Роль личности педагога в целостном педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: показать непоколебимый авторитет и важность учителя в целостном педагогическом процессе, охарактеризовать со всех сторон его роль. Объектом исследования является непосредственно педагог. Предметом исследования является роль учителя в каждом отдельно взятом компоненте целостного педагогического процесса.
Задачи, которые мы собираемся решить в данной работе: Показать важность учителя для ученика в целостном педагогическом процессе. Подвести исследования, проведенные в курсовой работе к их более углубленному дальнейшему изучению. 3. Показать необходимость поиска решений сложившейся проблемы для возвращения авторитета учителя, существовавшего в более ранние периоды школьного образования.

Файлы: 1 файл

актуальность проблемы.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели (всестороннего и гармоничного развития личности) до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент называют также организационным, организационно-деятельностным, организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

 

 

 

  • 1.4 Целостность педагогического процесса
  • Педагогический процесс  представляет собой внутренне связанную  совокупность многих процессов, суть которых  состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся особым закономерностям.

    Целостность, общность, единство – вот главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение единой цели всех составляющих его процессов. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфического.

    Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: так, воспитание осуществляет не только воспитательную, но и образовательную и развивающую функции, обучение немыслимо без сопутствующих ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых также приходится выделять доминирующие характеристики.

    Специфика процессов  отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели.  Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы: общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы.

    Имеют свою специфику  методы контроля и самоконтроля, применяемые  в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательны устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены.

    Контроль над результатами воспитания менее регламентирован. Здесь информацию педагогам дают наблюдения за ходом деятельности и поведением учеников, общественное мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 2. Роль учителя  в целостном педагогическом процессе.

    2.1 Роль учителя  в процессе обучения

    Итак, чтобы сразу проникнуть в суть самого вопроса, нужно разобраться, какой смысл в данном контексте  несет слово «роль». По Ефремовой «роль» здесь употребляется в переносном значении.

    Это степень участия, влияние, значение в каком-либо деле, предприятии, событии.4

    Педагог объясняет ученикам новый материал, контролирует уровень  его усвоения учащимися, организует уроки. В большей степени от педагога и зависит то, как эффективно проходят уроки. В процессе обучения возможно и подтянуть отстающих, и упростить материал любой сложности, чтобы он был понятен каждому.

    Если представить процесс  обучения в виде землетрясения, то учитель, конечно же, является его эпицентром.

    Грамотный педагог должен использовать в процессе обучения далеко не один педагогический принцип. От этого зависит степень успешности усвоения учениками преподнесенного материала. Их может использоваться масса, и нам бы хотелось остановиться на некоторых из них:

    Педагог должен использовать принцип научности. Он предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития.

    Иными словами, учащиеся в большей степени уважают  тех учителей, которые хорошо разбираются  в своем предмете, могут не раздумывая ответить на вопрос, совершенно не относящийся к теме урока.

    Принцип систематичности подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения. 
    Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи. 

    Принцип наглядности.  Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, которые помогают развивать речевую активность, подготавливая учащихся к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях. 

    Естественно, учащихся всегда привлекает использование медиа-ресурсов на уроках, иллюстраций и других средств наглядности. Повышается уровень заинтересованности к предмету, который напрямую влияет непосредственно на авторитет педагога для каждого отдельно взятого ученика.

    Важно понимать, что только при следовании всем этим принципам  можно будет грамотно преподнести  учебный материал. К учителю, хорошо разбирающемуся в своем предмете, складывается уважительное отношение. Такие педагоги ценятся не только в педагогическом коллективе, но и среди учеников, что является первостепенной задачей каждого хорошего специалиста. Эти принципы можно насчитывать десятками, и соблюдение каждого из них, определенно, очень важно. Четыре принципа, которые мы выделяем в своей работе для процесса обучения являются наиболее важными для того, чтобы ученики могли оценивать преподнесение материала для них грамотным, логичным и интересным.

    В школе редким исключением  является то, что если к предмету учащийся имеет негативное отношение, то к учителю он благосклонен, уважает  его, ценит как педагога. Еще одна задача учителя для повышения  собственного авторитета – попытаться пробудить в учениках любовь к предмету или усилить её, в зависимости от ситуации.

     

    Выделяют три аспекта руководящей роли учителя: 1) руководство обучением; 2) руководство в процессе обучения; 3) руководство через обучение.

    Аспект первый - руководство обучением. Руководящая роль учителя включает в себя проектирование обучения, его организацию и дидактический анализ. Руководство обучением состоит  в том, что учитель руководит процессом обучения в его общей взаимосвязи, которая определяется единством цели, содержания, метода и условий. В центре руководящей деятельности учителя находится усвоение всеми учениками зафиксированного в учебной программе материала. Преподаватель выполняет свою руководящую роль прежде всего тем, что он передает содержание обучения в контексте дидактических отношений.

