Роль планирования работы по развитию у детей элементарных математических представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Планирование - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно -образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.
Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.

Файлы: 1 файл

Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка.docx

— 52.77 Кб (Скачать файл)

 

  1   Роль планирования работы по развитию у детей элементарных математических представлений

 

Планирование - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно -образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Планирование позволяет  не только значительно уменьшить  долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность  сегодняшних и завтрашних действий.

Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих  задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в  детском саду интересной, полезной, творческой.

Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.

 План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач .

Воспитание культуры поведения  и нравственных качеств осуществляется в процессе всей образовательной  работы с детьми (в быту, играх, труде, на занятиях) и отдельным разделом планироваться не могут. В таких  случаях целесообразно составлять перспективное планирование с применением  педагогических методов и приёмов, используя последующее их усложнение и изменение требований.

Составление воспитателем и  перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков  планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана.

Соответственно, актуальной формой планирования является перспективно-календарная: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание – на каждый день.

 Каждый  вид деятельности  влияет  на развития математических  способностей:

Физическое

Развивается мускулатура кистей рук, спины, глаз

  Нравственное

Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность

Эстетическое :Красота  математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей

.  Для создания системы в планировании  в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план  развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года; 

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы  (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы  специалистов и администрации;

5. Календарное и перспективное  планирование  в конкретной возрастной  группе.

Планирование — ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой — один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности воспитателя . Планирование позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования и облегчить контроль.

При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного  ребенка , что облегчает достижение общих целей и задач. Исследования в области формирования элементарных математических предстовлений подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности воспитателя в целом.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных  условия:

объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в  момент планирования;

четкое представление  тех результатов, уровня работы, которые  к концу планируемого периода  должны быть достигнуты;

выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут  добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

Цель планирования

Обеспечить выполнение «Программы воспитания и обучения в ДОУ».

Значение планирования работы по математическому развитию

• Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей.

• Помогает целенаправленно осуществлять работу по мето¬дике математического развития.

• Конкретизирует программные задачи с учетом уровня раз¬вития детей.

• Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности ус¬воить программный материал.

• Обеспечивает комплексное решение образовательных, раз¬вивающих, воспитательных и коррекционных задач.

Виды планирования

Перспективное (на месяц, квартал, год).

Календарное (по датам).

Тематическое (по определенной проблеме).

Комплексное (сочетающее разные задачи по различным

направлениям).

Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).

Содержание планирования работы математическому развитию

• Занятия по математике.

• Работа вне занятий (во время других режимных процессов).

• Связь с занятиями по другим методикам.

• Индивидуальная работа.

 Перспективный план работы составляется на четыре недели, то есть на каждую неделю планируются основные формы работы, которые затем подробно отражаются в календарном плане.

Условия, помогающие правильно  спланировать работу математическому  развитию дошкольников

* Знание программы математического  развития в ДОУ.

• Знание дидактических принципов обучения.

• Владение методикой математического развития дошколь¬ников.

• Знание особенностей формирования математических пред¬ставлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.

• Знание возрастных особенностей детей данной группы.

• Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.

• Учитывание имеющихся знаний у детей.

• Совместное планирование обоих воспитателей, работаю¬щих в одной группе.

• Повышение  квалификации  воспитателя  путем  изучения

передового опыта и  современных требований к математи¬ческому развитию дошкольников.

Содержание планирования образовательной и воспитательной работы в детском саду

Основой планирования работы ДОУ является «Программа воспитания в детском саду». Содержание этой программы конкретизируется в планах воспитательно-образовательной работы на определенный период.

Поскольку главной формой организации обучения в ДОУ являются занятия, то

система занятий, рекомендуемая  методиками, должна отражаться в перспективном  плане с учетом конкретных ее условий, она должна зависеть от уровня знаний и уровня развития детей.

Во время составления  перспективных планов стоит стоит учитывать этапы усвоения знаний детьми: первичное восприятие, расширение и обобщение знаний, использование полученных навыков и знаний на практике, а также необходимо предусмотреть закрепление и повторение пройденного с постепенным усложнением материала. В этой связи стоит обратить внимание на комплексные и интегрированные методики, позволяющие рассмотреть объект познания с разных сторон.

Из опыта воспитателя  средней группы :Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. На занятиях, поэтому разделу программы дети не только занимаются усвоением навыков счета, решением и составлением простых арифметических задач, но и знакомятся с геометрическими формами, понятием множества, учатся ориентироваться во времени и пространстве. На этих занятиях в значительно большей степени, чем на других, интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление.

   Занятие является основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. Занятия проводятся фронтально, по подгруппам и индивидуально. Занятия содержат три задачи:

a) Образовательные;

b) Развивающие;

c) Воспитательные.

