Роль планирования работы по развитию у детей элементарных математических представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Планирование - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно -образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.
Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.

Файлы: 1 файл

Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка.docx

— 52.77 Кб (Скачать файл)

   Планирование учебно-воспитательного процесса невозможно без учета его результатов. Учет — это глубокий, всесторонний и конкретный анализ результатов работы педагога и детей в процессе обучения. Он дает возможность оценить эффективность приемов и методов обучения, результаты усвоения программного материала детьми, наметить перспективы дальнейшей работы.

 Таким образом, планирование  и учет взаимосвязаны. Только при правильном планировании и объективном, не формальном учете возможно достижение эффективных результатов выполнения программы формирования математических представлений.

 Виды планирования

   В практике работы дошкольных учреждений имеют место два вида планирования: перспективное и календарное. Перспективные планы относятся к числу методических материалов дошкольного учреждения, поэтому разрабатываются, как правило, воспитателями группы при непосредственном участии руководства дошкольного учреждения. Правильно составленный, проверенный на практике перспективный план может использоваться на протяжении нескольких лет, что значительно облегчит календарное планирование и позволит более полно реализовать принцип систематического обучения.

   Перспективный план составляется обычно на текущий квартал. В нем предусматриваются лишь образовательные задачи. В его содержание входит распределение программных задач в строго определенной системе. Возможно применение двух способов перспективного планирования. Первый — распределение программных задач по определенной теме (количество и счет, величина и др.). Второй — комплексное распределение программных задач всего раздела «Развитие элементарных математических представлений». При комплексном распределении программного материала следует иметь в виду, что содержание занятий, на которых решаются новые задачи, следует ограничивать 1—2 темами в младшей и средней группах и 2—3 темами в старшей и подготовительной к школе группах. Занятия на повторение программного материала могут включать от 3 до 5 программных задач, как правило, взаимосвязанных между собой.

 В перспективном плане  должны быть представлены все  виды работ по усвоению программных  задач.

 Примерный перспективный план занятий в старшей группе на  квартал

1. Закрепление умений  сравнивать по длине от 3 до 5 предметов  способом расстановки их в  порядке увеличения или уменьшения  размера.

 Упражнения в счете  предметов в пределах 5. Совершенствование  умения считать разные группы  предметов путем установления  равенства и неравенства между  ними. Продолжение обучения детей  обозначению положения предметов  по отношению к себе.

2. Упражнения в количественном  и порядковом счете предметов  в пределах 5. Закрепление умений  различать вопросы «Который (какой)  по счету? Сколько всего?> Закрепление  умений различать и правильно  называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнения  по группировке фигур по размеру  и цвету. Проверка знаний детьми  последовательности частей суток.

3. Упражнения по сравнению  двух групп предметов, расположенных  на разном расстоянии, и определению  большего и меньшего числа  (в пределах 3). Закрепление знаний  детьми последовательности частей  суток. Совершенствование умений  определять местонахождение предметов  (других детей) по отношению  к себе.

4. Упражнения по сравнению  двух групп предметов разного  размера и определению большего  и меньшего числа (в пределах 5). Закрепление умений сравнивать  от трех до пяти предметов  по высоте путем расстановки  их в убывающем и возрастающем  порядке. Продолжение обучения  детей умению передвигаться в  указанном направлении.

5. Закрепление умений  устанавливать равенство двух  групп предметов способом добавления  или удаления одного предмета. Упражнения в количественном  и порядковом счете предметов  в пределах 5. Упражнения по распознаванию  геометрических фигур. Обучение  умениям находить фигуры на  ощупь по зрительно воспринимаемому  образцу.

6. Закрепление представлений  об образовании чисел (3, 4, 5). Упражнения  в счете разных групп предметов.  Продолжение обучения детей умениям  запоминать число предметов и  место их расположения. Упражнения  по определению взаимного положения  предметов на листе бумаги. Проверка  понимания детьми понятий «вчера»,  «сегодня», «завтра».

7. Образование чисел 6 и 7. Обучение умению считать  предметы в пределах 7. Продолжение  обучения детей навыкам сравнивать (соизмерять) предметы по двум  признакам величины. Закрепление  умений ориентироваться в пространстве  в процессе движения..

8. Ознакомление с четырехугольником.  Упражнение по образованию чисел  6 и 7. Совершенствование умений  считать в пределах 7, правильно  отвечать на вопрос «сколько?».

