Роль исследовательской деятельности в становлении и развитии личности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:38, контрольная работа

Описание работы

В современном мире высоко ценятся специалисты со сформированной исследовательской культурой. Исследовательская культура предполагает развитие навыков научного поиска, умений находить нужную информацию. Учитель сегодня должен быть исследователем, знать методологические подходы и принципы научного исследования, владеть методикой научного поиска, умением организовывать проектную деятельность учащихся (см.методологич.культура)

Файлы: 1 файл

билеты.docx

— 125.45 Кб (Скачать файл)
  1. Роль исследовательской деятельности в становлении и развитии личности педагога.

В современном  мире высоко ценятся специалисты  со сформированной исследовательской  культурой. Исследовательская культура предполагает развитие навыков научного поиска, умений находить нужную информацию. Учитель сегодня должен быть исследователем, знать методологические подходы  и принципы научного исследования, владеть методикой научного поиска, умением организовывать проектную  деятельность учащихся (см.методологич.культура)

  1. Индивидуальная и коллективная научная работа. НИРС, связанная с выполнением учебных заданий.

особенности индивидуальной научной деятельности – как процесса научной работы отдельного исследователя и особенности коллективной научной деятельности – как деятельности всего сообщества ученых, работающего в данной отрасли науки, или, как работа научного коллектива исследовательского института, или, к примеру, как научная работа педагогического коллектива учебного заведения, привлеченного к научно-экспериментальной деятельности.

Особенности индивидуальной научной  деятельности:

1. Четкое определение и органические  цели научной работы. Одним из главных качеств научного работника является способность сосредоточиться только на той проблеме, которой он занимается, а все остальные «побочные» – использовать только в той мере и на том уровне, как они описаны в имеющейся на сегодняшней день научной литературе.

2. Научная работа строится «на  плечах предшественников». Напомним, что прежде чем приступать  к любой научной работе по какой- либо проблеме, необходимо изучить в научной литературе все, что было сделано в данной области предшественниками.

3. Научный работник должен освоить  научную терминологию и строго  выстроить свой понятийный аппарат. 4. Результат любой научной работы, любого исследования должен быть  обязательно оформлен в письменном  виде – в виде научного отчета, научного доклада, реферата, статьи, книги и т.д. Это требование  обусловливается двумя обстоятельствами. Во-первых, только в письменном  виде можно изложить свои идеи  и результаты на строго научном  языке. В устной речи это  никогда не получается. Причем, написание  любой научной работы, даже самой  маленькой статейки, для начинающего  исследователя представляет большую  сложность, поскольку то, что   легко проговаривается в выступлениях  или же мысленно проговаривается  «про себя», оказывается «ненаписуемым». Здесь та же разница, что и между обыденным, житейским и научным языками. В устной речи мы и сами за собой и наши слушатели не замечают логических огрехов. Письменное описание требует строгого логического изложения, а это сделать намного труднее. Во-вторых, цель научной работы – получить и довести до людей новое научное знание. И если это «новое научное знание» осталось только в голове исследователя, о нем никто не может прочитать, то это знание оказалось не востребованным и по сути дела пропало. Кроме того, количество и объем научных публикаций являются и показателем, правда формальным, продуктивности любого научного работника. И каждый исследователь постоянно ведет и дополняет список своих опубликованных работ.

Особенности коллективной научной деятельности:

Плюрализм научного мнения. Поскольку  любая научная работа является творческим процессом, то очень важно, чтобы  этот процесс не был «зарегламентирован». Естественно, научная работа каждого исследовательского коллектива может и должна планироваться и довольно строго. Но при этом каждый исследователь, если он достаточно грамотен, имеет право на свою точку зрения, свое мнение, которые должны безусловно уважаться. Любые попытки диктата, навязывание всем общей единой точки зрения никогда не приводило к положительному результату.

Существует и применяется два  основных вида научно- исследовательской  работы студентов (НИРС). Учебная научно-исследовательская  работа студентов, предусмотренная  действующими учебными планами. К этому  виду НИРС можно отнести:

- рефераты,

- курсовые работы, выполняемые  в течение всего срока обучения  в ВУЗе,

- дипломную работу, выполняемую  на выпускном  курсе.

Реферат - означает краткое письменное изложение или доклад содержания публикации или нескольких публикаций. Это одна из наиболее распространенных научно-учебных работ студента. Сущность реферата заключается в выделении наиболее существенных сведений реферируемого материала и представлении их в лаконичной форме. Различают монореферат, предназначенный для передачи содержания одной книги, статьи, и обзорный реферат, суммирующий данные нескольких источников по одной теме. Основная цель реферата - дать четкое представление о характере и ценности работы, степени необходимости обращения к ней.

Во время выполнения курсовых работ  студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это  необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Особенности- объем- 30-35 страниц, 20-25 источников, носит теоретический и описательный характер, не требует опытно-эксперементальной работы.

