Роль подвижных игр в жизни школьника младшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания. Она является спутником детства, где человека открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры - значит познать природу детства. Младший школьный возраст - наиболее благоприятное время для включения игры в процесс воспитания.

Содержание работы

1. Введение..............................................................................................................3
2. Игра и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.........4
3. Подбор и организация подвижных игр............................................................7
4. Методика проведения игр................................................................................12
5. Заключение........................................................................................................21
6. Литература.........................................................................................................23

Файлы: 1 файл

Роль подвижных игр в жизни школьника младшего возраста.docx

— 35.80 Кб (Скачать файл)

Учитель физкультуры, классный руководитель должны владеть  умением воспитывать через игру, уметь так организовать коллектив, чтобы действия каждого участника  игры давали ему возможность проявить личные качества и вместе с тем  приносили успех общему делу. Игра является методом физического развития детей, их нравственного воспитания и одновременно способом совершенствования  педагогического мастерства самого учителя.

В методике обучения подвижным играм необходимо руководствоваться  принципами дидактики. Это выражается в осознании восприятия игр учениками, активном участии в них, в проявлении детской инициативы и творчества. Последовательность применения игр  на уроках физкультуры, в тех или  иных формах внеклассной работы должна быть заранее спланирована, а процесс  обучения игре должен носить воспитывающий  характер. Закон педагогики, трактующий о том, что учить других надо только тому, что хорошо знаешь сам, имеет  прямое отношение к подбору и  организации игр учителем.

Выбор подвижной  игры, прежде всего, зависит от тех  педагогических задач, которые учитель  ставит перед уроком или тренировкой. Важен также учет степени трудности  игры для занимающихся. Степень трудности игры определяется подготовленностью класса. Надо четко представлять, что учащиеся могут, и что еще не в силах.

На выбор игры для урока или тренировочного занятия влияет количественный состав группы, а также надо учитывать, где  проводится игра (в зале, не площадке, на поляне), какой инвентарь имеется  в распоряжении руководителя.

Подготовка к  проведению игры особенно важна в  тех случаях, когда игра применяется  впервые и педагог не в состоянии  предвидеть всех ситуаций, которые  могут сложиться в ходе состязания. Вот почему на первых порах необходимо при подготовке к любой новой  игре составлять конспект, включая  его в разработку урока или  тренировочного занятия.

В обязанность  руководителя помимо изучения игры входит и подготовка для нее места, обеспечение  игры инвентарем.

Организация играющих - важная предпосылка для дальнейшего успешного хода игры. Разместить играющих и правильно выбрать место для объяснения игры - первое важное условие. Прежде всего, выбирают водящего или разделяют играющих на команды. Лучше, если водящего назначит сам руководитель или его изберут играющие, но предварительно руководитель объясняет какими качествами должен обладать водящий (хорошо владеть мячом, быть быстрым, сообразительным, внимательным и т.д.). Иногда можно применять считалку, определять начинающего по жребию. Последующие водящие обычно выявляются в ходе игры или по результату прошедшей игры.

Командные игры - наиболее эффективное средство закрепления  навыков, а также воспитания коллектива. Однако нужно учитывать, что играть интересно, когда команды равны  по силам.

Для оценки действий играющих в ряде случаев необходим помошник судьи. Руководитель может назначить его сам, а затем заменить, чтобы он тоже мог принять участие в игре.

Капитанов команд (если они нужны) выбирают обычно сами занимающиеся. Капитану дается право  распределять роли в команде. Капитан  следит за соблюдением правил и дисциплины. Он является помошником руководителя в своей команде.

Объяснение игры проходит, когда участники построены  и распределены по командам. Изложение  игры надо сопровождать показом. При  проведении в с младших классов игр с речитативом текст или слова, произносимые во время игры, разучиваются заранее. Перед игрой детям сообщается о всех командах или сигналах, которые применяются в игре.

Чтобы убедиться, понятна ли игра, учитель спрашивает у донного - двух учащихся о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. Учащиеся должны знать, что даст им, помимо удовольствия, та или иная игра, они должны быть уверены, что  игра тренирует их в выполнении того или иного приема, укрепляет мускулы, формирует выносливость, смекалку, инициативу и самостоятельность.