9. Закрепление знаний  детей об образовании чисел  6 и 7. Ознакомление с образованием  чисел 8 и 9. Обучение счету до 9. Упражнения по классификации  четырехугольников по размеру  и цвету. Продолжение обучения  умению определять взаимное расположение  фигур на листе бумаги.

10. Обучение умениям расставлять  предметы (до 9) разной длины в  возрастающем и убывающем порядке.  Объяснение порядка расположения  предметов. Закрепление пространственных  представлений (слева, справа, рядом  и пр.). Упражнения по образованию  чисел 8 и 9. Совершенствование  умений считать и отсчитывать  предметы в пределах известных  чисел.

11. Закрепление представлений  об образовании чисел в пределах 9. Ознакомление с образованием  числа 10, обучение счету до 10 при  соблюдении правил счета. Продолжение  обучения детей сортировке предметов  (до 10) разного размера в возрастающем  и убывающем порядке. Обучение  умениям объяснять порядок расположения предметов. Закрепление пространственных представлений (вверху, внизу, между).

12. Закрепление знаний  детей об образовании чисел  первого десятка. Развитие представлений  о том, что считать предметы  можно в любом направлении.  Совершенствование умений согласовывать  числительные с существительными  в роде и числе. Уточнение  представлений детей о последовательности  частей суток. Введение понятия  «сутки». Закрепление пространственных  представлений (слева, справа, вверху, внизу).

 В календарном плане  перспектива, намеченная на квартал,  находит свое конкретное воплощение. Разрабатывая его, следует учесть, что занятия по математике проводятся в установленный день один раз в неделю во всех дошкольных группах, кроме подготовительной, где планируются два занятия.

 Календарный план занятий содержит:

1. Программные задачи: а)  образовательные, б) развивающие,  в) воспитательные.

 Образовательные задачи  берутся в основном из перспективного  плана, нередко требуется их  конкретизация и уточнение.

 Развивающие задачи  предусматриваются с целью развития  речи, мышления, других психических  процессов. Планировать их необходимо, так как обязательным требованием  к каждому занятию по математике  является не только сообщение  знаний, но и развитие умственных  способностей детей.

 Воспитательные задачи  планируются с целью формирования  у детей дисциплинированности, положительного  отношения к учебной деятельности  и т. п. Они предусматриваются  на длительный период работы, поэтому указывать их в каждом  занятии не обязательно.

2. Задачи индивидуальной  работы с отдельными детьми  планируются по тем же трем  направлениям. Индивидуальную работу  следует планировать в определенной  системе на каждом занятии.

3. Дидактический материал.

 Перспективное планирование по ФЭМП (Формированию элементарных математических представлений) для второй младшей группы

СЕНТЯБРЬ

 № 1

 ТЕМА: (3) Детский сад.  По дороге в детский сад 

 Программное содержание: Дать детям понятия о том,  что предметов может быть «один»  и «много», они могут по-разному  располагаться в пространстве.

 Учить находить заданное  количество предметов в окружающей  обстановке.

 Дидактическая игра  «Поезд» - ориентировка в пространстве.

 Материал: Наборы игрушек:  курочка с цыплятами, машина  с елочками (цветными плоскостными  изображениями на подставках, цыплят  и елочек столько же, сколько  детей в группе)

 Работа вне занятий:  Игры в игровом уголке, д/игра  «Наша группа»

   ОКТЯБРЬ

 № 2

 ТЕМА: (1) Времена года. Осень. В гости к Осени 

 

 Программное содержание: Закрепить понятия «один» и  «много».

 Учить раскладывать  предметы правой рукой слева  направо. Игровое упражнение: «Соберем  букет из листьев» (много листочков  в один букет) .

 Материал:Коробочка с мелкими листочками, красная и синяя полоска слева и справа от другой.

 Работа вне занятий:  Прогулки на участке, составление  из листьев букета

 № 3.

 ТЕМА: (3) Сад. Фрукты  и ягоды. «Волшебный сундучок»

 Программное содержание: Познакомить детей с новой  геометрической фигурой – квадрат.  Упражнять в обследовании формы  осязательно-двигательным путем. 

 Закрепить определение  формы предметов, (какой формы яблоко и т. д.)

 Дидактическая игра: «Найди  свой домик» - ориентировка в пространстве  на геометрические фигуры.

 Материал: Сундучок, муляжи  фруктов, кубик, д/и «Найди свой  домик» Работа вне занятий:  Рассматривание фруктов, рисование,  раскрашивание в раскрасках

 НОЯБРЬ

 № 4

 ТЕМА: (1) Мебель. Сравниваем  предметы мебели 

 Программное содержание: Познакомить детей со способом  сравнения двух предметов по  длине, пользуясь словами (длиннее,  короче, равные по длине) .

