Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Развитие речи - одна из центральных проблем воспитания и обучения детей до школы, привлекшая внимание множества известных педагогов, психологов и деятелей науки. Во-первых, это великие просветители прошлого, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци; заслуженные отечественные психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Н. Х. Швачкин, Ф.А. Сохин и многие другие.

Содержание работы

Введение.
I. Теоретические основы воспитания звуковой культуры речи.
1.1 Психофизиологические основы восприятия звуков.
1.2 Сущность основных понятий звуковой культуры речи.
1.3 Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой культуры речи.
II. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
2.1 Этапы становления фонематического слуха.
2.2 Особенности фонетических нарушений речи детей дошкольного возраста.
2.3 Специфика работы по воспитанию звуковой культуры речи.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовик 1.docx

— 56.70 Кб (Скачать файл)

 

Как было замечено ранее, способность к звуковому  анализу слова формируется у  детей постепенно, в процессе естественного  развития. Ребенок начинает реагировать  на любые звуки со второй-четвертой недели жизни, в 7-11 месяцев уже откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

 

К концу первого  года жизни слово становится орудием  общения, когда ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку - фонемы, входящие в его состав. Далее  фонематическое развитие происходит бурно, скачкообразно, опережая артикуляционные возможности ребенка. Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

11

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проигровании.

Он же указывает, что под звуковым анализом понимается:

1) определение  порядка слогов и звуков в  слове, 

2) установление  различительной роли звука, 

3) выделение  основных качественных характеристик  звука.

 

По данным Н.Х. Швачкина, в период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи.

 

А.Н. Гвоздев  и Н.И. Красногорский отмечают, что  особенностью передачи звуков в начальный  период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря  слуховому контролю двигательный образ  звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с  образцом), а с другой - с собственным  произношением. Различение этих двух образов  и лежит в основе совершенствования  артикуляции и произношения звуков ребенком. По словам Д.Б. Эльконина, правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают. Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и определение его отличия среди других.

12

Одновременно  с развитием фонематического  восприятия происходит интенсивное  развитие словаря и овладение  произношением. Уточним: четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».

 

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает  и при поступлении в школу. Несмотря на хорошие умственные способности, дети с нарушенным фонематическим восприятием  плохо справляются со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и грубым нарушениям письма.

Однако воспитатели  не всегда придают соответствующего значения этой проблеме и не используют все возможности для того, чтобы  каждый ребенок приходил в школу  с чистой речью. По материалам обследования последних лет, 15-20% детей выпускаются  из детского сада с несовершенным произношением .

 

Итак, хорошо сформированное фонематическое восприятие и слух, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа являются необходимыми составляющими звуковой культуры речи и условиями для  обучения дошкольника грамоте.

 

13

1.3 Обзор психолого-педагогических  исследований по проблеме воспитания  звуковой культуры речи.

Итак, обучение детей правильному произношению включает выработку и закрепление  правильных речевых динамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клеток коры головного мозга. Работу над правильным произношением, безусловно, необходимо проводить параллельно  с обучением звуковой культуре речи.

 

На практике было показано, что звуковой анализ слова вызывает у детей значительные трудности. Проблемы неизбежны, так  как слово представляет собой  определенную пространственно-временную  последовательность звуков, имеет определенную связь с математическими понятиями. Таким образом, звуковой анализ развивается  тем успешнее, чем лучше дети владеют  пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем , порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.

 

Педагоги  московского дошкольного учреждения № 425 под руководством И. Швецовой основывались в своих логопедических занятиях на узловом понятии «ряд», побуждении дошкольников к активной предметной деятельности .

Занятия включают упражнения, в том числе в игровой  форме, в построении и анализе  предметного ряда, проводятся с помощью  дидактического материала, а также  с помощью настольного театра

14

«Репка». Активная предметная деятельность предполагает включение в действие различных  анализаторов: зрительного, кинестетического, слухового, речедвигательного, только в этом случае можно ожидать положительного результата.