Любую игру нужно  объяснять примерно по следующий  схеме: 1) название игры (можно сказать  с какой целью игра проводится); 2) роли играющих и их расположение на площадке; 3) ход игры; 4) цель игры; 5) правила игры. Заканчивается объяснение игры ответом на вопросы играющих.

Руководство игрой  имеет исключительно важное значение для решения поставленных образовательных и воспитательных задач. Обязанность руководителя не только начать игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить.

Одна из наиболее важных задач руководителя - суметь войти в детский коллектив, включиться в сферу игровых действий. Только при таком отношении к игре можно активно влиять на детей, решать нужные педагогические задачи. С окончанием игры обрываются игровые связи, почти  полностью исчезает не формальная игровая  сфера. Однако остается главное - доверие  ребенка к педагогу, который, пренебрегая  взрослостью, может войти в детский  мир, оставаясь вместе с тем справедливым авторитетом.

Руководителю  важно следить за психологической  атмосферой подвижной игры. Нельзя допускать пререканий, грубости, следует  спрашивать помошников о замеченных ошибках, дисциплине в командах. Воспитание выдержки, справедливости, взаимовыручки, настойчивости в достижении цели - важная задача руководителя.

Не менее важно  следить за выполнением основного  приема игры, на закрепление которого она в основном направлена. Давать сигнал к окончанию игры лучше  всего тогда, когда участники  получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно  предупредить. Неожиданное для учеников окончание игры может вызвать  отрицательную реакцию.

Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление  ошибок, неверных действий имеют большое  воспитательное значение. После игры полезно отметить тех, кто лучше  остальных действовал на площадке. Наблюдая за игрой и подводя ее итоги, учитель может оценить: знание правил и умение их соблюдать, умение целесообразно и согласованно действовать  в игре; умение использовать в определенных игровых ситуациях знакомые двигательные действия.

Объективный обзор  игры со стороны учителя приучает школьников к правильной самооценке. К разбору полезно привлекать помошников из числа занимающихся. Это приучает критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, интерес к дальнейшему участию в играх.

Педагогические  наблюдения в процессе игры, которыми учитель может не делиться с детьми, также имеют важное значение для работы с детским коллективом и каждым учеником в отдельности. Наблюдения в процессе игры - один из источников совершенствования педагогического мастерства, связанный с познанием своих учеников.

4. Методика проведения  игр

В ряде игр встречаются  элементы, связанные с различными движениями туловища, головы, рук, а  также с бегом, прыжками, преодолением препятствий. При этом в работу включается сердечно - сосудистая и дыхательная  системы, укрепляется двигательный аппарат. Такие игры оказывают общее  влияние на формирование основных двигательных качеств, но при специальном подборе  игрового материала можно достигать  относительно изолированного воздействия  на отдельные части тела и группы мышц.

Главная задача игр с элементами общеразвивающих упражнений не достижение максимальных результатов, а укрепление двигательного аппарата, общее физическое развитие. Как правило, такие игры богаты сюжетами и двигательными действиями, что помогает решать задачи не только физического, но и нравственного воспитания. В процессе игры дети приучаются соблюдать правила, быстро мыслить, проявлять волю и выдержку, выручать друг друга.

1. Класс, смирно!

Играющие стоят в одной шеренге. Учитель, стоя лицом к детям, подает команды, которые ни должны выполнять в том случае, если учитель перед командой скажет слово «класс». Если слово не произнесено, исполнять команду нельзя. Кто ошибся - делает шаг вперед, но продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т. д.

Игра продолжается не более трех минут. После окончания  отмечаются самые невнимательные и  самые внимательные, то есть те, кто  остался стоять на исходном положении. Согласно правилам шаг вперед делают и те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду.

Если сзади  занимающихся гимнастические скамейки, то в конце урока можно условиться, что сделавшие одну (или две) ошибку садятся на скамейку и в игре больше не участвуют. К концу игры в шеренге  останутся самые внимательные ребята.

2. Светофор

Изготавливаются кружки (диаметр - 10 см) красного, желтого  и зеленого цветов, которые прикрепляют  к палочкам. Ученики стоят в  шеренге и выполняют упражнение согласно сигналам учителя. На красный сигнал дети приседают, на желтый - стают, на зеленый - маршируют на месте.

