Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:38, контрольная работа
В современном мире высоко ценятся специалисты со сформированной исследовательской культурой. Исследовательская культура предполагает развитие навыков научного поиска, умений находить нужную информацию. Учитель сегодня должен быть исследователем, знать методологические подходы и принципы научного исследования, владеть методикой научного поиска, умением организовывать проектную деятельность учащихся (см.методологич.культура)
В современном мире высоко ценятся специалисты со сформированной исследовательской культурой. Исследовательская культура предполагает развитие навыков научного поиска, умений находить нужную информацию. Учитель сегодня должен быть исследователем, знать методологические подходы и принципы научного исследования, владеть методикой научного поиска, умением организовывать проектную деятельность учащихся (см.методологич.культура)
особенности индивидуальной научной деятельности – как процесса научной работы отдельного исследователя и особенности коллективной научной деятельности – как деятельности всего сообщества ученых, работающего в данной отрасли науки, или, как работа научного коллектива исследовательского института, или, к примеру, как научная работа педагогического коллектива учебного заведения, привлеченного к научно-экспериментальной деятельности.
Особенности индивидуальной научной деятельности:
1. Четкое определение и
2. Научная работа строится «на
плечах предшественников».
3. Научный работник должен
Особенности коллективной научной деятельности:
Плюрализм научного мнения. Поскольку любая научная работа является творческим процессом, то очень важно, чтобы этот процесс не был «зарегламентирован». Естественно, научная работа каждого исследовательского коллектива может и должна планироваться и довольно строго. Но при этом каждый исследователь, если он достаточно грамотен, имеет право на свою точку зрения, свое мнение, которые должны безусловно уважаться. Любые попытки диктата, навязывание всем общей единой точки зрения никогда не приводило к положительному результату.
Существует и применяется два
основных вида научно- исследовательской
работы студентов (НИРС). Учебная научно-
- рефераты,
- курсовые работы, выполняемые
в течение всего срока
- дипломную работу, выполняемую на выпускном курсе.
Реферат - означает краткое письменное изложение или доклад содержания публикации или нескольких публикаций. Это одна из наиболее распространенных научно-учебных работ студента. Сущность реферата заключается в выделении наиболее существенных сведений реферируемого материала и представлении их в лаконичной форме. Различают монореферат, предназначенный для передачи содержания одной книги, статьи, и обзорный реферат, суммирующий данные нескольких источников по одной теме. Основная цель реферата - дать четкое представление о характере и ценности работы, степени необходимости обращения к ней.
Во время выполнения курсовых работ
студент делает первые шаги к самостоятельному
научному творчеству. Он учится работать
с научной литературой (если это
необходимо, то и с иностранной),
приобретает навыки критического отбора
и анализа необходимой
Дипломная работа- это творческая работа на основе глубокого изучения теории и истории вопроса, практики передового и личного опыта, исходя из результатов проведенного эксперимента. Выполнение дипломной работы предполагает решение основных задач профессиональной подготовки выпускников вуза:
- углубление и систематизацию теоретических знаний,
- формирование
- развитие умений
- отражать актуальность
- предполагать изучение и
- изучение и характеристику истории исследуемой проблемы и ее практического состояния, передового опыта;
- иметь четкую характеристику
предмета, цели и методов исследования,
описание и анализ
- обобщение результатов,
Отличия: 60-65 стр, 40-50 источников, наличие методик,приложений, гипотез,практическая значимость.
Исследовательская работа сверх учебного плана.
Такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно - мотивация студента к занятиям. Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учеником, а как с младшим коллегой. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное - процесс осмысления науки не прекращается за пределами ВУЗа и подготовки к практическим занятиям и экзаменам. Даже во время отдыха в глубине сознания не прекращается процесс самосовершенствования.
Формы НИРС
Основными формами НИРС являются:
- Предметные кружки;
- Проблемные кружки;
- Проблемные студенческие
- Участие в научных и научно-
- Участие во внутривузовских и республиканских конкурсах
3.НИРС как основа выполнения курсовых и дипломных работ.
Во время выполнения курсовых работ
студент делает первые шаги к самостоятельному
научному творчеству. Он учится работать
с научной литературой (если это
необходимо, то и с иностранной),
приобретает навыки критического отбора
и анализа необходимой
Дипломная работа- это творческая работа на основе глубокого изучения теории и истории вопроса, практики передового и личного опыта, исходя из результатов проведенного эксперимента. Выполнение дипломной работы предполагает решение основных задач профессиональной подготовки выпускников вуза:
- углубление и систематизацию теоретических знаний,
- формирование
- развитие умений
- отражать актуальность
- предполагать изучение и
- изучение и характеристику истории исследуемой проблемы и ее практического состояния, передового опыта;
- иметь четкую характеристику
предмета, цели и методов исследования,
описание и анализ
- обобщение результатов,
Отличия: 60-65 стр, 40-50 источников, наличие методик,приложений, гипотез,практическая значимость.
4.Уровни педагогических исследований.
Эмпирический - на этом уровне устанавливаются новые факты в педагогической науке и выводятся эмпирические закономерности.
Теоретический - на этом уровне выдвигаются и формулируются основные педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты.
Методологический - на этом уровне на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.
5.Методологические принципы педагогического исследования
Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:
методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Основными методологическими подходами в педагогике являются:
Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем.
При системном подходе,
например, система образования, процесс
ее функционирования рассматриваются
как совокупность следующих взаимосвязанных
компонентов: цели образования; содержание
образования на всех его ступенях,
формы, методы, средства реализации этого
содержания (технологии преподавания,
освоения, обучения); субъекты системы
образования (педагоги, обучающиеся, родители);
учебные заведения как
Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.
Личностный подход
означает ориентацию при конструировании
и осуществлении
Деятельностный подход. Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.
Информация о работе Роль исследовательской деятельности в становлении и развитии личности педагога