 Дидактическая игра: «Назови  фигуру» - закрепить геометрические  фигуры: квадрат, круг.

 Материал: Набор детской  мебели, игрушка кот и мышка,  две полоски бумаги короткая  и длинная 

 Работа вне занятий:  С. р. игра «Дом», постройки  со строительного материала, конструирование

 № 5.

 ТЕМА:( 3) Посуда. Чаепитие

 Программное содержание: Учить детей сравнивать две равные и неравные по количеству и величине группы предметов (в пределах трех, пользуясь приемами наложения предметов одной группы на другую и приложения предметов одной группы к другой. Использовать в речи выражения: столько, сколько, поровну.  

 Игровое упражнение: «большая  и маленькая чашка» - закрепить  умение сравнивать предметы по  длине, пользуясь словами длиннее,  короче, равные по длине. 

 Материалы: Куклы большая  и маленькая, чайные чашки большая  и маленькая: плоскостные блюдца 3 синих, 3 красных, скатерть 

 Работа вне занятий:  Ознакомление с окружающим, с.  р. игра «Дом», рисование 

 ДЕКАБРЬ

 № 6

 ТЕМА: (1) Предметы гигиены.  Грязнулькин в гостях у детей

 Программное содержание: Дать понятие о том, что предметы  могут быть разными по величине, форме, цвету. Закрепить понятия  «один» и «много».

 Дидактическая игра: «Какое  полотенце длиннее»

 

 Игровое упражнение: «Разложи  расчески с полки» - раскладывание  предметов правой рукой слева  – направо. 

 Материал: Набор предметов  гигиены, расческа, мыло, зубная щетка,  полотенце. Расчески плоскостные  разного цвета и полочка. 

 Д/и «Какое полотенце  длиннее» 

 Работа вне занятий:  Ознакомление с окружающим, беседы, проведение культурно-гигиенических  навыков

 № 7.

 ТЕМА: (3) Времена года. Зима. «Зимняя сказка»

 Программное содержание: Учить детей различать части  суток по изменению содержания  деятельности детей и взрослых.

 Закрепить умения детей  узнавать и называть геометрические  фигуры: круг, квадрат, треугольник. 

 Игровое упражнение: «Снеговик  и снежинки» - понятия «один»  и «много». 

 ЯНВАРЬ

 № 8

 ТЕМА: (3) Домашние животные  и птицы. В гости к Бяшке

 Программное содержание: Учить детей сравнивать два  предмета по ширине, пользуясь  приемами наложения и приложения, обозначая результаты сравнения  словами шире - уже, одинаковые  по ширине.

 Материал: Дидактическая  игра «Машенькин день» - формировать  умение определять контрастные  части суток: утро – вечер,  вечер – ночь. Игрушки барашков  большого и маленького, 2 белых  листа, на каждого 2 коробки  с лентами 

 Работа вне занятий:  Беседы, рассматривание картин с  изображением баранов, занятия  по ознакомлению с окружающим

В ситуации разрешения самых  разнообразных проблемных ситуаций, созданных воспитателем по ходу занятия, дети убеждаются в возможности применения математических представлений и  практических навыков в повседневной жизни (дети делят мандарин пополам; переливают воду из одной емкости  в другую; измеряют объем муки для  приготовления блинов; и т.д.).

Активное использование  динамических игр, направленных на закрепление  математических представлений, практических умений и навыков интеллектуально-познавательной деятельности математического содержания:

 «Расти, урожай, большой!»  (динамическое моделирование процесса  роста растений, освоение в движении  одного из трех параметров  размера - высоты);

 «Путь к домику Деда  Мороза», «Отправляемся к соснам - великанам» (динамические игры, предполагающие  ориентировку в трехмерном пространстве);

 «Смена времен года»  (динамическое моделирование в  пространстве порядка следования  времен и месяцев года, смены  одного месяца или времени  года другим);

 «Машины и постовой»  (динамическая игра на закрепление  образных представлений о правилах  дорожного движения);

 «Роботы» (выполнение  действий по инструкции зашифрованной в знаково-символической форме);

 и др.

 

 Обоснование необходимости  проведения динамических игр  на занятиях по формированию  элементарных математических представлений  представлено при описании физкультурных  пауз (см. выше, принцип 3 «Структурированность занятия»)

Информация о работе Роль планирования работы по развитию у детей элементарных математических представлений