Роль Е.А. Флериной в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения данной темы обусловлено тем, что изучение, освещение, обобщение и систематизация научного наследия прошлого, оценка его значимости с позиций современности имеет принципиальное значение для развития теории и методики дошкольного образования на современном этапе имеет. Это позволяет выявить имеющиеся продуктивные подходы к решению воспитательных проблем, обратить внимание на те из них, которые оказались невостребованными, но в изменившихся условиях, под влиянием новых идей остаются актуальными. Значительный вклад в дошкольную педагогику внесла Евгения Александровна Флерина (1889 - 1952), которая прошла большой творческий путь от воспитателя детского сада до доктора педагогических наук, профессора Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, члена корреспондента АПН РСФСР. Ее научно-педагогическая деятельность неразрывно связана со становлением и развитием общественного дошкольного воспитания в нашей стране.

Файлы: 1 файл

Роль Флериной курсовая работа.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Изучение Е.А.  Флериной влияния изобразительного искусства, например, на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста показало, что в замыслах детей под влиянием показа иллюстративного материала происходит конкретизация образов, обогащение их путем использования и комбинирования увиденных деталей, свойств предмета; проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету; внимание направляется на выбор средств для передачи образа, изображаемого события. Анализ рисунков подтверждает, что иллюстративный материал помогает ребенку найти различные способы для передачи своего замысла: в образах рисунков появляется выразительность; использован колорит как средство выражения содержания; даны разные композиционные решения[14].

Среди основных методов, определяющих эффективность руководства Е.А. Флерина выделила: систематическое планирование, создание воспитывающей среды, организация праздников,  развлечений, применение конкретных приемов педагогического воздействия.

Таким образом, по мнению Е.А. Флериной,  в активизации творческой активности и развитии инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями важную роль играют и условия в семье.

Следует обратить особое внимание на необходимость тесной связи детского дошкольного учреждения и семьи в целях художественного развития детей. Не только в детском саду, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой инициативы[14].

 

2.2. Роль Е.А. Флериной в создании  и развитии научно-педагогической школы по проблемам речевого воспитания и приобщения детей дошкольного возраста к культуре

Е.А. Флерина является основателем научно-педагогической школы МПГУ в области эстетического и речевого развития детей дошкольного возраста.

Исследования Е.А.Флериной и ее учеников (М.Л. Варшавской, Р.И. Габовой, Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Е.Ф. Лукиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой) во многом определили принципы, задачи, содержание, организацию и методы работы по развитию речи в детском саду, положили начало создания экспериментальной базы отечественной лингводидактики, наметили пути изучения научно-методических основ речевого воспитания дошкольников[9].

Дальнейшая разработка проблемы речевого развития детей в русле научной школы Е.А. Флериной продолжена на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ (М.М. Алексеева, И.С. Дементьева, Н.В. Елкина, А.П. Иваненко, Н.П. Иванова, А.В. Колосовская, В.Н. Макарова, И.Н. Митькина, О.Н. Пищухина, Е.А. Ставцева, В.И. Яшина и др.).

Е.А. Флерина внесла большой вклад в становление методики развития речи и использования живого слова в детском саду как учебной дисциплины в средних и высших учебных заведениях.

Ей принадлежит заслуга в определении содержания профессиональной подготовки студентов в педагогических училищах и вузах, создании первых учебных программ и учебных пособий по курсу методики развития речи дошкольников.

Е.А. Флерина работала вместе с такими выдающимися педагогами как СТ. Шацкий и Л.К. Шлегер, под влиянием которых формировалось ее мировоззрение, основанное на идеях гуманизма и демократии. Труды Е.А. Флериной получили высокую оценку известных исследователей дошкольного детства А.В. Запорожца, К.Н. Корнилова, М.М. Рубинштейна, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина.  Во время защиты ею докторской диссертации известный психолог Б.М. Теплов отметил: «По моему глубокому убеждению, педагог должен быть не только теоретиком-практиком, но обязательно, если он действительно педагог, должен быть хотя бы в какой-то мере педагогом-художником. Такими педагогами-художниками были Ушинский, Толстой, Макаренко, и по этому хорошему пути, обеспечивающему и увлечение работой и оригинальность выводов, пошла и Евгения Александровна Флерина». Она является автором первых учебных программ по курсам «Методика развития речи» и «Выразительное чтение» для педучилищ и вузов и учебных пособий к ним. Под общей редакцией Е.А. Флериной в 1946 году вышел первый учебник «Дошкольная педагогика» для вузов, где ею были написаны главы «Развитие речи» и «Эстетическое воспитание»[9].

Таким образом, несмотря на то, что научная деятельность Е.А. Флериной осуществлялась более полувека назад, ее труды не теряют своей актуальности, значимости и являются источником для дальнейшего развития дошкольной педагогики и методики обучения детей родному языку. 

