Роль семьи в преодолении кризиса 3-х лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Возраст трех лет – переломный момент в жизни малыша. По сути это – его второе рождение. Так считают многие ученые, наблюдающие за психическими процессами в раннем возрасте. От рождения до трех лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этапов взросления. Одним американским исследователем была предложена следующая процедура определения сформированности ребенка как личности. Представьте себе новорожденного и взрослого человека, а теперь понемногу прибавляйте возраст младенцу и остановитесь в той точке, где он по основным, ведущим признакам будет больше напоминать взрослого, чем неразумное дитя.

Файлы: 1 файл

Курсовая Роль семьи в преодолении кризиса 3-х лет.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

1. 2 Симптомы кризиса трех лет

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, часто впадает в ярость, поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Л. С. Выготский и Э. Келлер описывают 7 характеристик этого кризиса, который часто называется семизвездием кризиса 3 лет9.

Негативизм. Ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. Такое поведение связано не с содержанием предложения взрослых, а с тем, что оно идет от взрослых. Главный мотив - сделать наоборот иногда даже в ущерб своему желанию. Например, ребёнок настаивает на показе ему мультиков, но стоит взрослому предложить это же - ребёнок активно отказывается (часто рыдая при этом, т.к. сам не понимает, что происходит). Другой ребенок читал «наоборот» известные строки Пушкина: «И не по синим, и не по волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не в небесах». На первый взгляд кажется, что ведет себя так непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно это ему делать и не хочется – возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же соглашается. При негативизме события развиваются иначе. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен.

Конечно, негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Однако благодаря этому в 3 года ребенок впервые становится способен поступить вопреки своему непосредственному желанию. Именно то, что ребенок получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступить исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Упрямство. Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что это он сам потребовал. Его первоначальное решение определяет его дальнейшее поведение, и отказаться от него даже в изменившихся обстоятельствах ребёнку чрезвычайно сложно. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Строптивость. Это реакция ребенка, направленная не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Своеволие. Желание и стремление всё делать самостоятельно, часто неадекватное возможностям. Стремление к эмансипации от взрлслых. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремится к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла.

Протест-бунт. Он проявляется в частых ссорах с родителями. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность (нетерпимое отношение к другим детям, которые, по мнению, ребёнка не имеют никаких прав в семье).

Обесценивание. Характеристика, присущая всем переходным периодам: обесценивается то, что было дорого, привычно, интересно раньше. Ребёнок может начать ругаться, обзываться (обесценивая старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и т.д.

Появлением негативизма и самостоятельности открывается переходный возраст10. Затем к этим симптомам детского поведения присоединяются другие. Все вместе они образуют своеобразный поведенческий комплекс, который мы назвали «гордость за достижение». Он показывает, что в сознании и личности ребенка произошли существенные изменения, вызванные преобразованием ведущей деятельности – предметно-практической. Малыш начинает чутко относиться к своим делам и поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия и оценивает себя в соответствии с результативностью в практических делах. В поведении это новое видение окружающей действительности и себя в ней может выражаться по-разному. Многие из симптомов, отражающих это новообразование, радуют взрослых: ребенок становится самостоятельным, настойчивым и усидчивым в предметных действиях; некоторые – огорчают: малыш гневается, когда задуманное им дело не ладится, сердится на замечания, отводит порицание за неуспех с помощью выдумки, становится обидчивым и злопамятным; а некоторые проявления в детском поведении просто ставят взрослых в тупик: малыш начинает хитрить, у него замечается разрыв между словом и делом, переживаемой эмоцией и ее выражением. Так, говоря «сейчас», он не трогается с места, а громкие рыдания могут быть демонстративным изображением горя, которого реально ребенок не испытывает.

Однако большая часть собственно кризисных симптомов трехлетних детей группируется вокруг предметной деятельности и ее результативности, связана с переживанием успеха или неуспеха в конкретных делах. Дети этого возраста все чаще копируют общественные цели взрослых: они стремятся гладить белье и убирать квартиру, как мама, лечить больных или чинить мебель, как папа, и очень переживают пренебрежительное или отрицательное отношение взрослых к своим инициативам. Кроме того, целый ряд симптомов, типичных для данного возраста, вызывает к жизни такая острая потребность, как потребность гордиться своими успехами. Дети начинают претендовать на равноправие со взрослым в сфере предметной активности и стремятся к тому, чтобы быть столь же успешными в делах, как родители. Если успехов у малыша мало, если взрослые преимущественно указывают ему на его промахи и ошибки, а удачные действия воспринимают как нечто само собой разумеющееся и не требующее особой оценки, малыш начинает сочинять свой успех сам и в его жизни возникает неприятный симптом – хвастовство несуществующими достижениями11.

Отсутствие признания и успеха болезненно ранит. Успех и неуспех в делах в этом возрасте теснейшим образом связаны с «я» ребенка, и непризнание его достижений – это его личное поражение, это сигнал о его малой ценности и значимости для окружающих. Перенести подобное ощущение и взрослому трудно, а каково малышу? Неудовлетворенность его потребности гордиться собой способна сделать ребенка неуверенным, нерешительным, привязчивым и назойливым: он вынужден выманивать себе похвалу и признание12.

Многие дети трех-четырех лет отличаются бахвальством, даже если в достатке получают доброжелательные оценки. А. Адлер, известный немецкий психолог, считал, что «чувство победы», жажда быть положительно оцененным являются очень характерными чертами для психического облика малышей этого возраста. Поэтому не всегда следует пресекать детское хвастовство или разоблачать врунишек, если, получив похвалу взрослого, они пытаются усилить ее, добавляя к успеху еще немного. В то же время учащающееся хвастовство или стремление приписать себе заслуги, которых не было, должно насторожить взрослого, привлечь его внимание к практике своих оценок того, что делает ребенок. Необходимо доброжелательно относиться к его действию в целом, тактично указывая на промахи и недостатки, но оценивая его самого в целом позитивно. Наивное хвастовство со временем уйдет из поведения ребенка, а вот те основания, по которым взрослый определял успешность или неуспешность его действий, запомнятся и останутся в памяти как критерии правильности, достаточности и успешности действия.

Если у трехлетнего ребенка рождаются многочисленные планы и он становится инициативным в своих действиях, если его достижения становятся предметом внимания взрослого и его доброжелательной оценки, его личность своевременно и полноценно развивается – это залог психического здоровья и успешного развития в дальнейшем. В противном случае при ограничении взрослыми самостоятельности в действиях детей или полном устранении от помощи ребенку в его бурно развивающихся, но еще плохо скоординированных и осмысленных действиях, а также при небрежном или безразличном отношении к его пока еще элементарным достижениям в поведении трехлеток возникают негативные симптомы: дети становятся раздражительными, гневливыми, легко впадают в аффект, капризничают, стремятся все сделать наоборот. «Я» ребенка в этом случае находит свое утверждение не в «гордости за достижение», что является продуктивным направлением его развития, а в «жажде победы над взрослым», которая проявляется в поведении ребенка в виде абсурдного противоборства взрослому, в достижении своих целей любой ценой, вплоть до истерик.

В период перехода к дошкольному детству у детей трех лет возникает еще одна группа симптомов, связанных с воображением. Воображение проявляет себя в поведении детей двояко. С одной стороны, оно ложится в основу предметной деятельности ребенка в виде способности предвидеть еще не полученный на практике результат, четко и достаточно полно представлять себе его, а также в виде умения мысленно подбирать средства достижения нужного результата. Кроме того, оно может проявляться в виде самостоятельной деятельности – игры воображения, когда малыш сочиняет истории, реально с ним не происходившие, или общается с воображаемым партнером. С другой стороны, воображение может выступать в защитной функции: появление хвастовства несуществующими достижениями есть не что иное, как работа воображения по защитному типу. Хронически неуспешный ребенок выдумывает успех, сочиняет его. Такое мнимое удовлетворение своей потребности гордиться признанием и поощрением взрослого, конечно же, малопродуктивно для развития и должно быть устранено из поведения трехлетки. Для этого нужно не разоблачать малыша, а помочь ему испытать успех реально, не в мнимой, выдуманной им самим ситуации, а в настоящей ситуации исполнения ценного для ребенка действия13.

В этот период могут возникнуть и другие симптомы, свидетельствующие о работе защитных свойств детского воображения. Так, при ущемлении самолюбия и достоинства малыша, обостряющихся в этом возрасте, в его поведении могут возникнуть наивные формы детской лжи. Он начинает валить вину на другого, скрывает свои промахи, нагромождая вымышленные причины неуспеха, а порой обманывает вообще без всякой причины.

Кризисный период длится обычно несколько месяцев и протекает у всех детей по-разному.

Западноевропейские авторы выделяют в кризисных явлениях негативные моменты: ребенок уходит, отстраняется от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше объединяли со взрослыми. Л. С. Выготский подчеркивал, что такая интерпретация неправильна. Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения  с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я»14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Роль семейного воспитания в преодолении кризиса трех лет

2. 1 Принципы семейного воспитания

Воспитание детей – главный родительский долг.

Известно, что воспитание ребенка начинается до его рождения – обстановка в семье, характер взаимоотношений супругов непосредственно сказывается на его развитии. Человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности15.

В настоящее время показано, что структура семьи влияет на психическое развитие ребенка.

Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка. Особенность воспитательной деятельности семьи – в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Семья представляет собой достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от поколения к поколению16.

Представляя собой положения, которые лежат в основе воспитания, принципы предписывают постоянство и последовательность действий взрослых при различных условиях и обстоятельствах. Принципы воспитания происходят от цели воспитания, определяются природой воспитания как социального явления. Если цель воспитания взрослыми воспринимается как те или иные вершины, к которым хотят подвести своих детей, то принципы устанавливают возможности реализации намеченного в конкретных социально-педагогических условиях. Таким образом, принципы воспитания – практические рекомендации, которые помогают грамотно выстраивать тактику педагогической деятельности.

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие17.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики.

Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей.

Носителем объективных целей воспитания являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана. Определение цели воспитания в конкретной семье часто затрудняется в виду того, что родители не всегда имеют представление о половозрастных особенностях ребенка, тенденциях его развития, природе воспитания как такового.

Принцип научности. В течении веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколении в поколение. Однако в последнее столетие педагогика продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных данных помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей.

Информация о работе Роль семьи в преодолении кризиса 3-х лет