Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:11, контрольная работа
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитании детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Важнейшие источники развития выразительности детской речи - это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы - пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы.
Объектом настоящего исследования является процесс умственного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - роль русских пословиц в умственном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы роли русских пословиц в умственном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
1.1. Пословица как фольклорный жанр и её основные признаки
1.2. Педагогические возможности пословиц
Выводы по 1 главе
Глава 2. Практическая часть Экспериментальное изучение роли русских пословиц в умственном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи, методики исследования
2.2.Содержание работы по ознакомлению детей с пословицей
2.3. Контрольный эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Спустя несколько дней дети отображали в театрализованной игре персонажи Кота, Коровы, Собаки, Петуха и Лошади, к которым в гости приходят Лиса Патрикеевна, Волк и Почтальон (по аналогии с персонажем из деревни Простоквашино). При увлечённом разыгрывании постоянно меняющихся сюжетных линий, в речи детей были отмечены некоторые поговорки, пословицы:
- Не всё коту масленица;
За добро плати добром;
Чья бы корова мычала (современное выражение);
- Чем богаты, тем и рады (в обучении не использовалась).
Таким образом, дети показывали определенное знание паремических выражений, инициировали их употребление в речи без участия взрослых. Употребление пословиц и поговорок включало также те выражения, которые в специальном обучении не использовались, а были привнесены из речевого окружения детей.
При общении с детьми по ходу обучения оценка их деятельности носила доброжелательный характер, поддерживающий интерес ребят к мудрым изречениям. Предвосхищающая положительная оценка активности дошкольников помогала раскованному участию в диалоговых формах обучения, в представлении собственной модели рассуждения о взаимомотивированных значениях слов в пословицах, поговорках, поиске выявления общих моментов в сравниваемых выражениях.
Таким образом,
2.3. Контрольный эксперимент
Критериями оценки выполнения задания выступили устойчивость употребления пословиц и поговорок, т.е. правильность называния всех лексем, составляющих выражение, и адекватность употребления, т.е. правильное соотношение лексической формы с выделением семантики всего выражения применительно к речевой ситуации, теме.
I уровень (высокий): для детей характерно отражение семантической связи компонентов, входящих в состав пословицы, поговорки, осознание выражений как целостных и устойчивых словосочетаний; правильная интерпретация иносказательного значения пословиц и поговорок, выделение различных семантических отношений между словами: антонимические, синонимические, полисемические.
II уровень (средний): дети фиксировали «колеблющиеся» признаки значений слов, их подвижность и переходность. Наблюдался поиск противоположных (антонимов) и эквивалентных (синонимов) слов при комментировании обобщенного значения пословицы, поговорки. Проявлялись попытки увидеть смысловую отвлеченность хорошо известного паремического выражения.
III уровень (низкий):
дети выделяли предметное значение слов,
входящих в изречение, отмечали
Таблица 1. Сравнительные суммарные данные обучения детей пословицам и поговоркам (%)
|
Проведенное исследование
показало, что под влиянием целенаправленной
образовательной работы у детей произошли
Выводы по главе 2
Итак, проведенное
исследование показало, что под влиянием
целенаправленной образовательной
работы у детей произошли
Заключение
Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл.
Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на занятиях сегодня, когда ведущим направлением работы стала гуманизация процесса обучения, введение ребёнка в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.
Используя в своей речи
пословицы и поговорки, дети учатся ясно,
лаконично, выразительно выражать свои
мысли и чувства, интонационно окрашивая
свою речь, развивается умение творчески
использовать слово, умение образно описать
предмет, дать ему яркую характеристику.
Список литературы
Приложение 1
Фрагменты содержания занятий.
Занятие №1
Воспитатель, обращаясь к детям: «Вы уже называли потешки, пестушки, а знаете ли вы чем они отличаются друг от друга? Слово «потеха» означает развлечение, забаву, что-то смешное. Вспомните, как радуются малыши, когда играют с их пальчиками, носиком, ручками, ножками. Слово «пестовать» означает заботливо и ласково нянчить, воспитывать. Попробуйте теперь определить, что за форма народной речи у текста:
«Вода текучая, дитя растучее. С гуся вода, с тебя худоба!
