Роль семьи в преодолении кризиса 3-х лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Возраст трех лет – переломный момент в жизни малыша. По сути это – его второе рождение. Так считают многие ученые, наблюдающие за психическими процессами в раннем возрасте. От рождения до трех лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этапов взросления. Одним американским исследователем была предложена следующая процедура определения сформированности ребенка как личности. Представьте себе новорожденного и взрослого человека, а теперь понемногу прибавляйте возраст младенцу и остановитесь в той точке, где он по основным, ведущим признакам будет больше напоминать взрослого, чем неразумное дитя.

Файлы: 1 файл

Курсовая Роль семьи в преодолении кризиса 3-х лет.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого принципа заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним .талонам, нормам, параметрам и оценкам. Принцип гуманности регламентирует отношения взрослых и детей и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности.

Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.

Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений. Малейшие разногласия в воспитании ребенка ставят его в очень трудную ситуацию, для выхода из которой потребуются значительные нервно-психические затраты. Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение утрачивается чувство уверенности и надежности.

Построение процесса домашнего воспитания в соответствии с рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руководить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию.

2. 2 Роль семейного воспитания  в преодолении кризиса трех  лет

Известно, что развитие ребенка идет от социального к индивидуальному. В работе М. Кечки на примере развития двух ее собственных детей было показано, что в разных сферах психического развития ребенка процесс идет от безлично-социального к социально-индивидуальному, от недифференцированных, глобальных образований к системе отдельных психологических проявлений. Ребенок – не Робинзон, не отдельный индивид. С рождения он включен в социальную структуру, в которой воспитывается. Постепенно он должен выходить из этой ситуации, отделяться от нее не только физически, но и психологически. Для понимания развития нельзя рассматривать ребенка как обособленного индивида, необходимо учитывать социальную ситуацию, в которую включены все его проявления18.

В возрасте трех лет у ребенка складывается новое отношение к своим действиям: самым важным становится не простое копирование действий взрослых, а достижение правильного результата19. Если полуторагодовалый малыш, размахивающий веником "как мама" не обращает внимания на то, что весь мусор остается на полу, то к трем годам он старается подмести пол как следует. Его действия становятся по настоящему целенаправленными. Он старается доводить до конца то, что начал. И он очень гордится тем, что у него так хорошо все получается. В кризисный период у детей появляется новое личностное качество – гордость за достижение. Именно этим объясняется не всегда понятное взрослым чрезмерное детское хвастовство. Ребенок гордится собой, но для него важно, чтобы все видели, как хорошо он умеет делать трудные дела, чтобы его похвалили. Поэтому он так чувствителен к оценке взрослых, так часто обижается, если его усилия не замечаются, а промахи критикуются.

Но это не значит, что ребенку нужна одна лишь похвала. Если его все время только хвалить независимо оттого, что и как он делает, ребенок не будет иметь ориентиров для развития. На самом деле, для того, чтобы делать так, как делают взрослые, малышу нужна справедливая оценка. И, что не менее важно – сотрудничество со взрослым, который задает образцы правильных действий и через похвалу или порицание регулирует их выполнение. Первоначально собственных возможностей оценить правильность своих действий у ребенка нет. Такая оценка находится на полюсе взрослого, как образца "идеального результата" деятельности. На фоне положительного отношения к малышу взрослый все чаще оценивает его конкретные действия: хвалит в случае удачи, порицает неправильные действия, просит или требует исправить их20.

Поведение ребенка в период кризиса 3-х лет выражается в настойчивом стремлении к достижению правильного результата в деятельности, демонстрации своих успехов взрослым и обостренном чувстве собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к отношению окружающих. Ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми. Предметный мир начинает выступать для него как сфера реализации себя, своей личности, а взрослый — в качестве знатока и ценителя его достижений21.

В этот период трудно переоценить роль семьи, в которой воспитывается ребенок. Именно семья при правильном подходе может смягчить проявления кризиса, помочь малышу максимально безболезненно пережить этот период жизни.

Родителям следует поддерживать общее положительное самоощущение ребенка, чаще говорить о своей любви к нему. Ведь он привык к тому, что он самый любимый и бесценный, и вдруг его начинают ругать за разбитую чашку, испачканные штанишки, поломанную игрушку. Он начинает ощущать себя плохим и нелюбимым, бунтовать против этого. Малыш еще не умеет отличать общее положительное отношение взрослых к себе от их отношения к своим конкретным действиям, которые не всегда заслуживают положительной оценки22.

Необходимо одобрять и  поддерживать все успехи малыша. Там, где это возможно, предоставлять ребенку право быть самостоятельным. Давать ему возможность выбора занятий, игр, тех или иных вещей и действий.

Родители должны уважать замыслы малыша, внимательно слушать его вопросы и отвечать так, чтобы ребенок чувствовал их заинтересованность его делами. Неприятные процедуры, которые могут вызвать сопротивление малыша, спровоцировать упрямство и негативизм, можно перевести в увлекательную для него игру. Оценивать только действия и поступки ребенка, но не унижать его личность, не обижать его. Такие слова, как "неумеха", "растяпа", "вечно у тебя все валится из рук" больно ранят самолюбие малыша. Постоянные упреки отрицательно влияют на развитие его инициативности, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность. В случае неудачи нужно, наоборот, подбодрить ребенка, внушить уверенность в своих силах: "Ты уже так много умеешь делать. Ты молодец. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается, и попробуй еще раз. Если хочешь, я тебе помогу". После подобных слов ребенок с новыми силами примется за дело23.

Не стоит сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей. Такие слова, как "эх, ты, у тебя не получается, а вот Саша давно уже умеет это делать", не приведут ни к чему хорошему. Дети очень ревниво относятся к похвалам взрослых, и подчеркивание неудачи на фоне достижений другого ребенка может вызвать недобрые чувства к сверстнику. А достижения малыша нужно сравнивать с его собственными. Не следует воспитывать у ребенка чувство соперничества с другими.

Не следует вступать с ребенком в бесконечные пререкания в тех случаях, когда он часто упрямится, противопоставляет себя окружающим. Они могут усугубить его упрямство. Там, где это возможно, родители должны давать ему право самому выбирать, что и как он будет делать. Не нужно драматизировать конфликтную ситуацию, лучше смягчить ее, используйте шутку, юмор, небольшие хитрости24.

Родителям самим не нужно быть чрезмерно упрямыми. Взрослым нужно уметь посмотреть со стороны на самих себя. Упрямство детей часто связано с чрезмерным стремлением родителей подчинить ребенка своей воле. Как показывают наблюдения и специальные исследования, чем умнее ведут себя взрослые, тем реже они жалуются на упрямство и негативизм своих детей. Матери, считающие детей упрямыми, обнаруживают индивидуалистическую направленность интересов, фиксацию на своей точке зрения, им не хватает воображения и гибкости в поведении. Они экспансивны и излишне возбужденно реагируют на любые проблемы во взаимоотношениях с ребенком. Интересная закономерность обнаружена между интеллектом родителей и их жалобами на детей: чем выше интеллект, тем реже дети определяются ими как упрямые. Это связано с умением родителей находить больше вариантов для решения спорных вопросов25.

Упрямство детей часто сосуществует с потребностью родителей обязательно добиться беспрекословного подчинения. Такие мамы и папы собственные неурядицы и дурной характер разряжают дома, раздражаясь на своего маленького ребенка и без конца повторяя ему: "Я что тебе сказала, ты будешь слушаться или нет?", "Вот я тебе покажу, как не слушаться!" и т.п. На подобное обращение ребенок отвечает естественной реакцией упрямства.

Иногда, когда кризис проходит в форме детского деспотизма, требовательность ребенка сопровождается аффективными вспышками (истериками). Если взрослые не исполняют все, что хочет ребенок, то малыш бросается на пол, сучит ногами, бьет руками, кричит. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом26.

Родителям необходимо установить четкие и ясные правила и не менять их ни в коем случае. Ребенку в этом возрасте трудно понять, почему сейчас мама разрешила есть конфету или баловаться на диване, а в другой раз - нет. Кроме того, правила разных членов семьи (мамы, папы, бабушки) должны быть непротиворечивыми. Нельзя, чтобы папа разрешал то, что запрещает мама, и наоборот. Поэтому родители должны согласовать между собой этот момент. Нельзя позволять ребенку делать того, что действительно нельзя. Например: «Перед обедом мы конфеты не едим! Понимаю, хочется съесть конфету и после обеда пожалуйста, а до обеда нет - такие правила». Очень полезно озвучивать для ребенка его переживания и чувства. «Я понимаю, что тебе сейчас очень обидно, но…» или «Я вижу, что ты очень-очень сердишься на папу (мишку, незавязывающийся ботинок и т.д.)». Это даст ребенку ощущение, что родители его понимают (или хотя бы хотятят понять), и поможет ему справиться со своими чувствами27.