Во время движения в колонне по одному в обход  зала упражнения изменяются: красный - все стоят с хорошей осанкой, желтый - шаг на месте, зеленый - продвижение  вперед легким бегом.

Можно разнообразить  упражнения и давать другие задания: стоять на носках, принять положение  приседа, высокого старта, бежать, как  лошадка и др. учителю самому надо быть внимательным, и давать сигналы  строго по правилам уличного движения.

3. Шишки, желуди, орехи

В середине круга  водящий, а остальные, разбившись по тройкам, становятся один за другим лицом  к центру (первый номер - в трех - четырех  шагах от водящего). Учитель дает всем играющим названия: первые в тройках - шишки, вторые - желуди, третьи - орехи.

По сигналу  водящий громко говорит, например: «Орехи!»  все играющие, названные орехами, должны поменяться местами, а водящий  стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места становится водящим.

Если водящий  скажет: «Желуди!», меняются местами  вторые в тройках, если «Шишки!» - меняются местами стоящие в тройках  первыми. Когда игра уже освоена, то водящему можно вызывать двух или  даже трех игроков в тройках, например: «Шишки, орехи!» вызванные также  должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры запрещают  вызванным оставаться на месте, не перебегая  в какую-либо другую тройку. Такой  игрок идет водить.

При повторении игры каждую тройку можно построить  не в колонну, а в кружок.

Игры с бегом. Бег - это движение циклического типа, отличающееся от ходьбы наличием фазы полета, т.е. отрывом обеих ног  от опоры. Фаза полета усиливает быстроту передвижения за счет инерции, позволяя мышцам расслабиться и способствовать восстановлению энергетических ресурсов. Попеременное сокращение и расслабление большого количества мышц вовлекает  в работу большое количество систем организма (кровообращение, дыхание, обмен  веществ и т.д.), деятельность которых  проходит на устойчивом уровне адаптации, способствуя увеличению физиологических  резервов детского организма. Физиологически особенности бега позволяют использовать его в качестве упражнения, повышающего  физическую нагрузку при благоприятных  сдвигах в состоянии вегетативных систем.

1. Гуси - лебеди 

Для игры нужны  четыре - шесть гимнастических скамеек  и два - четыре гимнастических мата. На одной стороне зала проводится черта. Она отделяет гусятник, куда становятся все играющие, кроме двух, которые отходят в сторону. Это  волки. Посередине зала ставят четыре скамейки, образуя коридор (дорога между  гор), а на другом конце зала кладут маты. Это - гора. За ней логово волков.

Руководитель  произносит: «Гуси - лебеди, в поле!»  гуси проходят по горной дороге в поле (место между матами и скамейкой), где и гуляют. Затем руководитель говорит: «Гуси - лебеди, домой, волк за дальней горой!» гуси бегут сначала  к концам скамеек, пробегают по горной дороге (между скамейками), а затем  разбегаются в разные стороны, стараясь быстрее оказаться в гусятнике.

Из - за дальней  горы выбегают волки и догоняют гусей. Осаленные останавливаются. Волки преследуют гусей до гусятника, затем возвращаются в логово.

Пойманные подсчитываются и возвращаются в свое стадо гусей. Выбираются новые волки и игра повторяется. Отмечаются ни разу не пойманные игроки и волки, сумевшие поймать больше гусей.

Правила разрешают  ловить гусей только после слов «за  дальней горой» и преследовать только до гусятника. Нельзя прыгать через  скамейки.

2. Два мороза

На противоположных  сторонах площадки на расстоянии 10 - 20 м. линиями отмечают дом и школу. На одной стороне зала (за чертой) - все играющие кроме двух водящих, Морозов. Они стоят посередине площадки и, обращаясь к ребятам говорят: Мы два брата молодые, два Мороза удалые. Я - Мороз - Красный нос, - говорит один. - Я, Мороз - Синий нос, - говорит другой. - Кто из вас решится в путь - дороженьку пуститься?!

Информация о работе Роль подвижных игр в жизни школьника младшего возраста