Роль личности педагога в целостном педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: показать непоколебимый авторитет и важность учителя в целостном педагогическом процессе, охарактеризовать со всех сторон его роль. Объектом исследования является непосредственно педагог. Предметом исследования является роль учителя в каждом отдельно взятом компоненте целостного педагогического процесса.
Задачи, которые мы собираемся решить в данной работе: Показать важность учителя для ученика в целостном педагогическом процессе. Подвести исследования, проведенные в курсовой работе к их более углубленному дальнейшему изучению. 3. Показать необходимость поиска решений сложившейся проблемы для возвращения авторитета учителя, существовавшего в более ранние периоды школьного образования.

Файлы: 1 файл

актуальность проблемы.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное бюджетное  государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Рязанский государственный  университет имени С.А. Есенина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ивахин Никита Сергеевич 
(факультет истории и международных отношений,

направление «Педагогическое образование с профилем «История»

2 курс, группа «1101»)

 

Курсовая работа по педагогике на тему:

«Роль личности педагога в целостном педагогическом процессе.»

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: д.п.н., профессор,

зав. кафедрой педагогики и педагогических технологий

Гребенкина Л.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань, 2013 г.

 

Введение.

Роль педагога в прогрессивном  развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры.

Роль учителя в целостном  педагогическом процессе трудно переоценить. В нём педагог играет огромную роль, поэтому и актуальность данной темы принимает большие значения. Результаты изучения данного вопроса будут необходимы не только для государства, но и для всего общества в целом. Изучив существующее положение дел в современной школе, мы пришли к выводу, что авторитет учителя ослабевает, ученики во многих случаях относятся неуважительно к труду педагога, а ведь он играет далеко не последнюю роль в становлении личности учащихся, из которых должны вырасти дипломированные специалисты и люди, имеющие прекрасное нравственное воспитание. Именно педагог как никто другой является для ученика проводником в современный многогранный мир.

Цель курсовой работы: показать непоколебимый авторитет  и важность учителя в целостном  педагогическом процессе, охарактеризовать со всех сторон его роль.

Объектом исследования является непосредственно педагог. Предметом исследования является роль учителя в каждом отдельно взятом компоненте целостного педагогического  процесса.

Задачи, которые мы собираемся решить в данной работе:

  1. Показать важность учителя для ученика в целостном педагогическом процессе.
  2. Подвести исследования, проведенные в курсовой работе к их более

     углубленному дальнейшему изучению.

3. Показать необходимость поиска решений сложившейся проблемы для

возвращения авторитета учителя, существовавшего в более ранние периоды школьного образования.

Рассматривая данную тему,  следует отметить следующие  базовые ключевые понятия: педагог,  педагогический процесс, обучение, развитие, воспитание, творчество, одаренность.

Использованы традиционные методы исследования, такие как:  наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

((ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ  ПОКА ЕЩЕ НЕ ПРОВЕДЕН))

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы профессии педагога и целостного педагогического процесса.

1.1 Общая характеристика педагогической профессии.

 

Педагогическая  профессия – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями.

В глубокой древности, когда ещё не было разделения труда, и цель любой деятельности человека сводилась к добыче пищи, знания и опыт передавались детям в труде. По мере совершенствования орудий труда от тяжёлой работы освобождались старики и инвалиды, которым община поручала присматривать за детьми и обучать их самому необходимому. Постепенно объём необходимых знаний и опыта стал столь велик, что воспитание детей смогли осуществлять лишь наиболее знающие, опытные и уважаемые члены общины. Эти люди и образовали особую социальную группу воспитателей, наставников молодёжи.

Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. 
Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.1

Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы слова "питать". Слова "воспитывать" и "вскармливать" не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.2

Вся история  возникновения и становления  педагогической мысли и педагогической деятельности тесно связана с  изменениями, происходящими в обществе. Часть обязанностей по воспитанию с течением времени была переложена на родителей. Появление письменности также наложило отпечаток на развитие педагогики. С появлением государства возникла потребность в массовом обучении и воспроизводстве различных специалистов, поэтому в государствах начали формироваться системы образования.  

У разных народов  в различные исторические эпохи  складывались определённые требования к уровню образованности, и педагогическая деятельность всегда являлась средством сохранения и приумножения накопленных человечеством знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Педагогическая деятельность, её субъект и объект.

Педагогическая деятельность - это деятельность по воспитанию и обучению людей, основанная на специальной профессиональной подготовке педагога и соответствующая нормам и правилам его личного поведения в процессе этой деятельности. Виды педагогической деятельности разнообразны: обучающая, воспитательная, организаторская, просвещенческая, исследовательская, управленческая. При выполнении конкретных функций (при занятии должности) эти виды педагогической деятельности могут переплетаться, совмещаться, синтезироваться. Продуктом педагогической деятельности является более совершенный, нравственно воспитанный и развитый человек. Каждое время предъявляет свои требования как к педагогу, так и к его деятельности в сфере образования.3

Особенности педагогической профессии проявляются в её целях и результате, функциях, характере труда педагога и характере взаимодействия участников педагогического процесса (педагога и ребёнка).