Дипломная работа- это творческая работа на основе глубокого изучения теории и истории вопроса, практики передового и личного опыта, исходя из результатов проведенного эксперимента. Выполнение дипломной работы предполагает решение основных задач профессиональной подготовки выпускников вуза:

- углубление и систематизацию  теоретических знаний,

- формирование исследовательских  умений,

- развитие умений самостоятельной  научно- практической деятельности. Выпускная работа должна соответствовать следующим требованиям:

-  отражать актуальность тематики, соответствие ее современному  состоянию и перспективам развития  данной области науки;

- предполагать изучение и анализ  монографической и периодической  литературы по теме исследования;

- изучение и характеристику  истории исследуемой проблемы  и ее практического состояния,  передового опыта;

-   иметь четкую характеристику  предмета, цели и методов исследования, описание и анализ проведенного  автором эксперимента;

- обобщение результатов, обоснование  выводов и практических рекомендаций.

Отличия: 60-65 стр, 40-50 источников, наличие методик,приложений, гипотез,практическая значимость.

Исследовательская работа сверх учебного плана.

Такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских  и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент  за счёт свободного времени готов  заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем  преподавателя, а именно - мотивация  студента к занятиям. Студент уже  настолько развит, что работать с  ним можно не как с учеником, а как с младшим коллегой. Он следит за новинками литературы, старается  быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное - процесс осмысления науки не прекращается за пределами ВУЗа и подготовки к  практическим занятиям и экзаменам. Даже во время отдыха в глубине  сознания не прекращается процесс самосовершенствования.

Формы НИРС

Основными формами НИРС являются:

- Предметные кружки;

- Проблемные кружки;

- Проблемные студенческие лаборатории;

- Участие в научных и научно-практических  конференциях;

- Участие во внутривузовских и республиканских конкурсах

3.НИРС как основа выполнения курсовых и дипломных работ.

Во время выполнения курсовых работ  студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это  необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Особенности- объем- 30-35 страниц, 20-25 источников, носит теоретический и описательный характер, не требует опытно-эксперементальной работы.

Дипломная работа- это творческая работа на основе глубокого изучения теории и истории вопроса, практики передового и личного опыта, исходя из результатов проведенного эксперимента. Выполнение дипломной работы предполагает решение основных задач профессиональной подготовки выпускников вуза:

- углубление и систематизацию  теоретических знаний,

- формирование исследовательских  умений,

- развитие умений самостоятельной  научно- практической деятельности. Выпускная работа должна соответствовать следующим требованиям:

-  отражать актуальность тематики, соответствие ее современному  состоянию и перспективам развития  данной области науки;

- предполагать изучение и анализ  монографической и периодической  литературы по теме исследования;

- изучение и характеристику  истории исследуемой проблемы  и ее практического состояния,  передового опыта;

-   иметь четкую характеристику  предмета, цели и методов исследования, описание и анализ проведенного  автором эксперимента;

- обобщение результатов, обоснование  выводов и практических рекомендаций.

Отличия: 60-65 стр, 40-50 источников, наличие методик,приложений, гипотез,практическая значимость.

4.Уровни педагогических исследований.

Эмпирический - на этом уровне устанавливаются новые факты в педагогической науке и выводятся эмпирические закономерности.

Теоретический - на этом уровне выдвигаются и формулируются основные педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Методологический - на этом уровне на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.

5.Методологические принципы педагогического исследования

Системный подход применяется  при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода  означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения  объекта, рассмотреть все его  элементы с учетом их места и функций  в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его  сущность, являются:

  • Принцип целостности, который отражает специфику свойств системы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого;
  • Принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между ее элементами;
  • Принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;
  • Принцип иерархичности, предполагающий рассмотрение объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента системы более высокого уровня, как системы более высокого иерархического уровня по отношению к ее элементам, рассматриваемых, в свою очередь, как системы;
  • Принцип множественности представления системы, означающий необходимость создания множества моделей для описания системного объекта;
  • Принцип историзма, требующий изучения системы и ее элементов не только как статических, но и как динамичных, имеющих историю своего развития.

 

  1. Подходы к педагогическому исследованию.

 

 

 методология – это  система принципов и способов организации и построения теоретической  и практической деятельности.

 

Основными методологическими  подходами в педагогике являются:

  1. Системный;
  2. Личностный;
  3. Деятельностный;
  4. Полисубъектный (диалогический);
  5. Аксиологический;
  6. Культурологический;
  7. Антропологический;
  8. Этнопедагогический.

Системный подход применяется  при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода  означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения  объекта, рассмотреть все его  элементы с учетом их места и функций  в нем.

При системном подходе, например, система образования, процесс  ее функционирования рассматриваются  как совокупность следующих взаимосвязанных  компонентов: цели образования; содержание образования на всех его ступенях, формы, методы, средства реализации этого  содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы  образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные  элементы всей образовательной системы  и функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования.

Личностный подход в педагогике утверждает представления  о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание  личности как продукта общественно-исторического  развития и носителя культуры не допускает  сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди  вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подход означает ориентацию при конструировании  и осуществлении педагогического  процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Информация о работе Роль исследовательской деятельности в становлении и развитии личности педагога