 

Заключение

На основе анализа специальной литературы, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:

1. Е.А. Флерина является  основателем научно-педагогической  школы МПГУ в области эстетического  и речевого развития детей  дошкольного возраста. Исследования Е.А.Флериной и ее учеников (М.Л. Варшавской, Р.И. Габовой, Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Е.Ф. Лукиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой) во многом определили принципы, задачи, содержание, организацию и методы работы по развитию речи в детском саду, положили начало создания экспериментальной базы отечественной лингводидактики, наметили пути изучения научно-методических основ речевого воспитания дошкольников. Дальнейшая разработка проблемы речевого развития детей в русле научной школы Е.А. Флериной продолжена на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ (М.М. Алексеева, И.С. Дементьева, Н.В. Елкина, А.П. Иваненко, Н.П. Иванова, А.В. Колосовская, В.Н. Макарова, И.Н. Митькина, О.Н. Пищухина, Е.А. Ставцева, В.И. Яшина и др.).

Е.А. Флерина внесла большой вклад в становление методики развития речи и использования живого слова в детском саду как учебной дисциплины в средних и высших учебных заведениях. Ей принадлежит заслуга в определении содержания профессиональной подготовки студентов в педагогических училищах и вузах, создании первых учебных программ и учебных пособий по курсу методики развития речи дошкольников.

Е.А. Флерина выдвинула положение о взаимосвязи развития, воспитания и обучения. На материале исследования детского творчества показала зависимость процесса его развития от воспитания и обучения, обратила внимание на его своеобразие дошкольной дидактики в отличие от школьного обучения. Она рассматривала обучение в детском саду в широком смысле как организацию содержательной, насыщенной положительными эмоциями, радостной жизни детей, высказывала отрицательное отношение к заимствованию школьных программ и школьных методов.

Особенно актуальны в современной педагогике ее выводы о сочетании и взаимосвязи различных форм обучения с учетом возрастных возможностей дошкольников. Вопросы речевого развития детей и использования художественной литературы в дошкольном учреждении изучались ею в контексте эстетического воспитания. Родной язык выступает средством приобщения детей к сокровищнице отечественной и мировой культуры. В качестве цели обучения Е.А. Флерина правомерно выдвигала овладение детьми правильной, чистой, культурной, богатой по содержанию и выразительной по форме речью. Художественное слово оказывает общее развивающее воздействие на личность ребенка и дает высокие образцы художественной связной речи, является источником обогащения содержания и структуры детского языка. Значительное место в трудах Е.А. Флериной занимают методические аспекты речевого развития детей. Ею определены педагогические условия, дидактические средства, методы и приемы развития речи в целостном педагогическом процессе.

Исследования в области художественного слова, деятельность в качестве руководителя Комиссии по детской книге при Наркомпросе, научно-педагогическая работа с педагогами г. Москвы позволили Е.А. Флериной создать систему использования художественного чтения и рассказывания в детском саду. Рассматривая художественное слово как средство эстетического воспитания и развития творческих способностей детей, определила требования к содержанию и форме детской книги, принципы, методы и приемы работы с ней с учетом особенностей восприятия детьми литературных произведений.

 

Список использованной литературы

  1. Автобиография Е. А. Флериной – М., 2005. 
  2. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей //Дошкольное воспитание.-1965.-№ 5.
  3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
  4. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956.
  5. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте". Международная научно-практическая конференция., Москва, МПГУ, 11-14 апреля 1995 года.
  6. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре .-М.: Просвещение, 1982.
  7. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е. А. Флериной – М., 2001
  8. Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты". Научно-практическая конференция, Москва, МП ГУ, 12 марта 1998.
  9. Проблемы дошкольного образования XXI века". Научно-практическая конференция, посвященная 110-летию со дня рождения Е.А.Флериной. Тема; "Развитие идей Е.А.Флериной о цвете в детских рисунках" Москва, МПГУ, 21 марта 2000.
  10. Педагогическая энциклопедия – М., 2006.
  11. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980.
  12. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961.
  13. Флерина Е.А. Педагогическая оценка производственных книг для дошкольников // Из опыта исследовательской работы по детской книге – М., 1964.
  14. Флерина Е.А. Игра и игрушка – М., 1964.
  15. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
  16. А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
  17. Жизнь и научно педагогическая деятельность Е. А. Флериной// Эстетическое воспитание школьника/ Е. А. Флерина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 5-40.
  18. Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // История дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. С.В. Лыков. - М.: Академия, 1999. - С.458-465.
  19. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956. - 160с.
  20. Флерина Е.А. О руководстве восприятием дошкольника в процессе обучения // Советская педагогика. - 1952. - № 12. - С.74-78.
  21. Флёрина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства// Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. - М., 1949. - С.143-178.
  22. Флёрина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко и др.– М.:Просвещение, 1980. - С.307-313.
  23. Флёрина Е.А. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // Дошкольное воспитание. - 1944. - № 3,4. - С.19-30.
  24. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999.

Информация о работе Роль Е.А. Флериной в разработке проблем речевого развития детей дошкольного возраста