Роль социальной службы школы в работе по профессиональной ориентации старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить роль социальной службы школы и разработать модель работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать теоретическое обоснование профессиональной ориентации старшеклассников.
2. Определить основное содержание деятельности социально-психологической службы в школе
3. Выявить социально-педагогические условия эффективности профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
4. Разработать модель работы социального педагога по профориентации старшеклассников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы профессиональной ориентации старшеклассников 6
1.1. История становления профессиональной ориентации старшеклассников………………………………………… 6
1.2. Профессиональная ориентация школьников в современном образовательном учреждении……………. 9
1.3. Основное содержание деятельности социально-психологической службы в школе………………………. 14
Глава 2. Социально-педагогические условия эффективности профориентации старшеклассников………………………….21
2.1. Социально-педагогическая деятельность по профессиональной ориентации школьников на современном этапе………………………………………… 21
2.2. Модель профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками………………………….
25
Заключение……………………………………………………………………... 38
Список литературы………..…………………………………………………… 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Курсовая работа

 

Роль социальной службы школы в работе по профессиональной ориентации старшеклассников

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...

3

Глава 1.

Теоретические основы профессиональной ориентации старшеклассников

 

6

 

1.1.

История становления профессиональной ориентации старшеклассников…………………………………………

 

6

 

1.2.

Профессиональная ориентация школьников в современном образовательном учреждении…………….

 

9

 

1.3.

Основное содержание деятельности социально-психологической службы в школе……………………….

 

14

Глава 2.

Социально-педагогические условия эффективности профориентации старшеклассников………………………….

 

21

 

2.1.

Социально-педагогическая деятельность по профессиональной ориентации школьников на современном этапе…………………………………………

 

 

21

 

2.2.

Модель профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками………………………….

 

25

Заключение……………………………………………………………………...

38

Список литературы………..……………………………………………………

40


 

Введение

 

Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи, то есть, по своему назначению, система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными – К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др.

Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Ф. Парсонса, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.

Профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора.

Современный человек должен проявлять экономическую активность, ему необходимо уметь самореализоваться в иной сфере труда. Но, к сожалению, профессиональная ориентация старшеклассников и содействие им в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков.

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию.

Проведенное нами исследование показало, что в настоящий момент учеными выделяются следующие противоречия:

1) между потребностью общества в наличии эффективной системы учебной профессиональной ориентации в общеобразовательной школе и недостаточной теоретической и методологической разработанностью данной проблемы в педагогической науке;

2) между потребностью учеников в личностном и профессиональном самоопределении и реальными условиями профессиональной ориентации, имеющимися в образовательных учреждениях, недостаточными для обеспечения данного процесса.

Актуальность темы состоит в том, что на сегодняшний день в образовательных учреждениях профессиональной ориентации уделяется очень мало внимания. Нет прочной нормативно-правовой базы профориентации: ни в Законе об образовании, ни в должностных инструкциях социального педагога нет четких положений об организации профессиональной ориентации в образовательных учреждениях. Часто профориентация ограничивается проведением 3-4 тестов и оформлением небольших стендов. Неправильный выбор профессии в свою очередь наносят вред здоровью и психологическому состоянию молодых людей, а также обществу и государству в целом. Ведь если содержание профессии не отвечает возможностям человека, то и его производительность труда будет значительно ниже.

Таким образом, проблемой данного исследования является проблема методического обеспечения работы социального педагога по профориентации старшеклассников в условиях современных потребностей рынка труда, деятельности образовательных учреждений, способностей, наклонностей и интересов молодежи.

Объект исследования – социальная служба школы.

Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность по профессиональной ориентации старшеклассников в образовательном учреждении.

Цель исследования – определить роль социальной службы школы и разработать модель работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать теоретическое обоснование профессиональной ориентации старшеклассников.

2. Определить основное содержание деятельности социально-психологической службы в школе

3. Выявить социально-педагогические условия эффективности профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.

4. Разработать модель работы социального педагога по профориентации старшеклассников.

В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение, конкретизация, моделирование, абстрагирование.

Основным результатом исследования явилась разработка модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников. Модель включает в себя четыре составляющих: профессиональную диагностику, профессиональное просвещение (профессиональная информация и профессиональная агитация), коррекционно-развивающие занятия и профессиональную консультацию. Первые три части проводятся в группе, консультация проводится индивидуально. Модель реализуется через следующие методы: тестирование, лекция, групповая и индивидуальная беседа, диспут, игра. Согласно данной модели функции социального педагога как профориентатора следующие: диагностическая, просветительская, коррекционно-развивающая и консультативная.

Практическая значимость данной модели заключается в том, что при ее реализации ожидается повышение уровня профориентированности старшеклассников, появление у них желания подойти к вопросу о своем профессиональном будущем с большим вниманием.

