Роль Internet в современной системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 01:36, реферат

Описание работы

Цель нашего исследования – показать возможности изучения английского языка в Internet и развития навыка аудирования, как необходимой составляющей современного общения и образования. Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач:
Изучение теоретического материала по теме исследования;
Анализ взаимодействия Internet с современной системой образования и возможность его использования в развитии навыков аудирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РОЛЬ INTERNET В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 5
ГЛАВА 2. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 9
ГЛАВА 3. INTERNET-РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ INTERNET-РЕСУРСЫ 19

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 3. INTERNET-РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ

 

Сегодня в Internet существует большое количество курсов по изучению английского языка online. Известно также и большое количество методик по его изучению. Раньше преподаватели и учителя использовали в процессе обучения в основном классические методы, сегодня же одним из самых серьезных и всеобъемлющих методов по изучению иностранного языка стал лингвосоциокультурный метод, предполагающий апелляцию к такому компоненту, как культурная и социальная среда.

Сторонники данного подхода уверены, что язык теряет жизнь, когда преподаватели и учащиеся ставят целью овладение "безжизненными" лексико-грамматическими формами. Например, если изучающий английский употребит грамматически верное выражение The Queen and Her relatives, то британец с большим трудом поймет, что говорящий имеет в виду The Royal Family. Лингвосоциокультурный метод включает языковой и межкультурный аспекты общения. Целью изучения языка при помощи данного метода является облегчение понимания собеседника и формирование восприятия на интуитивном уровне. Поэтому учащийся, использующий данный подход, должен относиться к языку, как к зеркалу, в котором отражаются история народа, география, климат, а также условия его жизни, традиции, быт и творчество [4, с. 9].

Первую строку в рейтинге популярных методик занимает коммуникативный подход, который направлен на практику общения. Из 4-х "китов", на которых держится любой языковой тренинг (чтение, письмо, говорение и восприятие речи на слух), повышенное внимание уделяется именно двум последним. Однако есть и обратная сторона медали: скудный лексикон и клишированность фраз. Сюда можно добавить большое количество грамматических ошибок и становится ясно, что единственным способом не прослыть глупым собеседником является знание этикета, повышенное внимание к партнеру и постоянное стремление к самосовершенствованию.

Термин «аудирование» означает процесс восприятия и понимания речи на слух. В общем плане аудирование можно определить как сложную аналитико-синтетическую деятельность по обработке акустического сигнала, результатом которого является осмысление воспринятой информации. Аудирование как вид коммуникативной деятельности условно можно рассматривать в двух планах: 1) как одну из частей речевого общения; 2) как относительно самостоятельный вид коммуникации, когда поток речевой информации направлен в одну сторону, например, при прослушивании рассказа, видеофильма или кино [8, с.34].

Программные курсы и школы. Среди широкого разнообразия online курсов и школ непросто выделить одну-две лучших, так как все они предлагают высококачественные услуги на любой вкус и кошелек. Если не гнаться за ценой и объемом обучения, то воспользоваться можно ресурсами бесплатных сайтов с далеко не скудным количеством возможностей и предлагаемых материалов. Попробуем оценить плюсы и найти минусы предоставляемых услуг наиболее известных ресурсов. Например, Native English предлагает воспользоваться материалами по теории (грамматика английского языка, список учебников по разным темам, научно-популярные статьи и фонетика английского языка) и практике (чтение, тесты, идиомы, скороговорки, анекдоты, топики и тексты радиопередач Voice of America). Voice of America (VOA) – наиболее популярный ресурс с большим количеством аудиоподкастов и аудиофайлов с транскрипцией и текстами. прекрасный способ улучшить свой американский-английский. Большое количество новостей, событий современной науки, экономики, истории и культуры. Также, это отличная возможность держать руку на пульсе и к тому же повышать свой уровень разговорного английского языка. Кроме того, на этом сайте можно заказать фильмы на оригинальном языке с субтитрами, прослушать аудиокниги и скачать некоторые полезные программы и словари. Все материалы, кроме фильмов и аудиокниг, доступны для скачивания и абсолютно бесплатны. К плюсам этого сайта можно также отнести некоторые аудио-разделы по фонетике.

