Роль социальной службы школы в работе по профессиональной ориентации старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить роль социальной службы школы и разработать модель работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать теоретическое обоснование профессиональной ориентации старшеклассников.
2. Определить основное содержание деятельности социально-психологической службы в школе
3. Выявить социально-педагогические условия эффективности профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
4. Разработать модель работы социального педагога по профориентации старшеклассников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы профессиональной ориентации старшеклассников 6
1.1. История становления профессиональной ориентации старшеклассников………………………………………… 6
1.2. Профессиональная ориентация школьников в современном образовательном учреждении……………. 9
1.3. Основное содержание деятельности социально-психологической службы в школе………………………. 14
Глава 2. Социально-педагогические условия эффективности профориентации старшеклассников………………………….21
2.1. Социально-педагогическая деятельность по профессиональной ориентации школьников на современном этапе………………………………………… 21
2.2. Модель профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками………………………….
25
Заключение……………………………………………………………………... 38
Список литературы………..…………………………………………………… 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

В начале 20-х годов Дунаевский поднял в проблемном плане вопросы определения закономерностей профессионального подбора и профессиональной ориентации, использования методов наблюдения и тестов для выявления способностей человека в целях профориентации. Ему принадлежит идея классификации человеческих способностей и их развития, а также попытка разобраться во внутренней структуре человеческой личности. Также Дунаевский затрагивает вопрос профессионального прогноза и делает попытку произвести классификацию профессий.

В это же время в теории и практике профориентационной работы определяются некоторые методы изучения профессии и профпригодности (анкетный метод, метод наблюдения, метод самонаблюдения, метод эксперимента, статистический и др.). В 1925 году появился сборник «Трудовой метод изучения профессий», один из авторов которого – И.Н. Шпильрейн. Он доказывает преимущества этого метода перед наблюде­нием, анкетированием и статистикой, так как его суть состоит в том, что исследователь сам основательно знакомится с профессией.

В 30-е годы в стране продолжают создаваться профконсультационные бюро и лаборатории. В профориентационном движении закрепляется положительный опыт, наряду с этим изживаются ошибочные тенденции: вера во всемогущество теста, переоценка объективности аппаратурного исследования и др.

Однако в деятельности профбюро и лабораторий еще оставались такие недостатки как: «механический подход к рассмотрению личности подростка, попытки ограничить проблему профотбора проблемой чисто психотехнической, то есть свести изучение подростка к установлению одних лишь так называемых «способностей», эмпиричность профконсультационного заключения и т.п.» [44]. В то же время в Центральной лаборатории впервые в нашей стране были предприняты активные меры по разработке системы профориентационной работы со школьниками.

Помимо статей, освещавшими практику профориентационной работы, появляются и теоретические обобщения. Предпринимаются попытки найти новые пути, формы и методы профессиональной ориентации учащихся. Например, в 1959 году была опубликована статья В.В. Чебышевой, О.И. Галкиной и Л.М. Зюбиной «О подготовке учащихся средней школы к выбору профессии». В ней были намечены некоторые исходные положения и принципы профориентации в советской школе, которая активно приступила в тот период к решению задач связи обучения и воспитания с жизнью, с производительным трудом. Профориентация рассматривалась как составная часть учебно-воспитательного процесса школы. «Особо подчеркивалась необходимость свободы выбора учащимися профессии, предполагающей знание соответствующей профессии и знание потребности в ней в данном экономическом районе и стране в целом» [44].

Развитие практики профориентационной работы продолжалось. В первой половине 60-х годов во многих школах продолжает складываться определенная система профессиональной ориентации учащихся. В некоторых городах и районах эта работа целенаправленно организуется органами народного образования. В 80-е годы появляется профессиональная адаптация – важное звено системы профориентации молодежи. Однако эта проблема еще не находилась в то время в поле активного внимания исследователей

Однако в 90-е года XX века ситуация изменилась. В 1991 г. вышел закон «О занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости. В 1992 г. вышел закон «Об образовании» и сразу же резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации. В результате школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразование РФ от профориентации фактически отказалось, а в Минтруда РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»).

В настоящее время в связи с реформой образования, ядром которой является профильное обучение, наблюдается некоторое возрождение интереса к школьной профориентации. В ряде школ по инициативе родителей, директоров, педагогов и психологов возобновляется профориентационная работа, ядром которой является социальная служба школы.

