Роль наглядности в обучении иностранным языкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

Применение наглядного материала, безусловно, мобилизует активность психики ученика, прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения. Между тем, как показывает практика, многочисленные наблюдения и исследования, далеко не все учителя имеют ясное представление о том, как организовать применение наглядности на уроке так, чтобы повысить качество усвоения материала, в каких случаях применение наглядности обосновано и полезно, а в каких нецелесообразно, а иногда даже и вредно.

Содержание работы

ПОНЯТИЕ НАГЛЯДНОСТИ КАК ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА В
ОБУЧЕНИИ с. 2
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ с. 3
КЛАССИФИКАЦИЯ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ с. 4
НАГЛЯДНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ НА
УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА с. 6
ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ с. 8
Список литературы: с. 10

Файлы: 1 файл

rol_nagljadnosti_v_obuchenii_ija.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)


РОЛЬ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

 

 

МОУ СОШ №3 г. Гусева

учитель: Грачёва  Анастасия Николаевна

(ТЕМА ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ, ВЫСТУПЛЕНИЕ  НА МО 01.11.2011 г.)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

    1. ПОНЯТИЕ НАГЛЯДНОСТИ КАК ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА В

ОБУЧЕНИИ           с. 2

    1. ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ         с. 3

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ         с. 4

    1. НАГЛЯДНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ НА

УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА       с. 6

    1. ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ  ЯЗЫКАМ      с. 8

 

Список литературы:                   с. 10

 

«Иные люди много знают. Я знаю много  людей, которые великолепно владеют  предметом, а если назначить такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать свой предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями».

 

М. И. Калинин.

 

 

 

    1. ПОНЯТИЕ НАГЛЯДНОСТИ КАК ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами.

Принцип обучения – это первооснова, закономерность, согласно которой должна функционировать и развиваться система обучения предмету. [4, 139]

Одним из важнейших принципов обучения, введенным чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670), является принцип наглядности, так как путь человеческого познания начинается с чувственного восприятия конкретных фактов и явлений. [6, 44]. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения и считал, что обучение следует начинать «не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними». Наглядность как принцип обучения в дальнейшем был развит И.Т. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами.

Проблема наглядности при обучении ИЯ была актуальной во все времена, актуальна она и сейчас. В последние годы заметно расширилась область наглядности, и усложнился ее инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.

Лучше всего запоминается теория, представленная с помощью наглядных  средств и пособий. Наглядность является одним из эффективных средств формирования положительной мотивации. Но наглядность не должна рассматриваться только как простая демонстрация конкретного предмета. Понятие «наглядность» неотделимо от понятия «мышление», оба они взаимосвязаны. Наглядность обучения, как дидактический принцип построения учебного процесса с опорой на средства наглядности в процессе обучения языкам, может быть использована и при изложении нового материала, и при проверке усвоения учебного материала, и в оформлении учебных пособий, книг, карт, схем, таблиц и т.д.

Применение наглядного материала, безусловно, мобилизует активность психики ученика, прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения. Между тем, как показывает практика, многочисленные наблюдения и исследования, далеко не все учителя имеют ясное представление о том, как организовать применение наглядности на уроке так, чтобы повысить качество усвоения материала, в каких случаях применение наглядности обосновано и полезно, а в каких нецелесообразно, а иногда даже и вредно.

 

    1. ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

 

 

Принцип наглядности играет особую роль в обучении иностранному языку. При освоении иностранного языка возникает задача — создать систему отражения объективного мира в формах второго языка. В школьных условиях обучения при отсутствии иноязычной среды объективный мир моделируется с помощью наглядности. Используя различные средства наглядности: предметы, макеты, картины, жесты, движения, диафильмы, кинофильмы и т. п., учитель в учебных целях моделирует фрагменты объективной действительности, которые ассоциируются учащимися с соответствующими иноязычными формами в процессе осуществления учебной коммуникации. В результате этого формы иностранного языка становятся для учащихся отражением соответствующих фрагментов объективного мира и носителями определенной информации, обмен которой осуществляется при общении в той или иной ситуации.

При обучении иностранному языку наглядность  является не только важным средством  семантизации, но и средством овладения  ситуативной обусловленностью речи. С помощью наглядности создаются  учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается, таким образом, речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации.

Таким образом, наглядность в обучении иностранному языку в практических целях помогает раскрыть содержание высказываний и моделирует жизненные  ситуации, в которых происходит коммуникация. Принцип наглядности в применении к обучению иностранному языку выступает в форме ситуативной наглядности. Наглядность в методике обучения языкам создает условия для чувственного восприятия, привносит вторую действительность в учебно-воспитательный процесс.

Кроме того, средства наглядности  могут быть использованы в качестве ориентировочных опор и при обобщении  языковых явлений, где они проявляют  себя так же, как при обучении другим учебным предметам.