1. Цель педагогической деятельности – формирование личности человека.

2. Результат педагогической деятельности – личность, полезная и успешная в обществе.

3. За педагогической  профессией в обществе исторически  закреплены две основных функции: адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением (адаптацией) ребёнка к конкретным социальным и культурным условиям, а гуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.

4. Педагогическая  деятельность имеет коллективный  и творческий характер.

5. Особенности  взаимодействия педагога с ребёнком  заключаются в том, что педагог,  во-первых, управляет процессом образования,  воспитания и развития, во-вторых, стремится удовлетворить образовательные потребности ученика.

6. Результаты  педагогической деятельности – это сформированные им у ребёнка знания, отношения к различным сторонам жизни, опыт деятельности и поведения. Иначе говоря, труд педагога оценивается по достижениям его учеников.  

Коллективный  характер педагогической деятельности проявляется в том, что…

  • результат деятельности – личность – является итогом труда нескольких субъектов (педагогов, семьи, социального окружения, самого ребёнка), образовательный процесс осуществляется в подавляющем большинстве случаев в коллективе воспитанников, который является мощным фактором воспитания;
  • образовательный процесс направлен на подготовку личности к пребыванию в коллективе и обществе.

Творческий  характер труда педагога проявляется в различных компонентах педагогической деятельности: в анализе педагогической ситуации, в постановке и решении педагогических задач, в организации своей деятельности и деятельности учащихся. Если педагог использует новые, нестандартные, формы и способы деятельности, находит и применяет оригинальные решения стоящих перед ним задач образования, воспитания и развития учащихся, то он проявляет педагогическое творчество.

Педагогическое  творчество – процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др.). Творчески работающий учитель способен выбрать оптимальное сочетание способов передачи учащимся знаний и опыта, т. е. адаптировать (приспособить) передаваемые детям знания и опыт к своим индивидуальным особенностям и особенностям своих учеников, не уклоняясь от поставленных целей. При этом результат педагогической деятельности может быть лучше, чем прежде, или такой же результат достигается с меньшими затратами.

Основой педагогического  творчества является творческий потенциал личности педагога, который формируется на основе накопленного педагогом жизненного опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, а также новых идей, умений и навыков, усвоенных в результате саморазвития.

Деятельность педагога, направленная на реализацию профессиональных целей и задач, называется педагогической деятельностью. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности.

Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная  работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Преподавание - это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Для понимания сущности педагогической деятельности выделим  её субъект и объект. Субъект и объект – общенаучные понятия. В любой деятельности субъектом принято называть того, кто совершает действие, а объектом – того, кто испытывает воздействие. Объектом может быть как человек, живое существо, так и неодушевлённый предмет. Таким образом, субъект воздействует на объект, преобразует его или изменяет пространственно-временные условия пребывания объекта.  

Субъект педагогической деятельности – педагог, объект педагогической деятельности – личность ребёнка. Однако такое разграничение субъекта и объекта педагогической деятельности весьма условно, потому что важным условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Таким образом, ребёнок является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом познания, приобретающим необходимые ему в жизни знания, а также опыт деятельности и поведения.

Педагог и ребёнок  являются участниками педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 1.3 Педагогический процесс как система
  • Педагогическим процессом  называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств испытуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

    В педагогической литературе прежних  лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования показали, что  это понятие суженное и неполное, оно не отражает всей сложности процесса и прежде всего его основных отличительных черт – целостности и общности. Главную сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности.

    Педагогический процесс как  ведущая, объединяющая система включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую. В ней слиты воедино процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе с условиями, формами и методами их протекания.

    Педагогический процесс как  система не идентичен системе  его протекания. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образования в целом, школа, класс, учебное занятие и др. Каждая их них функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных и т. п. Есть и специфические для каждой системы условия. Например, к внутришкольным условиям относятся материально-технические, санитарно-гигиенические, морально-психологические, эстетические и др.

    Структура (от лат. struktura – строение,) – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. В качестве компонентов системы, в которой протекает педагогический процесс, Б.Т. Лихачев выделяет следующие: а) целенаправленную педагогическую деятельность и ее носителя – педагога; б) воспитуемых; в) содержание педагогического процесса; г) организационно-управленческий комплекс, организационный каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты (ядром этого комплекса являются формы и методы воспитания и обучения); д) педагогическую диагностику; е) критерии эффективности педагогического процесса; ж) организацию взаимодействия с природной и общественной средой.

    Информация о работе Роль личности педагога в целостном педагогическом процессе