Следующий источник – курсы английского Language Link компании Distance Learning – предлагают обучение в любое время, 24 часа в сутки. Это задания на чтение, грамматику, аудирование, разговорный английский и пополнение лексического запаса. Программы для развития восприятия иностранной речи на слух содержат материалы, разработанные для самостоятельного обучения. Данные программы содержат более чем 130 интерактивных заданий на уровне Elementary и более 250 заданий на уровне Intermediate и Advanced. Данные программы включают в себя разнообразные познавательные темы, монологи, дискуссии, рассказы и песни. Упражнения представлены в особой логической последовательности, повышающей эффективность практики восприятия устной речи. К бесспорным плюсам этой программы обучения можно отнести озвученный словарь, развлекательный раздел игр, форум, чаты. Также пользователь может ознакомиться с культурой страны изучаемого языка, идиомами и сленгом. Как и во всех подобных проектах дистанционного обучения, данные курсы предполагают возможность прохождения первого бесплатного урока, а так же полностью платное и бесплатное обучение. Еще один из наиболее обширных проектов по обучению английскому языку online представлен на сайте Lessons, являющийся частью школы Language Link. Условия обучения мало чем отличаются от других ресурсов, но особо стоит отметить удобный интерфейс и большое количество полезных разделов, таких как: советы по написанию резюме на английском, рекомендации по подготовке к важному собеседованию и правила написания деловой корреспонденции. Также можно проверить знания и пройти пробные тесты TOEFL или узнать, подходит ли вам дистанционное обучение. Помимо этого, открыта возможность прохождения пробного урока, причем в таком случае вы получите пусть и ограниченный, но все же доступ к материалам школы. Пробный урок включает online аудио словарь, идиома дня (например, one foot in the grave с аудио произношением), можно свободно прослушивать статьи о культуре, музыке, кино и книгах, изменяя темп чтения по своему усмотрению. С помощью этих материалов можно отрабатывать собственное произношение и слушать речь носителей языка. В развлекательной части урока можно поиграть в игры со словами, пообщаться со студентами в чате или обсудить понравившуюся тему на форуме [1].

Безусловно, существует большое количество школ дистанционного обучения языкам, мы рассмотрели лишь некоторые из них, но в общих чертах требования и условия обучения на всех ресурсах одинаковы.

Независимые ресурсы. Здесь собраны различные материалы с аудио контентом, которые не относятся к полным курсам дистанционного обучения английского языка. С помощью приведенных ниже ресурсов можно скорректировать и усовершенствовать произношение отдельных звуков, целых слов и предложений.

Ресурс Fonetiks предлагает пользователям прослушивание произношения 9 видов английского: британского, ирландского, американского, уэльского, индийского, шотландского, австралийского, канадского и южноафриканского. Также предоставлена возможность прослушивать произношение немецкого, французского, итальянского и многих других языков. Данный сайт адаптирован к использованию для любого уровня слушателя, как для детей 5+, так и для школьников, студентов, преподавателей и просто желающих грамотно говорить на иностранном языке.

Ресурс howjsay – это бесплатный online словарь американского и английского произношения слов и фраз. Здесь собрано около 2,000 наиболее употребляемых слов и выражений английского языка. Их число постоянно растёт и словарь пополняется новыми выражениями и словами [9]

Randall’s ESL Cyber Listening Lab (esl-lab). Перевести название этого сайта можно таким образом: Кибер (или виртуальная) лаборатория Рэндалла по развитию навыков аудирования для тех, чей английский не является родным. Сайт представляет собой большую коллекцию различных упражнений на аудирование. Здесь можно прослушать диалоги на обыденные темы, аудио дискуссии для подготовки к экзаменам, уроки, направленные на расширение лексического запаса для определенных бытовых ситуаций. В каждом разделе содержатся материалы разного уровня сложности (простой, средний, сложный, очень сложный). К бесспорным плюсам данного ресурса можно отнести то, что он включает в себя Quiz script - напечатанные диалоги для тех, кто испытывает трудности при восприятии на слух английской речи [10].

Аутентичные материалы. В базе данных глобальной сети помимо программных обучающих курсов и школ насчитывается большое количество аутентичных аудиоресурсов, которые также способствуют развитию навыков аудирования.

Аутентичные материалы – это материалы, взятые из оригинальных источников, которые характеризуются естественностью грамматических форм и лексического наполнения, а также ситуативной адекватностью используемых языковых средств. Они иллюстрируют случаи аутентичного словоупотребления, и, хотя и не предназначены специально для учебных целей, могут быть использованы при обучении иностранному языку.

Сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs, позволяет пользователю прослушать любую фразу на иностранном языке. Разработанный синтезатор речи превращает печатный текст в звуки. На сайте можно выбрать один из нескольких языков: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский. Затем необходимо написать в диалоговом окне что-либо на выбранном языке. Несколько секунд и написанное произнесено несколько механическим, но все же голосом. Соответственно, пользователь может озвучить фразу из любого интересуемого пособия. Еще одним немаловажным достоинством сайта является то, что все произнесенное можно сохранить на своём жестком диске и, при необходимости, вернуться к прослушиванию, но уже не заходя в Сеть.

