеру и оформлению, например большая лошадь, на которую садится сам ребенок, и маленькая, которую он запрягает в тележку, чтобы катать. Главное, чтобы эти игрушки можно было передвигать, изображать из них стадо, скотный двор, зверинец, разыгрывать сказки. Можно дать детям и мягких игрушечных животных: плюшевых, меховых. Такие игрушки, если они хорошо сделаны, уточняют, дополняют представления ребенка о внешнем виде животных. У детей рано возникает интерес к машинам, поэтому им нужны игрушки, изображающие разные виды транспорта: грузовики, легковые машины, трамваи. Размер их должен соответствовать размерам кукол[8].
Игрушка для малыша — повод к активному действию. Ему интереснее самому возить за веревочку деревянный грузовик, чем смотреть, как бегает заводной автомобиль. Дети старшего возраста ищут большего сходства с действительностью. Их не удовлетворяет деревянный грузовик без мотора и руля. Они с интересом рассматривают механизм заводного автомобиля. Для старших детей нужно подбирать игрушки, способствующие развитию сюжета игры. Из образных игрушек выделяются технические (подъемные краны, транспортеры, экскаваторы и пр.), которые в занимательной, доступной форме дают представление о технике, помогают воспитывать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре.
К техническим игрушкам Е. А. Флерина относит строительные материалы, конструкторы, а также полуфабрикаты (дощечки, планки), из которых дети могут мастерить сами. Эти игрушки должны не только знакомить детей с техникой, но и развивать их творчество, фантазию.
Много радости в детскую жизнь вносят игрушки-забавы, назначение которых — вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением или звучанием, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок всегда танцует.
Большую ценность представляют дидактические игрушки, которые знакомят ребенка с цветом, формой, величиной и т. д. Дидактическая игрушка дает цельный конкретный образ, она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. К основным видам дидактических игрушек относятся следующие: разборные игрушки — матрешки, башенки, шарики, грибы и пр. В большинстве случаев это русские народные игрушки (бабенковские, загорские); игрушки для конструирования — мозаика, состоящая из геометрических форм или цветных шариков, различные головоломки; звучащие и музыкальные игрушки: погремушки, барабан, ксилофон, металлофон[14].
Особый вид игрового материала составляют настольные печатные игры: лото, парные картинки, квартеты, разрезные картинки, кубики. Очень важны игрушки, способствующие развитию движений: мячи, прыгалки, обручи, вожжи, каталки. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: катает его, бросает, ловит. Для детей старшего дошкольного возраста требуются игрушки, развивающие ловкость, точность движений: кегли, серсо, бильбоке бирюльки, летающие колпачки и др.
В работе детских садов
большое место отводится конструктивному
материалу для игры. Он обладает неограниченной
возможностью изображения многих предметов,
создания игр самого разнообразного содержания.
Различают несколько
видов конструктивного материала: крупный
строительный материал, состоящий из разнообразных
форм: куб, параллелепипед, цилиндр и пр.
Он используется для построек на полу;
настольный строительный материал примерно
тех же форм, но меньшего размера предназначен
для игр на столе; конструкторы, представляющие
собой усложненный строительный материал,
отдельные части которого скрепляются[14].
Некоторые из них имеют определенное содержание
(разборный дом, автомобиль и т.д..). Конструкторы
доступны только старшим детям; полуфабрикаты
— наборы дощечек, колесиков, фанеры для
самостоятельного изготовления игрушек. Крупный и настольный
строительный материал используется во
всех возрастных группах, причем разнообразие
форм и размеров вводится постепенно.
Вначале даются кубы, кирпичи, затем добавляются
цилиндры. После этого предлагаются те
же формы нескольких размеров и добавляются
конусы, дуги. Во всех группах к строительному
материалу дополнительно дается фанера
для перекрытия, палки, шнуры и т. п.[8].
Таким образом, детям необходимы самые разнообразные игрушки, так как в игре могут объединяться и строительный материал, и образные игрушки, и самоделки. В особую группу следует выделить театральные игрушки, атрибуты и костюмы. Для творческих игр детям часто требуются костюмы, причем условность игры требует лишь намека, элемента, характеризующего изображаемое лицо: матросская бескозырка и воротник, петушиный гребень и клюв, заячьи ушки.
Итак, значительное место в трудах Е.А. Флериной занимают методические аспекты речевого развития детей. Ею определены педагогические условия, дидактические средства, методы и приемы развития речи в целостном педагогическом процессе[8].
Развитие творческой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако художественной игре воспитателями традиционно уделяется недостаточно внимания. Порой это происходит из-за недостаточного профессионализма самого воспитателя, или формального отношения к работе. Но главная причина, скорее всего, в том, что творчески мыслящая личность долгие годы была не востребована в нашей стране, поэтому и развитию творческой активности детей внимания уделялось крайне мало. Скажем так, это не считалось приоритетным направлением педагогической теории и практики. Вместе с тем, в нашей стране проводились исследования, предметом которых являлась проблема развития детской индивидуальности в творческих играх. Нередко имели место и дискуссии по рассматриваемому вопросу[9].
Специалисты, в частности, пришли к выводу, что обучение и развитие детского творчества идут в единстве и взаимодействии. Доказывая это, Е.А.Флерина, например, подвергла критике имевшую место “теорию спада” детского творчества, которая состоит в том, что творчество дошкольников бессознательно определяется инстинктивными, унаследованными побудителями. Флерина доказала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня[14].
Путь к развитию творчества - овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка рисованию или лепке, а потом развивать его творческие способности. “Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков”. Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к художественной игре, к рисованию, лепке, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становится важным источником игрового творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературно- художественные образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения. Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. Цель - во что играть, что рисовать. При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящую игру, подготавливать нужный материал. Цель является важнейшим элементом структуры художественной деятельности[9].
Для развития творческой активности детей необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий.
Объективные условия следующие:
а) источники различной художественной информации, обогащающие переживания детей, занятия, развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка;
б) условия материальной среды, позволяющие детям развернуть свою деятельность и придать ей тот или иной характер, выбрать какой-либо вид художественной практики;
в) характер и тактика руководства педагога, его косвенные действия, его соучастие, проявляющееся в выра-жении своего отношения к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих благоприятную атмосферу.
К субъективным условиям относятся:
а) художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость;
б) побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми[9].
Поскольку любая, в том числе игровая, деятельность состоит из законченных действий, подчиненных общей цели, то ее структуру следует рассматривать в связи с ее процессом: возникновение замысла, развертыванием самой деятельности и ее заключением.
В теории эстетического воспитания Е.А. Флериной это положение также является ведущим, поэтому, естественно, приводит его сторонников к выводу об отрицательном отношении в педагогическому руководству. Искусство не отражение жизни, а только способ выявления личных переживаний, такова и сущность художественной деятельности детей.
Педагогическая обусловленность зависит от установления правильного соотношения субъективных и объективных причин. Сформированные взрослым художественные интересы детей, скопившиеся впечатления - все это выливается в попытках “самовыявления” своих переживаний. Взрослый выступает как руководитель, использующий субъективные интересы ребенка. Эта деятельность взрослого носит косвенный характер и требует от него:
- обогащения детей
- создания предметной среды, позволяющей
им легко ориентироваться и
действовать с художественными
материалами; благожелательного отношения,
располагающего детей к
- установления правильного соотношения между различными формами организации художественной деятельности детей;
- развития своих художественно-