Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:31, контрольная работа
Важное место в решении этих задач занимает глубокая демократизация управления дошкольным учреждением.
Демократизация управления дошкольным учреждением предполагает:
педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в детском саду;
компетентность всех участников в вопросах управления;
новое управленческое мышление (иной взгляд на воспитателя и ребенка;
педагогическое сотрудничество с родителями и школой;
1. Роль и место заведующей в системе управление
дошкольным учреждением 3
2. Должностные обязанности и квалификационные требования
к заведующему дошкольным учреждением 7
3. Функции управления в деятельности заведующего 8
4. Основные направления деятельности заведующего дошкольным учреждением 17
5. Стиль руководства дошкольным учреждением 18
Практико-ориентированные задания
1. Руководство заведующего выполнением управленческих
обязанностей 22
2. Показать на практических примерах степень зрелости
коллектива на стиль управления дошкольным учреждением 24
Список использованных источников 27
Заведующий обеспечивает:
-укомплектование дошкольного учреждения;
-создает надлежащие условия для укрепления здоровья детей, их воспитания и обучения;
-осуществляет подбор и расстановку кадров, определяет в соответствии с трудовым законодательством и правилами внутреннего распорядка круг обязанностей сотрудников;
-отвечает за финансово-
-направляет работу педагогов с родителями по вопросам воспитания детей в семье.
Анализируя разностороннюю деятельность заведующего, можно выделить основные ее направления: непосредственно управление педагогическим процессом и административно-хозяйственное. Работа по всем направлениям ведется в неразрывном единстве.
Главное место в работе заведующего занимает организаторская деятельность, направленная на планирование и успешное решение задач воспитания детей дошкольного возраста, на создание дружного, работоспособного педагогического коллектива.
5. Стиль руководства дошкольным учреждением
Детский сад, являясь воспитательным учреждением, представляет собой сложный организм. Процесс управления им предполагает учет педагогических, организационных и социальных моментов, тесно связанных между собой.
Руководитель дошкольного учреждения обеспечивает не только ход воспитательно-образовательной работы на основе нормативных документов и требований, но и выполняет определенную социальную роль. Это означает, что под руководством заведующего осуществляется воспитание детей дошкольного возраста, будущих граждан государства. Успешному решению данной задачи способствует единство педагогического коллектива, согласованность и слаженность в работе всех его членов.
Большую роль в создании спаянного, работоспособного коллектива, благоприятного психологического климата в нем, в повышении эффективности управления дошкольным учреждением играет стиль руководства заведующего, т. е. устойчивая система средств, методов и приемов общения руководителя с членами коллектива, направленная на выполнение поставленных задач.
Психологи выделяют три основных стиля руководства: авторитарный, либеральный и демократический [3, с. 49].
Авторитарный стиль. Руководитель сам определяет направление деятельности коллектива и издает приказы, не обсуждая их и не считаясь с мнением своих сотрудников. Это создает напряженную атмосферу, препятствует проявлению творчества, инициативы.
Либеральный стиль «характерен для руководителей, которые не вмешиваются в работу своих сотрудников. Они предоставляют последним выполнять свои обязанности так, как те считают нужным. Руководители в этом случае не требуют ответственности за невыполнение задач исполнителями и пускают работу на самотек».
Демократический стиль. Наиболее отвечает задачам, стоящим перед дошкольным учреждением. При этом стиле руководства всем членам коллектива предоставляется возможность проявить творческую активность.
Разновидностью демократического стиля является деловой стиль. Он отвечает природе общественных отношений и характеризуется ориентацией руководителя на основную, конечную цель деятельности коллектива, с учетом всех моментов, которые влияют на ее достижение. Интересы дела для такого руководителя важнее всего. Он стремится выбрать кратчайший путь к достижению цели и выполнить работу наилучшим способом, проявляя самостоятельность мышления и новаторский подход к делу. Его отличает оперативность, способность к гибкой распорядительной деятельности, вплоть до отмены принятых решений. Такой руководитель ориентируется на широкий кругозор и всестороннюю компетентность подчиненных.
Заведующий должен знать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, правильно оценивать положение дел, своевременно и четко определять перспективы развития дошкольного учреждения.