ВВС World Service предоставляет возможность не только ознакомиться визуально, но и прослушать новости, на различных языках. К плюсам сайта можно отнести и то, что пользователь может выбирать подходящий уровень владения английским и прослушивать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной является и классификация статей – по темам и континентам [5].

CNN World News также предоставляют пользователям информацию на нескольких языках и двойную классификацию статей, а также возможность аудио и видео сопровождения. Новости, которые доступны для прослушивания и просмотра (podcasts), делятся на разделы: главный, по темам и по алфавиту. Это существенно облегчает поиск интересующего раздела. Здесь есть такие категории, как: новости для студентов (CNN Student News), абсурдные новости (News of the Absurd), новости для бизнесменов (Business Update), а также всевозможные интервью и шоу [7].

The New York Times, помимо вышеперечисленного, предлагает пользователям обучающую версию газеты с поурочными разработками. Также, здесь представлено большое количество аудиоматериалов для скачивания и прослушивания на различные темы, такие как: новости здоровья (Health Update), музыкальные новинки (Music Popcast), научные дискуссии (Science Times) и многое другое. Все аудио файлы доступны для скачивания в формате mp3 [9].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мы пришли к выводу, что Internet – бесценный ресурс для реализации самых различных методик обучения английскому языку. По своей природе глобальная компьютерная сеть – один из лучших источников информации, зачастую представляемой в интерактивном формате и практически не присутствующей в традиционном учебном пособии. Проанализировав и рассмотрев многие Internet источники, мы пришли к выводу, что глобальная сеть предоставляет большие возможности для обучения, самосовершенствования и развития навыка аудирования.

При изучении английского языка через Internet, его ресурсы используются для реализации таких проектов обучения, как:

  • интегрирование аутентичных материалов Сети (текстовых, звуковых) в содержание урока английского языка, и, тем самым, в программу обучения;
  • самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектами;
  • самостоятельное изучение английского языка, а также ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках.

С помощью аудио материалов Сети можно слушать любую информацию, новости, статьи из газет и журналов, книги, а также практиковаться в правильном произношении английского языка и различных его диалектах. Поскольку на большинстве ресурсов существует возможность выбора уровня сложности, наиболее подходящей слушателю, то можно сделать вывод о том, что обучающие и развлекательные аудио и видео материалы доступны всем возрастам и уровням владения английским языком.

Учащиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в области английского языка с помощью online курсов. У этой формы обучения, безусловно, есть будущее.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Галичкина, Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале компьютерных конференций): Автореф. дис. канд. филол. наук / Е.Н. Галичкина. –М.: 2001.
  2. Карамышева, Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах / Т.В. Карамышева. – СПб.: 2001.
  3. Крупина, С. Методики преподавания английского языка / С. Крупина // Еженедельная газета «Иностранец». – М.: 2003. – №12.
  4. Крюкова, О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде (на примере английского языка) /О.П. Крюкова. – М.: Логос, 1998.
  5. Левин, Д.Р.. Internet для «чайников» / Джон Р. Левин, Кэрол Бароди, Маргарет Левин-Янг. – 7-ое издание. - М.: Изд. дом «Вильямс» – 2001.
  6. Соловов А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России / А.В. Соловов. – М.: 1995.
  7. Титова С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С.В. Титова. – М.: 2003.
  8. Дергачева Т.Г. Дистанционное обучение иностранным языкам в техническом вузе / Т.Г. Дергачева // Язык и методика его преподавания. III республиканская научно-практическая конференция: Сб. статей. – М.: Центр инновационных технологий, 2001.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ INTERNET-РЕСУРСЫ

  1. Изучение английского языка, проект «Родной английский» http://www.native-english.ru/
  2. Институт новых технологий/Живая Школа, http://www.liveschool.org/
  3. Курсы дистанционного обучения английскому языку http://www.english.language.ru/distance/
  4. Международный языковой центр Language Link, http://www.languagelink.ru/
  5. ВВС World Service, http://www.bbc.com/news/world_radio_and_tv/
  6. Chatter's Jargon Dictionary, http://www.merriam-webster.com/dictionary/jargon
  7. CNN World News, http://edition.cnn.com/WORLD/
  8. Fonetiks, http://www.fonetiks.org
  9. Howjsay, http://www.howjsay.com/
  10. Randall’s ESL Cyber Listening Lab, http://www.esl-lab.com/
  11. The New York Times, http://www.nytimes.com/

Информация о работе Роль Internet в современной системе образования