Образовательные задачи берутся  в основном из перспективного плана.

 

 

 

2.ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО  РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  ДЕТЕЙ

В средней группе. Образовательная область: "Познание".

СОДЕРЖАНИЕ   ОБУЧЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО:

1 квартал  - Составление  групп предметов в соответствии  с образцом, выделение одного  предмета из группы. Умение находить один - много.

2 квартал - Различать равенство  и неравенство групп, сравнивать  одну группу с другой пользуясь  приемами наложения или приложения, учить понимать и использовать  слова: “столько - сколько”, “больше  - меньше”, “поровну., понимать значение вопроса “ Сколько?”, знать числительные и цифры до трех.

3 квартал – Использование  приемов наложения и приложения,  при определении  равенства  и неравенства по количеству. Числительные до 5.

ВЕЛИЧИНА:

1 квартал - Сравнивать  контрастные и одинаковые предметы  по длине и ширине. Освоение  понятий - “длиннее”, “короче”, “шире”, “уже”, “равные”. Сравнение  по выделенному признаку с  помощью приемов  наложения и приложения.

2 квартал – Сравнение   по высоте и толщине,  учить  отражать результат сравнения  в речи.

3 квартал - Сравнение по заданной величине.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ  ФИГУРЫ:

1 квартал – Различение  круга и квадрата. Учить использовать  двигательные и зрительные  приемы  обследования, распознавая  цвет, размер, форму.

2 квартал – Учить различать  круг, квадрат, треугольник; называть цвет, размер, форму.

3 квартал – Геометрические  фигуры: круг, квадрат, треугольник.  Форма предметов. Различение и  обозначение  шара и куба. Родовое обобщение

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ:

1 квартал – Различение  правой  и левой стороны; частей  суток :день, ночь, утро, вечер.

2 квартал -  Определение   направления  от себя:  вперед - впереди (меня), назад - позади (меня), направо, налево, вверх, вниз.

-  Части суток.

3 квартал – Определение  направления от себя.

   -   Отрезки суток.

К  КОНЦУ  УЧЕБНОГО  ГОДА:

(знания детей)

Освоение  геометрических фигур : круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

 Обозначение их цвета, размера, формы.

Формирование понятий  больше - меньше, длиннее - короче, шире - уже, толще – тоньше, навыков  нахождения  двух одинаковых предметов  из трех - четырех.

Счет до пяти.

 

 

 

 

 

2.1КАЛЕНДАРНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Календарный план является обязательным документом (1987 г).

Компонентами календарного планирования являются:

1.  Цель. Она направлена  на развитие, воспитание, обучение.

Содержание (виды действий и  задачи) определяется программой.

Организационно-действенный  компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).

Результат (что запланировали  в самом начале и что получили должно совпадать).

2Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.

Педагогический  процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений , направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.

Педагогический процесс  – совместная деятельность воспитателя  и ребенка.

Календарный план работы является основным документом студента-практиканта, который представляет собой общую  тетрадь, оформленную в соответствии с содержанием и профилем проводимой практики.

Планирование своей работы в группе помогает равномерно распределить программный материал на данный период, заранее предусмотреть методы и приемы, конкретизировать намеченную цель.

В календарном плане работы предусматриваются разнообразные виды деятельности детей, оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности, поэтому необходимым условием данного вида планирования является умение свободно ориентироваться в программе, по которой работает базовое ДОУ.

 Календарный план работы  на один день в соответствии с этой сменой, в которой работает, так как в этом случае ярче проявляется индивидуальность каждого 2.3. Планирование и учет работы по развитию элементарных математических представлений

 Значение планирования  и учета работы

 Задачи развития у  детей элементарных математических  представлений не могут быть  решены без правильного планирования  и учета работы. Планирование  — один из способов управления  процессом формирования элементарных  математических представлений у  детей. План дает возможность  целенаправленно и систематически  распределять по времени программные  задачи и пути их осуществления.  Кроме того, план определяет отчетную  документацию, по которой можно  судить о состоянии и результатах  педагогического процесса. Для правильного  планирования и постановки работы  по развитию элементарных математических  представлений у детей воспитатель  должен:

1) хорошо знать программу  в целом и программу той  возрастной группы, в которой  он работает в текущем учебном  году;

2) знать возрастные и  индивидуальные особенности своих  воспитанников;

3) уметь руководствоваться  дидактическими принципами при  планировании и организации обучения;

4) знать методические  основы развития у детей математических  представлений;

5) постоянно повышать  квалификацию, быть в курсе современных  достижений науки и практики  воспитания дошкольников.

Информация о работе Роль планирования работы по развитию у детей элементарных математических представлений