Особо надо сказать о культуре руководства. В это понятие входит как личная культура, так и культура процесса управления, документации. Культура руководства — это прежде всего умение правильно, глубоко и всесторонне оценивать результаты деятельности всего дошкольного учреждения и каждого воспитателя в отдельности, умение понимать и делать практические выводы из критики.
Авторитет — это общественное признание личности, оценка коллективом соответствия качеств руководителя требованиям деятельности.
Заведующий, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, и его влияние на них оказывается очень сильным. Когда сотрудники уважают заведующего, то верят в его честность, справедливость, в общий успех дела. И эта вера побуждает каждого сотрудника поддерживать и активно исполнять распоряжения руководителя, принимать без критики его рекомендации. Заведующий, пользующийся авторитетом, служит примером для подражания, поведение его является фактором воспитания каждого работника детского сада.
Приобрести авторитет можно только в практической работе. Для этого заведующий должен быть прежде всего объективным и справедливым в суждениях и действиях человеком, должен быть хорошим воспитателем, умеющим работать с детьми так, чтобы это было образцом для каждого педагога.
Большое значение для упрочения авторитета заведующего имеет манера общения с людьми, доброжелательность, внимание, предупредительность, умение одеваться со вкусом и в соответствии с обстановкой. Хорошему руководителю должна быть присуща вера в свои силы, смелость и целеустремленность, решительность. Все это создает тот общий фон, на котором разворачивается деятельность заведующего.
Очень важно установить правильные отношения с сотрудниками. Между заведующим, воспитателями и другими работниками детского сада в их взаимоотношениях должна быть некоторая дистанция, вытекающая из различного служебного положения и различных обязанностей. Особенно трудно устанавливать такие отношения заведующим, выдвинутым на должность из своего коллектива. Перестройка отношений требует такта, терпения заведующего и определенного времени.
Руководителю необходимо знать и учитывать психологические особенности воспитателя дошкольного учреждения: относительно высокий уровень общекультурного развития и профессиональной подготовки; сравнительно высокую самооценку; высокую степень критического отношения к деятельности руководителя, к его ошибкам, личным недостаткам (причем критический настрой не всегда проявляется открыто). Многим воспитателям свойственна духовная утонченность, нередко болезненная чувствительность к замечаниям, склонность к преувеличению грубости, бестактности.
Настоящее руководство предполагает умение строго спрашивать за порученное дело, но в корректной форме, не унижая человеческого достоинства. Требовательность является фундаментом сознательной дисциплины. Требовательность заведующего должна быть справедливой и объективной, проявляться в высоких критериях оценки деятельности воспитателя, в непримиримом отношении к низкому качеству работы. Эпизодическая требовательность вызывает конфликты и не дает нужных результатов. Эффективность требований заведующего намного возрастает, если они получают поддержку всего коллектива. Взаимная требовательность развивает коллектив в наиболее важном направлении, ведущем к воспитанию личности.
В создании благоприятного психологического климата в коллективе большое значение имеет и такое качество руководителя, как тактичность, которая является выражением его высокой культуры, воспитанности. Тактичные отношения в коллективе обеспечивают оптимальные условия для взаимопонимания людей.
Отрицательно действуют на психологический климат в коллективе такие черты заведующего, как высокомерие, мнительность, обидчивость. Обидчивый руководитель не может быть справедливым, принципиальным, а значит, не может пользоваться авторитетом среди сотрудников. Также плохо сказываются на руководстве коллективом такие отрицательные черты характера заведующего, как грубость, резкость, вспыльчивость, неуравновешенность, черствость, замкнутость и др.
Заведующий дошкольным учреждением должен быть человеком волевым, напористым, настойчивым в преодолении трудностей и препятствий, решительным и смелым, способным пойти на риск, если этого потребуют обстоятельства, целеустремленным, влюбленным в свою работу.
Руководителю дошкольного учреждения часто приходится выполнять роль арбитра во взаимоотношениях воспитателей. В повседневной работе детского сада много вопросов, которые могут вызвать конфликтные ситуации: распределение воспитателей и нянь по группам, утверждение графика отпусков, уточнение методики и организации проведения занятий и т. д. Решение этих вопросов требует не только знания существующих положений, правил, законов, но и понимания причин, источников разногласий, умения индивидуально подходить к каждому работнику.