Многолетний опыт работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи позволил выстроить систему работы по звуковому анализу, в связи с некоторыми особенностями данных дошкольников.

С самого начала коррекционного обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического слуха проводится одновременно с развитием анализа звукового состава речи. Соответствующие упражнения помогают решить две задачи - ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты. В основе данной системы лежит программа Г.А. Каше.

 

Начинать  надо с наиболее легкой его формы - выделения начального гласного звука  в слове (Аня, аптека, утка, ива).

 

Второй этап - анализ звукосочетаний типа ау, уа, иа, ауи. Детям, испытывающим трудности при анализе звукосочетаний, целесообразно предлагать упражнения с опорой на символы: О - звук а; О - звук у; СИ - звук и; О о - ау; СИ О - иа; О о СИ - ауи; игру «Живые звуки».

 

По мере знакомства с глухими согласными звуками  проводится работа по выделению конечных согласных в односложных словах типа кот, мак, паук,

15

анализу (и  синтезу) закрытых слогов типа ап, ут, ок. Важным этапом является выделение-гласных звуков а, о, у, ы в середине слова. Некоторым детям этот вид анализа дается только в результате повторных индивидуальных упражнений.

 

Третий этап: выделение согласных звуков в  начале слова, слогообразующего гласного, анализ открытого слога.

 

Итогом такой  работы становится овладение звуковым анализом односложных слов типа сок, для чего используются упражнение «Составь новое слово» (карточки): собака - облако -- мак (сом); игра «Живые звуки» (с, у, п - суп, нос - н, о, с), звуковые схемы слов. К концу этого периода обучения дети владеют терминами: гласный звук, согласный звук, слово.

 

На следующем  этапе дети учатся делить слова на слоги; при этом в качестве зрительной опоры используется слоговая схема  слова, которую можно выложить из полосок бумаги или зарисовать: -- (один слог), -- (два слога) и т.д. Слово отхлопывается или отстукивается по слогам. Для этого вида анализа берутся любые правильно произносимые детьми слова.

 

Пятый этап - полный звукослоговый анализ односложных и двусложных слов (бусы, сушка, замок). В слоговых схемах обозначаем звуки; схемы выкладываются или зарисовываются.

16

Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для этого  вида анализа включаются те слова, произношение которых не расходится с их написанием.

 

Последовательность  составления звукослоговой схемы слова следующая: а) слово отхлопывается по слогам - определяется их количество; б) выделяются гласные звуки; в) определяется количество и последовательность звуков в каждом слоге, общее количество звуков и их последовательность; г) схема выкладывается или зарисовывается.

На этом этапе  используются упражнения в преобразовании слов (Саша - Маша; мышка - мишка), в добавлении недостающего звука (д, ш плюс у - душ).

 

Наиболее  сложным видом анализа является анализ слогов и слов со стечением  согласных звуков, для чего дети выполняют упражнения в преобразовании слогов (ла-пла, па-пла).

Для звукослогового анализа слов со стечением согласных детям предлагают слова типа: стол, стул, слон, Клава, кран, парк, клубок, клоун. Внимание детей обращают на сравнение односложных слов типа сон-слон.

После анализа  составляется звукослоговая схема. Проводятся упражнения в подборе слов к схеме.

К концу этого  периода дети овладевают умением  членить предложения на слова. Деление  предложений на слова проводится в игровой форме (с мячом), затем  выкладывается схема предложения  из полосок бумаги

17

(схему можно  зарисовывать).

 

Таким образом, педагогами-логопедами ДОУ № 425 на практике было показано, что дети, в полном объеме овладевшие звукослоговым анализом, как правило, не испытывают трудностей в обучении грамоте.

Еще в глубокой древности, до появления речи как  средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Природа наградила нас  прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью  интонации. Хотя письменное искусство  и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда  речь идет об интонации. Так, например, есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это  слово можно только один раз.

