Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:54, курсовая работа
Развитие речи - одна из центральных проблем воспитания и обучения детей до школы, привлекшая внимание множества известных педагогов, психологов и деятелей науки. Во-первых, это великие просветители прошлого, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци; заслуженные отечественные психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Н. Х. Швачкин, Ф.А. Сохин и многие другие.
Введение.
I. Теоретические основы воспитания звуковой культуры речи.
1.1 Психофизиологические основы восприятия звуков.
1.2 Сущность основных понятий звуковой культуры речи.
1.3 Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой культуры речи.
II. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
2.1 Этапы становления фонематического слуха.
2.2 Особенности фонетических нарушений речи детей дошкольного возраста.
2.3 Специфика работы по воспитанию звуковой культуры речи.
Заключение.
Список литературы.
Необходимо учитывать, что логопедическая работа должна строиться на общих дидактических принципах. Важнейшими из них с точки зрения О. А. Токаревой являются:
1. Принцип максимального
2. Принцип сознательности. Приступая к работе над исправлением произношения, нужно, чтобы ребенок сам осознавал свой дефект и необходимость его устранения.
3. Принцип поэтапности. В процессе исправления произношения принято выделять три последовательных этапа:
31
а) Выделение
дефектно произносимого звука
и его исправление, то есть
установление новых
б) Включение
исправленного звука в
в) Сопоставление исправленного звука с другими, артикуляционно близкими ему звуками, то есть дифференциация.
4. Принцип последовательности и параллельности в работе над звуками. Речевые звуки одной фонетической группы должны ставиться и исправляться в определенной последовательности. Эта последовательность определяется прежде всего общим дидактическим правилом, согласно которому в обучении следует идти от простого к сложному, ведь артикуляция звуков складывается из отдельных артикуляционных движений различной степени трудности.
5. Принцип формирования
Недостатки
произношения фонем - характерная черта
косноязычия. Намечая пути преодоления
косноязычия нельзя не учитывать
его природу. В одних случаях
намечается обширная программа логопедических
занятий, включающая работу над словарем,
грамматическим строем речи, развитием
фонематического слуха и
32
Таким образом, как любая дисциплина, звуковая культура речи, как раздел методики развития речи детей, должна опираться на соответствующие методические принципы.
На этапы
логопедического воздействия
Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их - этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, то есть все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться. На каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
А вот Т.В. Волосовец в своем «Практикуме по звукопроизношению» выделяет три этапа работы воспитателя и логопеда: подготовительный этап, этап появления звука и этап усвоения звука. Она уверяет, что воспитать у ребенка произнесение всех звуков и достигнуть тем самым желаемых результатов можно только в том случае, если логопед и воспитатель ясно представляют особенности не только своей работы, но и работы своего коллеги.
Н.А. Чевелева считает, что всю логопедическую работу можно условно разделить на 2 этапа: подготовительный и этап формирования произносительных умений и навыков.
33
Основными задачами
подготовительного этапа
В задачи
второго этапа входят: устранение
неправильного
Б. М. Гриншпун в статье «Дислалия» так выделяет такие этапы логопедической работы, которые могут быть взяты за основу построения занятия по формированию любой стороны речи:
1. Подготовительный
этап. Основная цель его - включить
ребенка в целенаправленный
34
Важной является задача формирования производных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научиться выполнять инструкцию логопеда, активно включаться в общение.
В задачи этапа входят также развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
К специальным задачам относятся: умение опознавать и различать фонемы и формирование артикуляционных умений и навыков.
2 этап формирования
первичных произносительных
Необходимость
решения указанных задач в
процессе логопедической работы вытекает
из закономерностей
3. Этап формирования
коммуникативных умений и
На занятиях широко применяются тексты, а не отдельные слова, используются различные формы и виды речи, творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше всего подходит для занятий по автоматизации звуков. Но
35
если на данном
этапе ребенок будет работать
только на специально подобранном материале,
он не овладеет операцией отбора, так
как частотность этого звука
в специальных текстах
В статье «Логопедическая
работа в детском саду» Т. Б. Филичева
и Г. В.Чиркина предлагают начинать
исправление недостатков
36
Так М. Г. Генинг и Н. А. Герман, Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева и многие другие ученые делят логопедическую работу по развитию у детей умения дифференцировать фонемы на шесть этапов, на каждом из которых происходит развитие определенных способностей. А начинается эта работа на материале неречевых звуков : узнавание неречевых звуков - у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки с помощью специальных упражнений и игр, происходит развитие слухового внимания и памяти; различение одинаковых слов, фраз, и звуков по высоте, силе и тембру голоса - дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса в одних и тех же словосочетаниях и словах; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем.
Развитие навыков элементарного звукового анализа - начинается с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова.
Таким образом, различение звуков устанавливается
в следующей
При этом следует иметь в виду, что работа над дифференциацией звуков может быть начата только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании.
37
Заключение
Итак, развитие речи - одна из первостепенных задач развития личности, самым тесным образом связанная с познанием окружающего мира. Родной язык является средством овладения знаниями в последующем школьном обучении.
Еще в сочинениях Я. А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, М. В. Ломоносова и А. И. Радищева указывалось на то, что разум и речь - то, что прежде всего отличает нас от животных. «Не будь слова, едва были бы мы не хуже диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням», - писал М.В. Ломоносов.
Звуковая культура речи является частью общеречевой культуры. Наиболее полно понятие звуковой культуры речи, раскрываtтся в работах О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. И. Максакова, М. Ф. Фомичевой и многих других ученых.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции [20; 22; 31].
Таким образом, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше и многие другие ученые отводят большую роль формированию фонематического восприятия, пособности воспринимать звуки речи. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно
38
становление его высшей ступени - звукового анализа, обеспечивающего дальнейший переход к обучению грамоте.
В современной методике обучения грамоте
общепризнанным является положение
о том, что практическое ознакомление
со звуковой стороной слова - необходимая
предпосылка для овладения
Исходя из анализа материалов последних лет, проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Более того, воспитание звуковой культуры речи, как основы грамотности, является общественно значимой проблемой, остро стоящей перед педагогами дошкольных учреждений.
39
Список литературы
Информация о работе Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи