Роль и место заведующей в системе управление дошкольным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Важное место в решении этих задач занимает глубокая демократизация управления дошкольным учреждением.
Демократизация управления дошкольным учреждением предполагает:
педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в детском саду;
компетентность всех участников в вопросах управления;
новое управленческое мышление (иной взгляд на воспитателя и ребенка;
педагогическое сотрудничество с родителями и школой;

Содержание работы

1. Роль и место заведующей в системе управление
дошкольным учреждением 3
2. Должностные обязанности и квалификационные требования
к заведующему дошкольным учреждением 7
3. Функции управления в деятельности заведующего 8
4. Основные направления деятельности заведующего дошкольным учреждением 17
5. Стиль руководства дошкольным учреждением 18
Практико-ориентированные задания
1. Руководство заведующего выполнением управленческих
обязанностей 22
2. Показать на практических примерах степень зрелости
коллектива на стиль управления дошкольным учреждением 24
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Заведующая в систеье дошкольного образования УДО контрольная работа.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

План

 

1. Роль и место заведующей в системе управление

дошкольным учреждением         3

2. Должностные обязанности  и квалификационные требования 

к заведующему дошкольным учреждением      7

3. Функции управления  в деятельности заведующего     8

4. Основные направления деятельности заведующего дошкольным учреждением                    17

5. Стиль руководства дошкольным  учреждением              18

Практико-ориентированные задания

1. Руководство заведующего выполнением управленческих

обязанностей                    22

2. Показать на практических  примерах степень зрелости

 коллектива на стиль  управления дошкольным учреждением   24

Список использованных  источников       27

Приложение           28

 

1. Роль и место заведующей в системе управление дошкольным учреждением

 

В последние годы предприняты серьезные попытки реформирования дошкольного воспитания, определены его концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права руководителей, воспитателей, родителей.

Стало очевидным, что проблемы обучения и воспитания, развития детей на демократической основе могут быть решены успешно только при условии хорошей организации педагогического процесса, внедрения элементов научной организации труда на основе новых принципов управления и высокого профессионализма руководителей дошкольных учреждений.

Начинающего руководителя всегда волнуют вопросы: сможет ли он работать с детьми? Как организовать дело так, чтобы сотрудники стали сплоченным коллективом, чтобы между ними сложились доброжелательные отношения? Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач? Как четко спланировать работу учреждения и осуществлять квалифицированный контроль за работой педагогов? Эти и многие другие вопросы необходимо решать руководителю дошкольного образовательного учреждения [1, с. 36].

Демократизация и гуманизация жизни дошкольного учреждения, ее поворот в сторону ребенка, возможны на основе новых принципов управления и высоком уровне профессионализма его руководителей.

Настало время, когда основу управления дошкольным учреждением должны составлять не только отдельные удачные решения, опыт лучших руководителей. Руководителю необходимы глубокие знания основных положений науки управления; социально-психологических аспектов руководства коллективом, научной организацией труда.

Дошкольное учреждение является ступенью системы непрерывного образования. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. 

Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов.

Задачей дошкольного учреждения является всемерное удовлетворение потребностей семьи и общества в уходе за детьми, их гармоническому развитии и воспитании [8, с. 24].

Под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей дошкольного возраста на уровне современных требований.

Управление дошкольным учреждением — это научно обоснованное воздействие на коллектив воспитателей, обслуживающего персонала , детей, родителей  и оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В дошкольных учреждениях взаимодействие в этой системе управления осуществляется между коллективами — "взрослые — взрослые", "взрослые — дети". Конечной целью такого взаимодействия является развитие личности ребенка, которое и определяет специфику управления, особенности реализации управленческих функций и методов.

Цель управления дошкольным учреждением заключается в обеспечении оптимального функционирования этих систем в достижении высокой эффективности воспитательной работы с детьми при наименьших затратах времени и сил.

Управление современным дошкольным учреждением — сложный процесс, складывающийся из правильного выбора целей и задач, изучения и глубокого анализа достигнутого уровня воспитательной работы, системы рационального планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с детьми; осуществления органического единства обучения и воспитания детей на занятиях и в повседневной жизни; эффективного контроля и проверки исполнения [8, с. 25].

Важное место в решении этих задач занимает глубокая демократизация управления дошкольным учреждением.

Демократизация управления дошкольным учреждением предполагает:

педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в детском саду;

компетентность всех участников в вопросах управления;

новое управленческое мышление (иной взгляд на воспитателя и ребенка;

педагогическое сотрудничество с родителями и школой;

создание коллектива единомышленников (воспитателей, родителей, учителей);

заинтересованность родителей и общественности в совместной деятельности по воспитанию детей и ее результатах;

обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы); перераспределение ответственности в коллективе.

Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющие системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического — медицинского — обслуживающего — детского.

Организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им    Функциями. Она может быть представлена в виде двух основных подструктур— административного и общественная

 В организационной структуре административного управления дошкольным учреждением можно выделить несколько уровней линейного управления. Высший уровень обеспечивает заведующий. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия и закреплено юридически в "Типовом положении о дошкольном учреждении".

Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица — руководителя.

Непосредственное руководство дошкольным учреждением осуществляет заведующий, который назначается учредителем в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Заведующий несет ответственность перед государством, учредителем, родителями или иными законными представителями детей за деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями и уставом дошкольного учреждения.