    Аспект второй - руководство в процессе обучения. Под этим понимается фактическое управление процессом обучения, руководство частичными процессами или отдельными фазами обучения. Руководство в процессе обучения распространяется, например, на мероприятия или действия в целях оптимизации дидактической коммуникации или на определенные мероприятия дидактико-воспитательного регулирования, например, реагирование на невнимательность ученика.

    Аспект третий - руководство через обучение. Под этим понимается отношение между обучением и формированием личности учеников. В этом случае подразумевается процесс реализации воспитательной функции образования. Руководящая роль учителя здесь непосредственно связана с тем влиянием, которое он оказывает на духовное становление личности ученика.5

     

     

    Для выполнения ключевой роли в процессе обучения учитель также должен обладать определенными качествами личности, направленных на обеспечение его профессиональной пригодности.

    К личностным качествам, определяющим пригодность учителя к педагогической деятельности, относятся:

    - хорошие речевые данные,

    - уравновешенность нервной системы,

    - выдержка,

    - коммуникабельность,

    - тактичность,

    - наблюдательность,

    - развитие воображения,

    - организаторские способности,

    - требовательность к себе.

    Для овладения профессиональной успешностью и выработки педагогического  мастерства учителю необходимо детально представлять структуру педагогической деятельности.

    Если педагог будет  халатно проводить контроль над  учащимися, то и их отношение к предмету станет халатным, поэтому еще одной важной задачей является грамотная проверка знаний, чтобы , так сказать, не дать ученикам чувствовать себя безнаказанными за то, что не потратили на подготовку к предмету нужное количество времени.

     

     

     

     

     

     

    2.2 Роль учителя  в процессе воспитания

    Обучение и воспитание – это два взаимосвязанных, взаимопроникающих  процесса. Их нельзя разрывать. Но каждый педагог скажет: учить детей легче, чем воспитывать.

    А ведь действительно, процесс  воспитания намного сложнее и труднее, чем обучение. Процесс воспитания требует от педагога более тонкого подхода к ребенку. Воспитание – это процесс постоянного творчества: учитель свои знания и опыт применяет к постоянно изменяющимся педагогическим ситуациям. Программа воспитания, на основе которой строится работа, является примерной, поэтому каждый учитель является как бы соавтором этой программы.6

    Еще В. А. Сухомлинский писал: «Ничто так не удивляет, не увлекает подростков... как умный, интеллектуально  богатый и щедрый человек… Ум воспитывается умом, совесть-совестью, преданность Родине - действенным служением Родине». Эти слова относятся к воспитанию школьников любого возраста.

    Воспитательная работа требует от учителя постоянного  напряжения всех духовных сил, терпения и огромной любви к детям и любви к своему делу. Учитель должен и сам постоянно работать над собой. Он должен развивать в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания. Он должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир каждого ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимизмом.

    Авторитет учителя –  это авторитет старшего, более  умного, знающего, умеющего и справедливого. Отсюда следует, что учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету и понимать, что каждое его действие, оценка явлений и людей усваивается учениками. Воспитательная работа требует специальных знаний и умений. Многие молодые учителя считают, что воспитание происходит после уроков, когда проводятся классные часы, собрания, лекции, экскурсии и т.д. Это грубейшая ошибка любого молодого специалиста.7

    Особенность профессии учителя  состоит в том, что за его работой, за его поступками и словами следят дети. Они замечают все: как одет учитель, как он общается с другими людьми: родителями, учителями, с директором или завучем, с учениками. Выполняет ли свои обещания, может ли признать свою неправоту. Эти наблюдения накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности. Учитель знающий, но недобрый, несправедливый может вызвать у ребенка нелюбовь к школе нежелание ее посещать, страх перед таким учителем заставляет ребенка лгать, быть неискренним.

    В настоящее время, к сожалению, учителя допускают ошибки в воспитании школьников, а нередко воспитательная деятельность ведется весьма слабо и нуждается в существенном совершенствовании. Одна из причин в воспитании заключается, на наш взгляд, в том, что учителя воспитательные задачи рассматривают как второстепенные. К тому же зачастую воспитательная работа ведется отдельно, без взаимосвязи с обучением.

    Для хорошего результата очень важно, какие отношения  существуют между учителями и  учениками.

    Воспитательное влияние нередко  связывают с авторитетом учителя как совершенно необходимым условием для его успешной и плодотворной деятельности. Если нет авторитета, значит, нет правильных взаимоотношений между учителем и воспитанниками, нет нормальных условий для плодотворной учебной и воспитательной деятельности.

    Нельзя не согласиться с этим утверждением, однако при этом авторитет  учителя не должен быть ложным. А.С.Макаренко  назвал это авторитетом «подавления». При этом на первый план выступают всякие дисциплинарные меры, вызывающие у детей страх перед возмездием за нарушение требований.

    Информация о работе Роль личности педагога в целостном педагогическом процессе