Вода книзу, а дитя
Занятие №2.
В ходе занятия экспериментатор задаёт детям вопросы: «Почему в приговорке обращались к мыши, чтобы она дала крепкий зуб?», «Чему могут научить скороговорки?», «Что самое важное в считалке?».
Занятие № 3.
После рассматривания картинок с изображением места обитания животных, экспериментатор читает детям загадку:
«Теремок ползёт,
На себе его везёт,
Хозяюшка богатая,
Богатая, рогатая»,
После того, что дети назвали улитку хозяйкой домика, с которым она никогда не расстаётся, их внимание концентрируется на том, что в загадке всегда содержится иносказание, то есть выражение со скрытым смыслом. Так говорят, когда хотят убедиться, что человек может догадаться, понять, о чём на самом деле идёт речь. Такой скрытый смысл есть и у пословиц и поговорок».
Занятие № 4. Тема: «Кто с кем дружит».
Цель: учить детей сравнивать слова и словосочетания, активизировать фразеосочетания в речи, ознакомить детей с отличием пословиц и поговорок.
Материал: куклы - Петрушка и Карлсон, предметные картинки, иллюстрации словосочетаний.
Ход занятия: 1. К детям пришли гости (Петрушка и Карлсон), которые вместе с детьми составляют словосочетания: день (светлый, длинный, удачный), барашки (облаков, волн, волос), сильный (ливень, мороз, топот), сладкий (сон, мед, запах). 2. Знакомство детей е отличиями пословиц и поговорок. 3. Классификация и обобщение картин. Карлсон называет любимые лакомства: малиновое варенье, шоколад, мармелад. Затем дети продолжают называние слов с выделением обобщающего - лакомство. Петрушка сообщает, что есть продукты, которые едят прежде, чем сладости, просит назвать их. Затем предлагает назвать, что лишнее изображено на картинках.
Воспитатель: «Вы уже знаете, что пословицы и поговорки - это особые формы народной речи. Поговорки - это яркие, меткие изречения, в которых есть особая выразительность. Послушайте: «Хвалилась синица море зажечь». Эта поговорка означает, что кто-то хвастая, наобещал многого, а выполнить не смог. А вот ещё пример: «Когда рак свистнет и рыба запоёт» . Ребята, а вам удалось слышать как свистит рак и поёт рыба? Конечно, нет. Эта поговорка показывает шутливость речи, невозможность осуществления того, о чём говорят.
В пословице тоже есть яркие, красочные слова, но в них есть какое-то поучение, наставление: как себя вести, чего не надо делать или что лучше выбрать. Только часто это наставление, указание выражается не прямо, а в особой форме, со скрытым смыслом. Понять пословицу не трудно, но надо знать в какой ситуации её употреблять. Вот послушайте пословицу: «Дорога ложка к обеду». Сама ложка может быть не дорогой, не серебряной, но она будет вам дороже красивой открытки, игрушки, когда придёт время еды. Эта пословица означает, что ценно то, что получено вовремя, в нужный момент. Пословицы - это мудрое изречение о чем-либо; если поговорки развлекают и украшают нашу речь, то пословицы поучают и наставляют нас в жизни: «поговорка - цветочек, а пословица - ягодка».
Приложение 2.
Упражнения
Стилистические упражнения для развития лексической восприимчивости
Упражнение «Подбери слова».
Цель: обогащение словаря разнообразными и точными наименованиями объектов, действий.
Детям предлагалось подобрать к одному из стилистических нейтральных слов подходящие по смыслу знакомые слова «Давайте подберем к слову «дом» слова близкие по смыслу, но обозначающие различные оттенки слова: дом - здание - домик - домина - изба - хибара - хата; звать (кричать, сказать, приглашать, орать, кликать); дело (занятие, работа, дельце, труд); есть (кушать, лопать, чавкать, питаться).