Для того, чтобы как-то повлиять на поведение ребенка, можно сочинить для него сказку, где он (или его любимая игрушка) будет главным героем, создавая ситуации, где герой ведет себя правильно и получает за это похвалу.

В период кризиса трех лет у детей проявляется агрессивность. Агрессивность присуща всем детям, и это нормально. В положительном смысле агрессивность помогает ребенку развить дух инициативы. Причина агрессивности проста: ребенок каждый день сталкивается с разочарованиями, и это раздражает его. Должно пройти время, чтобы малыш научился устранять их и отвлекаться. Агрессивность - это реакция борьбы, поэтому, конечно, она - предпочтительнее, чем апатичность, вялость, хныканье, жалобы. Поэтому речь должна идти не об исключении агрессивности, а о контроле над ней. Лучший способ избежать чрезмерного ее проявления - отнестись к ребенку с любовью. Ведь часто причина агрессивности - это желание добиться любви. Но это не значит, что родители должны заласкать, избаловать малыша. Нужно стараться разговаривать с малышом, вести себя доброжелательно и по возможности на равных, ибо от агрессивности страдают чаще всего сами дети. Ребенок злится и бросает игрушки, потому что мама не дала ему конфету. Позже ему стыдно за этот поступок, он боится из-за этого потерять любовь родителей и заново проявляет агрессивность – получается порочный круг. Чтобы этого избежать, необходимо помнить, что ласковое слово может снять озлобление. Когда ребенок поступает правильно, следует хвалить его. Это закрепляет положительное поведение. Конечно, в период кризиса родителям приходится очень нелегко, но следует  помнить, что без этих кризисов не бывает развития. Ребенку необходимо испробовать разные варианты поведения, прежде чем он научится вести себя «правильно». Кроме того, если кризис протекает вяло, то это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности

Кризисные явления могут пройти почти незаметно, если с первых дней жизни малыша родители будут учитывать его потребности, правильно организовывать общение с ним и его индивидуальные игры и занятия, уважать его личность и учить его уважать и любить других28.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, поведение ребенка в период кризиса 3-х лет выражается в настойчивом стремлении к достижению правильного результата в деятельности, демонстрации своих успехов взрослым и обостренном чувстве собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к отношению окружающих. Ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми. Предметный мир начинает выступать для него как сфера реализации себя, своей личности, а взрослый — в качестве знатока и ценителя его достижений.

Возраст трех лет – рубеж, который преодолевает ребенок, чтобы стать дошкольником. Это важный и ответственный момент в его развитии.

Иногда трудности с трехлетками оказываются связанными не с естественной перестройкой их личности, как это типично для кризиса трех лет, а с дефектами самого воспитательного процесса. Сверхопека, заласкивание – один полюс дефекта, безнадзорность как отсутствие необходимой ребенку опеки – другой, противоположный полюс. И в том и в другом случае негативные черты в поведении малыша не изживаются с возрастом, а только усугубляются. Требуется решительная ломка сложившихся стереотипов отношения окружающих к ребенку. При этом перестройка должна затрагивать не одну из сфер или форм взаимодействия, а быть изменением всего стиля жизни ребенка и взрослых. Только семья, родители способны помочь ребенку преодолеть кризис и стать полноценной личностью.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология, М., 2005 г.
  2. Аркин Е. А. Родителям о воспитании, М., 1957 г.
  3. Возрастная психология под. ред. А. В. Петровского, М., 1979 г.
  4. Гребенников И. В. Основы семейной жизни, М., 1991 г.
  5. Гребенников И. В., Змановский Ю. Ф. Наши дети, М., 1988 г.
  6. Дружинин В. Н. Психология семьи, М., 1996 г.
  7. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников, М., 1984 г.
  8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание, М., 1999 г.
  9. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение, М., 1991 г.
  10. Лич П. Младенец и ребенок: от рождения до пяти лет, М., 1985 г.
  11. Матюхина М. Б., Михальчик Т. С. Возрастная и педагогическая психология, М., 1984 г.
  12. Мухина В. С. Детская психология, М., 1985 г.
  13. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология, С.-П., 1999 г.
  14. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания, М., 1981 г.
  15. Плотниекс И. Э. Психология в семье, М. 2000 г.
  16. Токарева С. Н. Социальные и психические аспекты семейного воспитания, М., 1986 г.

Информация о работе Роль семьи в преодолении кризиса 3-х лет