Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 20:46, курсовая работа
Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания. Она является спутником детства, где человека открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры - значит познать природу детства. Младший школьный возраст - наиболее благоприятное время для включения игры в процесс воспитания.
1. Введение..............................................................................................................3
2. Игра и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.........4
3. Подбор и организация подвижных игр............................................................7
4. Методика проведения игр................................................................................12
5. Заключение........................................................................................................21
6. Литература.........................................................................................................23
Роль
подвижных игр
в жизни школьника
младшего возраста
Содержание:
1. Введение......................
2. Игра и возрастные
особенности детей младшего
3. Подбор и
организация подвижных игр.....
4. Методика проведения
игр...........................
5. Заключение....................
6. Литература....................
1. Введение
Основными задачами
физического воспитания в школе
являются укрепление здоровья, содействие
правильному развитию, обучение учащихся
жизненно необходимым двигательным
навыкам, воспитание физических и моральных
качеств. Решению этих задач активно
содействует игра, выступая как средство
и метод физического
Игра - специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазания и т.д. структуру подвижных игр и взаимодействия играющих определяют и регулируют правила игры. Особенности подвижной игры определяются ее эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются эмоциональные резерв, возможности организма. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке, предупреждая утомляемость.
Процесс игры связан
с приятными для детей
Уже одно предвкушение предстоящей игры вызывает у детей положительные эмоции. Вот почему, говоря о применении игр в школе, важно иметь в виду, с одной стороны, тягу детей к игре. Большие возможности, представляемые школьной программой, а с другой стороны, требования к уровню педагогического руководства, плановость и систематичность применения игры в школьном коллективе, что и предопределяет ожидаемый педагогический эффект.
С помощью игрового метода учитель может быстро создать радостную атмосферу общения, побудить у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность. При этом неверно думать, что в игровой ситуации, когда задания выполняются на игровой основе, не решаются нравственные проблемы. В подвижной игре, особенно коллективной или групповой, всегда подразумевается выполнение долга. Чувство чести, межличностные отношения выступают в игре наиболее темпераментно и ярко.
2. Игра и возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Игры, рекомендуемые
школьной программой, направлены на решение
не только образовательных, но также
воспитательных и оздоровительных
задач. Это особенно важно, так как
всех, кто причастен к педагогике
беспокоит гиподинамия детей. Двигательный
режим ребенка заметно
Дефицит движений
детей школьного возраста становится
причиной ослабления всего организма,
что сказывается на снижении его
общей биологической
Особенно важны
занятия играми и корригирующей
гимнастикой с детьми, относящимися
к специальной медицинской
Успехи школьника
в учебе во многом определяют четкое
соблюдение режима дня и адекватные
физические нагрузки. Чтобы правильно
выбрать для школьника
Мальчики и девочки младшего школьного возраста (7-9 лет) по показателям физического развития (вес, рост, окружность грудной клетки и пропорции тела) различаются незначительно. В этом возрасте они мало растут - от 120 до 137 см., а вот вес тела увеличивается более заметно: средняя прибавка составляет 2,5 кг. В год (с 26 кг. в 7 лет до 33,5 кг в 10 лет). Окружность груди, равнявшаяся в 7 лет половине роста, к 10 годам уменьшается на 2 - 3 см. (68 - 69 см.) из - за вытягивания тела в длину. Продолжается окостенение скелета, поэтому неправильная посадка за партой, односторонняя нагрузка (скажем ношение портфеля в одной руке, увлечение однообразными играми) могут привести к сутулости, искривлениям позвоночника. Особенно часто это наблюдается у детей со слабой мускулатурой, мало двигающихся. В дальнейшем, после окостенения скелета, у них на всю жизнь остаются боковые искривления позвоночника (сколиозы) сутулая или круглая спина, а живот в связи со слабостью брюшного пресса будет выпячен. В возрасте от 7 до 10 - 11 лет постепенно завершается окостенение рук? Укрепляются суставной и связочный аппараты, а также мышцы кисти. Это позволяет выполнять более тонкую и тяжелую работу и ряд сложных физических упражнений. По мере развития костей улучшается координация движений, растет мышечная сила.
Сердечно - сосудистая
система имеет следующие
В 7 - 11 лет у
ребят еще слабо развиты
Организм ребенка отдает больше тепла, чем организм взрослого человека, из - за большей относительной поверхности тела, приходящейся на единицу веса. Так в 7 лет она равна 360 см2 /кг, в 10 - 338 см2 /кг, а у взрослого - 230 см2 /кг. В связи с эти потребность в питании (на 1 кг веса) у младших школьников значительно выше, чем у подростков и взрослых (М. Я. Студеникин, В. Н. Бисярина).
Возраст - своеобразный
мостик между детством и отрочеством.
Вчерашний ребенок становится школьником.
Есть понятие «готовность к
Семь лет - это
тот узловой момент, когда меняются
жизненные условия и
3. Подбор и организация подвижных игр
Необходимый подбор игр для уроков физической культуры определяется программой. Однако на уроке и особенно во внеклассной работе можно использовать самые разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической литературы, если они отвечают решению поставленных задач. Чтобы удачно подобрать игру а на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.
Младший школьный возраст (1 - 3 классы) характеризуется достаточным развитием сердечно - сосудистой системы. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывы для отдыха.
У школьников в этом возрасте преобладает предметно - образное мышление. Подвижные игры носят, как правило, сюжетный характер, предоставляя участникам возможность драматизации, проявления творческой активности.
Заметно выражена
у мальчиков и девочек этого
возраста потребность к
Учащиеся 3- го класса начинают интересоваться играми, требующими решения довольно сложных двигательных задач, в частности умения владеть мячом: передача, ловля, выбивание. В занятия включаются игры с комбинированными действиями: бег в сочетании с метаниями, с подлезанием, перелазаниями и прочим.
Характер подвижных игр у младших школьников разнообразен, но преобладают коллективные игры с водящим, командные игры без вступления в непосредственное соприкосновение с противником. Главное содержание игр - движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры с бегом, прыжками, увертыванием, метаниями в цель и на дальность, преодолением небольших препятствий, требующие преимущественного проявления ловкости и быстроты, без больших длительных напряжений.
У ребят в
этом возрасте начинают активно формироваться
навыки общественного поведения, проявляется
заинтересованность в совместных действиях,
умение бороться за свое место и
общий порядок в коллективе. В
этом возрасте по сравнению с дошкольным
дети уже могут сдерживаться, подчиняться
в играх общим правилам поведения,
оценивать поступки других. Иначе
говоря, они уже имеют определенный
опыт общения и совместной деятельности
в коллективе сверстников. Однако у
ребят еще слабо развита
Особенности физического и психического развития детей диктуют учителю и методику организации подвижных игр. Дети лучше сохраняют в памяти наглядно - образное объяснение игр, не любят долго находиться вне игры, когда она еще не закончена.
В педагогической
практике известно, что настоящий
организатор и воспитатель
Учитель физкультуры и любой педагог. Понимающий значение игры и применяющий ее в работе, должен овладеть методикой игры. «Руководство играми составляет очень трудную задачу» - писал основоположник отечественной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт.
Информация о работе Роль подвижных игр в жизни школьника младшего возраста