Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:37, контрольная работа
Планирование - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно -образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.
Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.
1 Роль планирования работы по развитию у детей элементарных математических представлений
Планирование - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно -образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.
Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.
Календарный план является основным документом в работе с детьми, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.
План – рабочий документ, назначение которого – помочь в достижении намеченных задач .
Воспитание культуры поведения
и нравственных качеств осуществляется
в процессе всей образовательной
работы с детьми (в быту, играх, труде,
на занятиях) и отдельным разделом
планироваться не могут. В таких
случаях целесообразно
Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана.
Соответственно, актуальной формой планирования является перспективно-календарная: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание – на каждый день.
Каждый вид деятельности влияет на развития математических способностей:
Физическое
Развивается мускулатура кистей рук, спины, глаз
Нравственное
Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность
Эстетическое :Красота математической мысли, эстетика пособий, чертежей, моделей
. Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:
1. Перспективный план
развития или программа
2. Годовой план ДОУ;
3. Тематические планы
(по основным видам
4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;
5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
Планирование — ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой — один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности воспитателя . Планирование позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования и облегчить контроль.
При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного ребенка , что облегчает достижение общих целей и задач. Исследования в области формирования элементарных математических предстовлений подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности воспитателя в целом.
Планирование будет
объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;
четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;
выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
Цель планирования
Обеспечить выполнение «Программы воспитания и обучения в ДОУ».
Значение планирования работы по математическому развитию
• Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей.
• Помогает целенаправленно осуществлять работу по мето¬дике математического развития.
• Конкретизирует программные задачи с учетом уровня раз¬вития детей.
• Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности ус¬воить программный материал.
• Обеспечивает комплексное решение образовательных, раз¬вивающих, воспитательных и коррекционных задач.
Виды планирования
Перспективное (на месяц, квартал, год).
Календарное (по датам).
Тематическое (по определенной проблеме).
Комплексное (сочетающее разные задачи по различным
направлениям).
Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).
Содержание планирования работы математическому развитию
• Занятия по математике.
• Работа вне занятий (во время других режимных процессов).
• Связь с занятиями по другим методикам.
• Индивидуальная работа.
Перспективный план работы составляется на четыре недели, то есть на каждую неделю планируются основные формы работы, которые затем подробно отражаются в календарном плане.
Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников
* Знание программы
• Знание дидактических принципов обучения.
• Владение методикой математического развития дошколь¬ников.
• Знание особенностей формирования математических пред¬ставлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.
• Знание возрастных особенностей детей данной группы.
• Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.
• Учитывание имеющихся знаний у детей.
• Совместное планирование обоих воспитателей, работаю¬щих в одной группе.
• Повышение квалификации воспитателя путем изучения
передового опыта и современных требований к математи¬ческому развитию дошкольников.
Содержание планирования
образовательной и
Основой планирования работы ДОУ является «Программа воспитания в детском саду». Содержание этой программы конкретизируется в планах воспитательно-образовательной работы на определенный период.
Поскольку главной формой организации обучения в ДОУ являются занятия, то
система занятий, рекомендуемая методиками, должна отражаться в перспективном плане с учетом конкретных ее условий, она должна зависеть от уровня знаний и уровня развития детей.
Во время составления перспективных планов стоит стоит учитывать этапы усвоения знаний детьми: первичное восприятие, расширение и обобщение знаний, использование полученных навыков и знаний на практике, а также необходимо предусмотреть закрепление и повторение пройденного с постепенным усложнением материала. В этой связи стоит обратить внимание на комплексные и интегрированные методики, позволяющие рассмотреть объект познания с разных сторон.
Из опыта воспитателя средней группы :Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. На занятиях, поэтому разделу программы дети не только занимаются усвоением навыков счета, решением и составлением простых арифметических задач, но и знакомятся с геометрическими формами, понятием множества, учатся ориентироваться во времени и пространстве. На этих занятиях в значительно большей степени, чем на других, интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление.
Занятие является основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. Занятия проводятся фронтально, по подгруппам и индивидуально. Занятия содержат три задачи:
a) Образовательные;
b) Развивающие;
c) Воспитательные.
Образовательные задачи берутся в основном из перспективного плана.
2.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ
В средней группе. Образовательная область: "Познание".
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
КОЛИЧЕСТВО:
1 квартал - Составление
групп предметов в
2 квартал - Различать равенство
и неравенство групп,
3 квартал – Использование
приемов наложения и
ВЕЛИЧИНА:
1 квартал - Сравнивать
контрастные и одинаковые
2 квартал – Сравнение по высоте и толщине, учить отражать результат сравнения в речи.
3 квартал - Сравнение по заданной величине.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ:
1 квартал – Различение круга и квадрата. Учить использовать двигательные и зрительные приемы обследования, распознавая цвет, размер, форму.
2 квартал – Учить различать круг, квадрат, треугольник; называть цвет, размер, форму.
3 квартал – Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Форма предметов. Различение и обозначение шара и куба. Родовое обобщение
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ:
1 квартал – Различение правой и левой стороны; частей суток :день, ночь, утро, вечер.
2 квартал - Определение направления от себя: вперед - впереди (меня), назад - позади (меня), направо, налево, вверх, вниз.
- Части суток.
3 квартал – Определение направления от себя.
- Отрезки суток.
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА:
(знания детей)
Освоение геометрических фигур : круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
Обозначение их цвета, размера, формы.
Формирование понятий больше - меньше, длиннее - короче, шире - уже, толще – тоньше, навыков нахождения двух одинаковых предметов из трех - четырех.
Счет до пяти.
2.1КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарный план является обязательным документом (1987 г).
Компонентами календарного планирования являются:
1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.
Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
2Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
Педагогический процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений , направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.
Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Календарный план работы является основным документом студента-практиканта, который представляет собой общую тетрадь, оформленную в соответствии с содержанием и профилем проводимой практики.
Планирование своей работы в группе помогает равномерно распределить программный материал на данный период, заранее предусмотреть методы и приемы, конкретизировать намеченную цель.
В календарном плане работы предусматриваются разнообразные виды деятельности детей, оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности, поэтому необходимым условием данного вида планирования является умение свободно ориентироваться в программе, по которой работает базовое ДОУ.
Календарный план работы на один день в соответствии с этой сменой, в которой работает, так как в этом случае ярче проявляется индивидуальность каждого 2.3. Планирование и учет работы по развитию элементарных математических представлений
Значение планирования и учета работы
Задачи развития у
детей элементарных
1) хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;
2) знать возрастные и
индивидуальные особенности
3) уметь руководствоваться
дидактическими принципами при
планировании и организации
4) знать методические
основы развития у детей
5) постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.