 

 

Глава I. Теоретические основы профессиональной ориентации старшеклассников

 

1.1. История становления профессиональной ориентации старшеклассников

 

Элементы профессионального отбора молодежи в России наглядно проявились впервые в XVII веке, когда возникли навигацкие школы. В них для обучения отбирали крепких здоровьем молодых людей. Затем постепенно элементы отбора стали распространяться на трудовую деятельность людей.

В конце 70-х – начале 80-х годов XIX века в России завершается переворот в промышленности. Значительно расширяется капиталистический рынок и создается капиталистическая кредитная система. Быстро растут производительные силы, особенно промышленный пролетариат. Это вызвало необходимость в целенаправленной и организованной профессиональной подготовке подрастающего поколения. Настоятельные требования жизни положили начало трудовому обучению учащихся.

Вопрос о выборе профессии молодежью впервые был поднят в 90-е года XIX века. В 1897 году русский либерально-буржуазный историк нового вре­мени профессор Петербургского университета Н.И. Кареев опубликовал книгу «Выбор факультета и прохождение университетского курса», которая предназначалась для гимназистов старших классов, затруднявшихся в выборе факультета для дальнейшего своего образования. Однако ее оказалось недостаточно. Молодежь ждала помощи в выборе будущей профессии.

В 1908 г. профессор Гарвардского университета Ф. Барсонс основал в Бостоне (США) «Бюро ориентации» для оказания помощи подросткам в определении их жизненного пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профессионального движения. В это же время в России некоторыми вопросами профессиональной ориентации учащихся стали заниматься отдельные энтузиасты-педагоги. Они не только пропагандировали идеи профориентации и зарубежного опыта в этой области, но и исследовали профессиональные интересы и склонности молодых людей, профессиональные идеалы учащихся и мотивы их выбора.

Развивалась также и практика профессиональной ориентации. Появляются статьи по вопросам подготовки учащихся к выбору профессии. Среди таких статей – статья М.А. Рыбниковой «Тема для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы». Статья освещает опыт работы в 7-8 классах женской гимназии по проведению бесед о выборе профессии во внеурочное время. Беседы, по свидетельству автора статьи, заставляли гимназисток задуматься над вопросом «кем быть?» и знакомили их с рядом профессий и требованиями, которые они предъявляют человеку.

Следует также отметить работы Н.К. Крупской. В своих статьях она изложила пути ознакомления школьников с трудом и производством в профориентационных целях. А в книге «Народное образование и демократия» (1915 г.) она положительно оценивала тот факт, что в американской школе есть «особые» советчики по выбору профессии, «которые наблюдают детей в школе, узнают их склонности, определяют, к какой профессии наиболее пригоден выходящий из школы подросток, и дают ему соответствующие указания» [44].

Таким образом, становится видно, что в дореволюционной школе вопросами профессиональной ориентации официально никто не занимался. Этой работой интересовались лишь отдельные прогрессивные педагоги, которые проводили исследования по ряду актуальных вопросов и предпринимали практические шаги к их реализации.

Накануне Октябрьской социалистической революции в печати начали выходить работы, в которых рассматривались профессиональные интересы учащихся, их идеалы и мотивы выбора профессии. Так, Педагогический музей учительского дома в Москве наметил на 1917 год выпуск популярной литературы для учащихся, в которой планировалось осветить более 100 профессий. Однако намеченный план музеем не был выполнен.

После Октябрьской революции в организацию образования в нашей стране были внесены коренные изменения. 30 сентября 1918 года ВЦИК, при­няв декрет о школе, утвердил разработанное Государственной комиссией по просвещению «Положение о единой трудовой школе РСФСР», согласно которому в школе вводилась политехнизация, предусматривалась связь обучения с жизнью, с производительным трудом. Таким образом, были заложены основы для осуществления профессиональной ориентации с учащейся молодежью.

По мнению П.П. Блонского, трудовая политехническая школа должна учить учащихся ориентироваться в современной технике, а также вооружать их полезными умениями и навыками. Он рассматривал такую школу как основу ознакомления учащихся с научными основами производства и ориентировании в многообразии существующих профессий.

В воспитательном учреждении «Бодрая жизнь», организованном С.Т. Шацким, для сознательного выбора учащимися профессии много внимания уделялось творческому комплексу разнообразных видов общественно полезной деятельности воспитанников.

Таким образом, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, а также А.В. Луначарский, А.С. Макаренко утверждают о необходимости трудового политехнического характера школы. Политехнизм, по их мнению, – это не только изучение материально-технической базы производства и его экономики, но и средство всестороннего развития школьника и подготовки его к выбору будущей профессии. В последующее время эта идея реализовалась как одна из закономерностей профессиональной ориентации школьников.

Большой вклад в развитие профориентации ввел Ф.Р. Дунаевский. В своей работе он подробно раскрывает динамичность структуры личности человека и в связи с этим заключает, что и проблема профессиональной ориентации должна быть понимаема, как проблема динамическая, как проблема пробуждения, выявления, развития и возбуждения заложенных в человеке потенций.

Информация о работе Роль социальной службы школы в работе по профессиональной ориентации старшеклассников