Профилактика конфликтов предполагает понимание условий, вызывающих их возникновение. Это прежде всего организационные неполадки, игнорирование норм законодательства, пренебрежение принципами морали. В первую очередь необходимо пресекать бытовые разногласия сотрудников. Заведующему следует помнить, что гораздо легче не допустить возникновения конфликта, чем разрешать уже возникший.
Для разрешения конфликтной ситуации заведующий прежде всего объективно оценивает и анализирует ее.
Таким образом, создание благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении — длительный, сложный процесс. Он зависит от умения заведующего ставить перед коллективом важнейшие педагогические задачи с учетом главной цели, опираться на положительные стороны работы воспитателей, находить индивидуальный подход к каждому сотруднику.
Успехи педагогического коллектива также зависят от умения руководителя организовывать совместную деятельность всех сотрудников, дающую им возможность ближе и глубже узнать друг друга, тактично оказывать помощь воспитателям в работе с детьми и в общественной деятельности.
Руководитель дошкольного учреждения должен быть профессионально подготовлен к управленческой деятельности. Это предполагает не только наличие определенных морально-политических качеств и глубоких специальных знаний, но и умение научно оценивать обстановку, прогнозировать развитие дошкольного воспитания; знание основных положений теории управления, социально-психологических аспектов руководства коллективом; высокую правовую культуру. Главное место в работе заведующего занимает организаторская деятельность, направленная на планирование и успешное решение задач воспитания детей дошкольного возраста, на создание дружного, работоспособного педагогического коллектива.
Стиль работы заведующего должен отвечать целям и задачам работы дошкольного учреждения, определяться моральным кодексом, принципами, положенными в основу управления государством: демократическим централизмом, объективностью, конкретностью, оптимальностью, эффективностью, стимулированием, сочетанием общественных и государственных начал.
Практико-ориентированные задания
План работы методического кабинета
Дата |
Содержание работы |
Ответственный |
Сентябрь-Октябрь |
Систематизировать материал передового педагогического опыта. Оформить уголок передового педагогического опыта. |
Зам. зав. по основ. деят. |
Ноябрь |
2. Систематизировать материал по методике Н. А. Зайцева. Оформить уголок по методике Н. А. Зайцева в методическом кабинете. |
Зам. зав. по основ. деят. |
Декабрь -Январь |
3. Оформить консультации для воспитателей по темам. |
Зам. зав. по основ. деят. |
Февраль |
4. Аннотации новой методической литературы. |
Зам. зав. по основ. деят. |
Март |
5. Оформить папку «Перспективное
планирование по программе « |
Зам. зав. по основ. деят. |
Апрель - Май |
6. Систематизировать материалы диагностики детей. 7. Систематизировать материалы диагностики воспитателей. 8. Оформить мониторинг качества образования за 2009 – 2010 учебный год. |
Зам. зав. по основ. деят. |
Административно-хозяйственная работа
Дата |
Мероприятия |
Ответственный |
Отметка о выполнении |
Сентябрь |
Оформление уголка по ТБ |
воспит. высш. кат. |
|
Сентябрь |
Собрание трудового коллектива: 1. выполнение плана летней оздоровительной работы 2. о выполнении режима дня и организации питания |
заведующая |
|
Октябрь |
Приобретение магнитофонов по группам |
зам. зав. по о. д. |
|
Ноябрь |
Подготовка детского сада к зимнему сезону |
ст. м/с |
|
Декабрь |
Пополнить физкультурный зал физкультурным оборудованием |
инстр. по ф. в. |
|
Январь |
Собрание трудового коллектива: 1. анализ заболеваемости
за год в сравнении с 2. система работы по формированию здорового образа жизни (результаты контроля) |
заведующая |
|
Февраль |
Приобретение альбомов по изобразительному искусству |
зам. зав. по о. д. |
|
Март |
Субботник по подготовке детского сада к весне |
ст. м/с |
|
Апрель |
Обновить и покрасить оборудование на групповых площадках и на площадке по правилам дорожного движения |
зам. зав. по о. д. |
|
Собрание трудового коллектива: 1. обсуждение и утверждение плана летней оздоровительной работы 2. инструктаж сотрудников
детского сада по вопросам
охраны жизни и здоровья детей
при организации летней |
заведующая |
Информация о работе Роль и место заведующей в системе управление дошкольным учреждением