Это побудило группу тюменских педагогов под  руководством Т. Сергеевой к поиску новых форм работы по развитию у  детей интонационной выразительности - одной из важнейших задач воспитания звуковой культуры речи. Основной задачей  разработанной ими методики является формирование умения успешно общаться со сверстниками и взрослыми, испытывая  эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение через использование  театрализованной деятельности.

 

Основной  причиной выбора данной темы послужил региональный фактор. Состояние нервно-психологического напряжения - обычное дело на Севере. Жизнь здесь скудна на яркие впечатления. «На сером фоне

18

северного климата  на чувства ребенка должны оказывать  воздействие не фильмы ужасов, не криминальные сюжеты, а встречи с прекрасным: музыкой, словом, театром, способным  заворожить малыша, дать ему возможность  выразить свои чувства в танце, словах, поступках», - утверждает Сергеева.

Эту форму  работы авторы используют с детьми на протяжении нескольких лет. Прежде чем начинать работу над постановкой  сказки, необходимо провести большую  предварительную работу по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений, интонационной  выразительности речи.

Взяв за основу схему по работе над формированием  интонации в стихотворениях, предложенную А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко, был составлен алгоритм .

 

Например, работая  над стихотворением А. Введенского  «Песенка машиниста», педагог сначала  читает его, а затем вместе с детьми обсуждает, почему стихотворение прочитано  именно так: первая часть - очень тихо и медленно, а вторая - громче и  постоянно увеличивая темп. Если дети затрудняются с ответом, можно дать неверный образец, поменяв местами  манеру исполнения частей стихотворения. После детального обсуждения каждого  четверостишия стихотворение читается снова; только после этого детям  предлагается повторить каждый отрывок  по образцу, чтобы исключить неверную передачу смысла.

В дальнейшем для работы над стихотворениями  используются различные интонационные  схемы.

19

Спектакли детей  были записаны на видеокассету, поэтому  дети смогли со стороны оценить свою игру, обсудить ее достоинства и  недоработки.

 

 Исходя  из результатов вышеперечисленной  методики, можно сделать следующие  выводы, касающиеся не только  задачи интонационной выразительности,  но и, непосредственно, воспитания  речевого слуха детей:

* Несмотря  на некоторые недочеты, голос  у детей стал более выразительным,  жесты и движения - плавными и согласованными с речью.

* Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались.

* Заинтересованность  в положительном результате объединяет  в работе всех членов педколлектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, родителей.

* Кроме того, в очень увлекательной форме  и без принуждения происходит  автоматизация звуков, речь детей  становится более выразительной  и в свободной деятельности, и  на занятиях, а это, безусловно, поможет им в школе.

 

По словам Ю.П. Азарова: «Технология, и отношения, и развитие личности - все в педагогическом мастерстве должно быть пронизано игрой».

 

20

Эффективность использования игр в развитии речи детей доказана многими учеными: Г.С. Швайко, Н.С. Селиверстовым, М.Г. Генинг и Н.А. Герман, Ю. Рязанцевой, О. Терехиной и многими другими педагогами-исследователями.

 

М.Г. Генинг и Н.А. Герман большое внимание уделяют играм для развития фонематического восприятия, без которого невозможно правильное произнесение звуков. Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Упражнения по развитию фонематического восприятия тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию. В своей книге «Обучение дошкольников правильной речи» в работе над звукопроизношением и фонематическим восприятием авторы рекомендуют применять цветовые сигналы. Они убеждены, что сочетание речевых упражнений с выставлением цветовых сигналов вносит в занятие игровой момент, вызывает у детей интерес к занятию. Цветовое обозначение звуков условно, но оно должно быть постоянным.

Г. С. Швайко, О. Терехина, Ю. Рязанцева и многие другие в своих работах представили большое количество игр, помогающих развить у ребенка фонематический слух.

Информация о работе Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи