Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:37, контрольная работа
Планирование - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно -образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.
Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.
6. Систематичность и
Использование принципа систематичности и последовательности в работе с медлительными детьми приобретает особое звучание: нельзя переходить к более сложному заданию или к более сложному варианту какой-либо игры до тех пор, пока медлительный ребенок не закончил предыдущую деятельность и не переключил свое внимание на новое задание.
7. Активное использование широкого спектра развивающих игр и упражнений, обеспечивающих развитие у детей познавательных психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения («Что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди отличия», «Дорисуй линии», «Узнай фигуру», «лабиринтные» задачи, задачи на визуальный поиск закономерностей, а также задания на сравнение, классификацию, обобщение, замещение и т.д.).
В работе с медлительными детьми обязательно использование игр на развитие переключения внимания; самостоятельности, быстроты, гибкости, мышления; комбинаторных способностей; чувства ритма
8. Использование разных форм организации детей при выполнении заданий:
коллективная (эту форму организации удобно применять при выполнении детьми таких заданий, как: количественный счет, формулирование арифметических действий сложения и вычитания, измерение объема жидких и сыпучих тел, деление целого на части, ориентировка в трехмерном пространстве и т.д.);
подгрупповая (создание изображений из геометрических фигур; конструирование из объемного геометрического материала; динамические игры; классификация предметов и материалов по заданным сенсорным свойствам, качествам, признакам и т.д.);
индивидуальная (игровое экспериментирование с раздаточным материалом; работа с индивидуальными листами-заданиями; запись арифметического действия сложения; работа с картами, схемами, планами и т.д.). (Наиболее предпочтительный вариант для работы с медлительными детьми.)
Подкрепление ряда важных задач по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений осуществляется также на занятиях по художественно-творческим видам деятельности (рисование, рисование-линейная графика, аппликация, лепка, конструирование).
Раздел 1. «Сенсорные свойства объектов»
На занятиях по художественно-творческим видам деятельности дети рисуют и аппликативно изображают объекты на основе геометрических фигур - круга, овала, треугольника, квадрата, прямоугольника, трапеции, а также прямых и дугообразных линий и их пересечений; лепят и конструируют объекты на основе геометрических тел - шара, эллипсоида (овоида), цилиндра, конуса, куба, параллелепипеда, треугольной призмы, пирамиды. Перед изображением объектов проводится их анализ, при этом выделяется форма, размер, цвет деталей объекта, соотношение деталей по размеру и местоположению. Дети определяют сенсорные свойства частей объекта, сравнивают их с основными сенсорными эталонами формы, цвета, размера, закрепляют их в памяти, учатся использовать в речи слова, обозначающие эти свойства.
На занятиях дети знакомятся с разнообразными материалами и инструментами, обладающими разными сенсорными свойствами. Дети на практике познают твердость и мягкость графических материалов (мягкая пастель и твердые графические карандаши), мягкость и жесткость ворса кистей (мягкий ворс беличьей кисти и твердый ворс щетинной кисти), плотность бумаги (плотный толстый ватман, картон и податливая тонкая папиросная бумага), плотность ткани, пуха (толстый плотный драп и нежный мягкий разреженный пух). Все свойства материалов и инструментов дети ассоциативно связывают с изображаемым образом, учатся выбирать адекватные изобразительные средства для передачи выразительности образа (например, аппликативно с помощью пуха передается пушистая белая шубка зайца, а в конструировании с помощью хвои передаются острые колючки ежа, прозрачной акварелью в рисунке передается теплая ласковая волна, углем - суровые неприступные скалы).
В процессе анализа
и изображения объектов
Раздел 2. «Геометрические отношения»
В процессе сравнительного
анализа объектов окружающей
действительности перед их
В процессе составления симметричных и ритмичных орнаментов на полосе, круге, квадрате, прямоугольнике, объемной форме уточняются понятия «угол», «сторона», «середина стороны», «центр», «горизонталь / вертикаль листа», «кривизна поверхности», развивается чувство симметрии, ритма.
Раздел 3. «Количественно-числовые отношения»
На занятиях по рисованию, рисованию-линейной графике, аппликации и конструированию дети делят лист бумаги складыванием с целью получения опорных линий для рисования по клеткам, вырезания аппликативных и конструктивных заготовок. На занятиях по лепке дети делят кусок глины (пластилина) на части. Это способствует формированию математических представлений о целом и 1/2, 1/4, 1/6, 1/8 частях. Дети наглядно сравнивают размер целого и частей, 1/2 и 1/4, 1/4 и 1/8 части между собой, это помогает освоению абстрактных понятий при ознакомлении с дробями в школе.
При вырезании и лепке нескольких одинаковых элементов закрепляются навыки порядкового и количественного счета.