Сочетание слова и  наглядности – это одно из самых распространенных явлений в современной практике обучения. Задачи обучения решаются успешнее в том случае, когда использование языка опирается на непосредственное восприятие обучающимися предметов, процессов и их изображений. При сочетании словесного обращения с применением наглядных средств умственная деятельность характеризуется соединением непосредственного восприятия и понятийным аппаратом мышления.

Принцип наглядности  предполагает использование средств  наглядного обучения в таких формах, которые способствуют включению восприятия и представлений, создающихся на основе применения этих средств, в умственную деятельность обучающихся, стимулируют и облегчают её. Наглядный материал, независимо от возрастных особенностей, запоминается намного лучше.

Наглядность – это  основа, на которой новый язык усваивается  своеобразно, и формируются речевые  процессы обучающихся. Использование  средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения  в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие.

Наглядные пособия используются на всех этапах процесса обучения: при  объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании У и Н (умений и навыков), при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.

Степень использования  наглядности и характер ее различны на разных ступенях обучения. Наиболее полно используется она на начальных этапах, где довольно широко применяется индуктивный путь приобретения знаний. На средних и продвинутых этапах обучения наглядность сочетается с теоретическими положениями, которые излагаются преподавателем или формулируются в учебнике и играют роль исходного начала в обучении. 
III. КЛАССИФИКАЦИЯ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

 

 

Для реализации принципа наглядности в обучении ИЯ предусмотрена широкая номенклатура средств обучения, которые должны быть сосредоточены в кабинете ИЯ, где проводятся занятия. Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объем усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения. [1, 57]

В обучении языку всё  многообразие видов наглядности  можно свести к двум основным:

I. Языковая наглядность

II. Неязыковая наглядность.

 

Первый вид наглядности включает в себя:

  1. Коммуникативно-речевую наглядность, наглядную демонстрацию коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной).
  2. Демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и др.) в устной или письменной форме.
  3. Лингвистическую и грамматическую схемную наглядность (схемы, таблицы и др.)

 

К неязыковой наглядности относятся  все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности: естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы, фильмы).

 

В зависимости  от вида анализатора различают:

  • слуховую;
  • зрительную;
  • двигательно-моторную наглядности.

В практике обучения ИЯ имеет место комбинирование различных видов наглядности.

В зависимости от цели использования  наглядности можно говорить о следующих ее функциях:

1. Презентация языкового материала  (в связной речи или в изолированном  виде).

2. Уточнение знания языкового  явления.

3. Создание условий для естественного использования языка как средства обучения, для коммуникативного пользования языковым материалом в устной и письменной речи.

При использовании наглядных методов  обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует  постепенно и только в соответствующий  момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность  должна быть точно согласована с  содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к  нахождению желаемой информации в наглядном  пособии или демонстрационном устройстве.

В процессе обучения ИЯ используются различные виды наглядности и, соответственно, различные наглядные пособия. Важное место занимает изобразительная наглядность, которая имеет целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины). Преподаватель на уроке часто использует пособия этой группы. Их преимущество в том, что можно заменить реальный предмет определенными изображениями, ведь показать реальный предмет на занятии часто бывает очень трудно или невозможно (например, крупных животных, исторические эпизоды). Эта группа наглядных пособий позволяет формировать многообразие представлений о Вселенной, о различных сторонах жизни природы и человека.

К изобразительным средствам  наглядности относят и технические  средства – учебные видеофильмы, аудиозаписи, радио- и телепередачи. Эти наглядные средства называют аудиовизуальными, позволяющими использовать в учебном процессе звук и изображение.

 

IV. НАГЛЯДНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

 

 

 

В своей практике учителя английского  языка стремятся использовать наглядность  как стимулирование процесса усвоения материала, как дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий опорный сигнал, способствующий развитию таких способностей ребенка, как воображение, зрительная и эмоциональная память.

Наглядность один из принципов обучения. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности ребенка. Образы представления значительно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных детей они различны по отчетливости, яркости, устойчивости, полноте, длительности запоминания. Степень наглядности образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных способностей ребенка, от его знаний, от уровня его воображения, а также от степени наглядности исходных образов восприятия. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными объектами и, тем самым, помогает создавать более обобщенные, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых, запоминаемых объектов (лексем), что очень важно при изучении языков.

Наглядность в обучении относится к различным видам  восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных  пособий не обладает абсолютным преимуществом  перед другими. Например, при изучении природы (темы «Времена года», «Погода» и др.), наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре. На уроках грамматики удобнее применение условных изображений, выражающих отношения между словами, частями предложения с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т.п. В таких случаях сопоставительное обучение языкам получает еще одно преимущество, так как оно зрелищнее, дает дополнительные точки соприкосновения или различий изучаемых объектов. Применение этого способа осуществить и легко и сложно одновременно. Необходимо не загромождать предлагаемый материал излишним сравнением, рассеивающим внимание, а акцентировать внимание на самых главных моментах. Например, при изучении времен в грамматике русского и английского языков достаточно упомянуть о существовании трех времен в русском языке и большем наличии их в английском.

Информация о работе Роль наглядности в обучении иностранным языкам