 

1.2. Профессиональная ориентация школьников в современном образовательном учреждении

 

Существуют различные подходы к определению профессиональной ориентации. Так в Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации дается следующее определения профессиональной ориентации: профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [36].

В психологическом словаре дано такое определение профориентации: профессиональная ориентация – система мероприятий по включению индивида к миру труда. Предполагает:

- профессиональное просвещение, информирование о мире профессий;

- профессиональное воспитание, выработка профессионально важных личностных качеств (работоспособность, ответственность);

- профессиональное консультирование.

В Энциклопедии социологии дается следующее определение: профессиональная ориентация (профориентация или ориентация на профессию) – это процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией [56].

В словаре по экономике и финансам профессиональная ориентация определена как комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных:

- на формирование профессионального призвания;

- на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности [57].

В энциклопедическом словаре экономики и права профессиональная ориентация определятся как – система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает информацию о профессиях, о профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, индивидуальные консультации и т.д.; часть системы трудового воспитания и учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе.

В медицинской энциклопедии дано следующее определение профессиональной ориентации – это совокупность мероприятий, направленных на подготовку молодежи к рациональному выбору профессии, наиболее соответствующей индивидуальным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям человека, состоянию его здоровья, склонности и имеющимся у него навыкам, с учетом потребностей народного хозяйства в кадрах.

Определение профессиональной ориентации с точки зрения социально-педагогического подхода дает Н.И. Никитина: профессиональная ориентация – это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении [34].

Теперь рассмотрим подробнее сущность профессиональной ориентации.

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации определяет следующие направления профессиональной ориентации:

- профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, по­требностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, формами и условиями освоения профессий, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

- профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

- профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

- профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

- профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [36].

Основные цели профессиональной ориентации:

1. Обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

2. Достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

3. Прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

4. Содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния [36].

Н.И. Никитина выделяет следующие задачи профессиональной ориентации:

1) постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;

2) формирование положительного отношения к труду как ценности в жизни;

3) развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;

4) оказание морально-эмоциональной поддержки учащихся (формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему);

5) формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;

6) диагностика ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;

7) разработка программы реализации профессионального выбора учащегося [34].

По мнению И.А. Сазонова основными методами профессиональной ориентации являются:

- общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, обобщение, наблюдение, сравнение, измерение, методы мозгового штурма, погружения и др.

- диагностические методы: наблюдение, педагогический мониторинг, анализ документов и продуктов деятельности учащихся, анализ практических действий школьников, анкетирование, беседа-интервью, социометрический, статистический, тестовый, педагогический эксперимент и др.

- методы профессионального просвещения и формирования профессиональной направленности: рассказ, лекция, беседа, убеждение, метод поло­жительного трудового примера, экскурсия, диспут, метод критического творческого диалога, рефлексия и др.

- методы социально-профессиональной адаптации и профессионального воспитания: поручение, упражнение, трудовое задание, общественно полезный труд, производительный труд, метод профессиональных проб, тренинг, общественное мнение, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, ролевая деловая игра, воспитание на трудовых традициях и др. [44]

Формы профориентационной работы: профориентационный урок или его фрагменты, занятие школьного факультатива, кружка (предметного, по интересам и т.д.), классный час, профориентационная встреча, профориентационная экскурсия, вечер защиты профессий, соревнования и конкурсы по трудовому многоборью, лектории, проведение профессиональных проб, сюжетно-ролевые игры, трудовые объединения школьников, профориентационное краеведение, КВН, телепередачи «Умницы и Умники», шефская работа [44].

Современная теория профориентации подразумевает, что она строится на определенных принципах, которые в свою очередь делятся на две категории [44]:

1. Общепедагогические принципы:

- принцип диалектической связи и взаимообусловленности в профориентации: обучение, воспитание и развитие в их единстве должны способствовать решению одной из общих задач – профессиональному самоопределению школьников;

- принцип связи профориентации с жизнью, трудом, практикой строительства нового общества: оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органическом единстве с практикой, потребностями общества в квалифицированных кадрах, спроса, предложений и конкурентоспособности на рынке труда;

- принцип политехнизма и технологического подхода к обучению и воспитанию: необходимость осуществления профессиональной ориентации во взаимосвязи с усвоением учащимися общенаучных принципов современного производства и овладением практическими умениями обращения с орудиями труда, формированием способностей ориентироваться в современной технике и технологии производства;

Информация о работе Роль социальной службы школы в работе по профессиональной ориентации старшеклассников