Заведующий утверждает структуру и штаты в соответствии с действующими типовыми штатами и штатными нормативами работников учреждений образования (яслей, детских садов, яслей-садов, дошкольных центров развития ребенка) в пределах средств, выделенных на оплату труда.

Детский сад, являясь воспитательным учреждением, представляет собой сложный организм. Процесс управления им предполагает учет педагогических, организационных и социальных моментов, тесно связанных между собой.

Руководитель дошкольного учреждения обеспечивает не только ход воспитательно-образовательной работы на основе нормативных документов и требований, но и выполняет определенную социальную роль. Это означает, что под руководством заведующего осуществляется воспитание детей дошкольного возраста, будущих граждан  государства. Успешному решению данной задачи способствует единство педагогического коллектива, согласованность и слаженность в работе всех его членов.

Большую роль в создании спаянного, работоспособного коллектива, благоприятного психологического климата в нем, в повышении эффективности управления дошкольным учреждением играет стиль руководства заведующего, т. е. устойчивая система средств, методов и приемов общения руководителя с членами коллектива, направленная на выполнение поставленных задач.

Заведующий руководит всей деятельностью дошкольного учреждения, несет персональную ответственность за подбор, расстановку и воспитание кадров, за результаты организационно-педагогической, финансово-хозяйственной и другой деятельности дошкольного учреждения. При этом он обязан подчиняться вышестоящим органам образования и должен опираться на демократические формы управления. Так, заведующий не может игнорировать участие коллектива и роль общественных организаций в делах управления. Заведующий наделен полномочиями принимать решения. Обладая реальной властью, заведующий воздействует на трудовой коллектив, а через него — на характер и результаты работы дошкольного учреждения [3, с. 10].

В роли администратора заведующий использует свои полномочия для обеспечения функционирования дошкольного учреждения в соответствии с действующими нормативными актами. Совместно с сотрудниками разрабатывает и реализует кадровую политику — комплектует штаты, осуществляет подбор, обучение, расстановку и перемещение кадров, их аттестацию, разрабатывает Устав.

Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных.

В соответствии с положением о дошкольных учреждениях заведующий выполняет широкий круг обязанностей:

-устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и квалификационными характеристиками круг обязанностей работников дошкольного учреждения;

-обеспечивает выполнение законодательства о труде, Устава, родительского договора, правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, инструкций по организации охраны жизни и здоровья детей, охраны труда к техники безопасности, а также исправность санитарно - технического, теплотехнической, газовой и энергетической систем;

-обеспечивает обучение и инструктаж по технике безопасности;

-организует пропаганду педагогических и гигиенических знаний среди родителей, направляет работу родительского комитета, осуществляет связь со школой;

-отчитывается о работе учреждения перед органами образования; обеспечивает создание необходимых условий, для укрепления здоровья, эффективной работы по воспитанию, всестороннему развитию детей, несет ответственность за охрану их воспитательной работы, укомплектованность учреждения детьми, финансово-хозяйственную деятельность и санитарно-гигиеническое состояние учреждения; организует дополнительные услуги, направленные на улучшение ухода, присмотра, оздоровления, воспитания и обучения; осуществляет контроль за качеством учебно-воспитательной работы.

Он не только обеспечивает хорошую организацию воспитательно-образовательной работы с детьми, но и сплачивает педагогический коллектив, укрепляет в нем дисциплину труда, благоприятный морально-психологический климат.

Выполняя должностные обязанности заведующий выступает не только как организатор, но и как представитель и выразитель интересов коллектива сотрудников дошкольного учреждения.

В пределах своей компетенции заведующий издает приказы и дает указания, обязательные к исполнению всеми работниками данного учреждения.

Заведующий наделен правами требовать от каждого сотрудника полноценной, добросовестной работы.

Подбор, рациональная расстановка педагогических и обслуживающих кадров, организация их деятельности, инструктирование, координация и контроль, создание условий для повышения их профессионального мастерства, сплочение педагогического коллектива, утверждение в нем духа товарищества и взаимопомощи, благоприятного морально-психологического климата должны постоянно находиться в центре внимания заведующего.

Административная деятельность заведующего обеспечивает материальные, организационные, правовые и социально-психологические условия для реализации функций управления педагогическим процессом.

К административной деятельности заведующего тесно примыкают финансово-хозяйственные вопросы. Заведующий обеспечивает создание надлежащих условий для укрепления здоровья детей, их воспитания и обучения; учет, хранение оборудования, соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при его эксплуатации; организует питание детей, летнее оздоровительные мероприятия; отвечает за финансово-хозяйственную деятельность дошкольного учреждения, укомплектование детского сада детьми. Он является распорядителем кредитов. Детское дошкольное учреждение имеет годовую смету расходов. Заведующий обеспечивает рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств. О правильном расходовании средств он отчитывается перед коллективом и отделом народного образования.

 

2. Должностные обязанности и квалификационные требования к заведующему дошкольным учреждением

 

Содержание деятельности по управлению педагогическим процессом в дошкольном учреждении предъявляет определенные требования к профессионально-деловым качествам заведующего.

Как высококвалифицированный педагог, руководитель углубленно изучает инструктивные документы Министерства образования и других вышестоящих органов народного образования, основы теории педагогики, программу «Пралеса», психологию и физиологию детей дошкольного возраста, знакомится с историей и современным состоянием дошкольного воспитания.

Информация о работе Роль и место заведующей в системе управление дошкольным учреждением