Раздел 4. «Пространственные отношения»
На занятиях по рисованию, рисованию-линейной графике, аппликации и лепке (углубленный рельеф) дети размещают на листах и фонах разного формата и формы элементы предметного и декоративного изображения, объекты сюжетного изображения. Перед их изображением проводится анализ расположения этих объектов и их частей. На занятиях по рисованию выстраивается предметное изображение, сюжетная или декоративная композиция с ориентировкой на опорные линии сгиба. Дети учатся считать клетки слева-направо, справа-налево, снизу-вверх, сверху-вниз. Закрепляется умение ориентироваться в двухмерном пространстве, отрабатываются навыки порядкового и количественного счета. Уточняются понятия «верх», «низ», «середина стороны», «влево», «вправо», «наклонно вверх», «наклонно вниз», «диагональ», «вертикаль, горизонталь листа».
На занятиях по лепке барельефов и объемных изделий, конструированию поделок дети определяют местоположение элементов изображения и объектов композиции. Совершенствуется способность к ориентировке в трехмерном пространстве.
Раздел 5. «Временные отношения»
На занятиях по художественно-творческим видам деятельности дети передают сезонные изменения в природе (изменение окраски и густоты шерсти животных, состояния растений, деревьев, погодных явлений, социальной жизни - праздников, труда и отдыха людей). Это помогает закреплению образных представлений детей о временах и месяцах года.
В процессе предварительных наблюдений за состоянием природы в разное время суток, а также перед изображением природы и объектов окружающего мира обсуждаются отличительные особенности состояния объектов окружающего мира и природы в разное время суток - особенности жизнедеятельности людей, животных, наличие небесных светил, окрас объектов в зависимости от их освещенности, т.е. от времени суток. На занятиях по рисованию, рисованию - линейной графике, лепке (рельефное изображение), аппликации дети изображают разное время суток, создают четырехчастные композиции, что способствуют закреплению имеющихся у них образных представлений о частях суток.
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста также осуществляется и при организации в образовательном учреждении работы вне занятий.
Ведущее место здесь принадлежит
развивающим играм интеллектуально-
Также организуются развлечения
интеллектуально-
В повседневной жизни регулярно возникают ситуации, способствующие закреплению имеющихся у детей элементарных математических представлений, практических умений и навыков.
Благодаря грамотно организованной
развивающей предметно-
Индивидуальная работа организуется
с каждым конкретным ребенком исходя
из трудностей, замеченных воспитателем
в его интеллектуально-
Работа вне занятий является существенным и необходимым дополнением к занятиям по формированию элементарных математических представлений в образовательном учреждении.
1. Ведущее место здесь принадлежит
развивающим играм интеллектуально-
Невозможно решить все задачи раздела «Формирование элементарных математических представлений» на одном занятии в неделю, на которое в связи с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста отводится 25-30 минут. Оптимальное решение этой проблемы - проведение развивающих игр с математическим содержанием в вечернее или другое свободное время. Подбор игр осуществляется воспитателем таким образом, чтобы не упустить задач, которые реализуются в это время в разделе «Формирование элементарных математических представлений». Это позволяет существенно расширить возможности ознакомления детей с миром математических отношений и закрепления полученных представлений в доступной интересной форме.
Индивидуальный или подгрупповой
способ организации детей при проведении
развивающих игр математического содержания,
которые идеально подходят для работы
с детьми, которые испытывают те или иные
трудности развития (в частности, медлительность),
поможет воспитателю лучше узнать возможности
детей, помочь им понять материал, предоставить
возможности для самореализации каждого
ребёнка, скорректировать задачи педагогической
работы по интеллектуально-
Развивающие игры математического
содержания должны способствовать развитию
у медлительных детей познавательных
процессов, тонкой моторики и других
психофизиологических предпосылок
осуществления интеллектуально-
Всем детям предоставляется возможность поделиться друг с другом своими ощущениями, чувствами; высказать собственное мнение. При этом они должны слушать других, ждать своей очереди.
Хочется отметить, что большое значение при организации развивающих игр имеет личность воспитателя. От того, насколько он эмоционален, доброжелателен, внимателен, зависит результат педагогической работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений, практических умений и навыков.
Воспитатель должен творчески
подходить к подбору
Заключение
Планирование — ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой — один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности воспитателя . Планирование позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования и облегчить контроль.
При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного ребенка , что облегчает достижение общих целей и задач. Исследования в области формирования элементарных математических представлений подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности воспитателя в целом.
Планирование будет
Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств.
В дошкольных учреждениях
педагоги накопили интересный опыт работы
по формированию элементарных математических
представлений у детей с