Роль социальной службы школы в работе по профессиональной ориентации старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить роль социальной службы школы и разработать модель работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать теоретическое обоснование профессиональной ориентации старшеклассников.
2. Определить основное содержание деятельности социально-психологической службы в школе
3. Выявить социально-педагогические условия эффективности профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
4. Разработать модель работы социального педагога по профориентации старшеклассников.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы профессиональной ориентации старшеклассников 6
1.1. История становления профессиональной ориентации старшеклассников………………………………………… 6
1.2. Профессиональная ориентация школьников в современном образовательном учреждении……………. 9
1.3. Основное содержание деятельности социально-психологической службы в школе………………………. 14
Глава 2. Социально-педагогические условия эффективности профориентации старшеклассников………………………….21
2.1. Социально-педагогическая деятельность по профессиональной ориентации школьников на современном этапе………………………………………… 21
2.2. Модель профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками………………………….
25
Заключение……………………………………………………………………... 38
Список литературы………..…………………………………………………… 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

2. Профессиональное просвещение. Данный этап включает в себя следующие составляющие:

- профессиональная информация – учащимся предлагается информация о различных профессиях, требованиях, которые они предъявляют к человеку; информация о состоянии рынка труда и потребности в кадрах; информация о средне-специальных и высших учебных заведениях, обучающих специалистов той или иной области профессиональной деятельности – какие есть, какой уровень образования необходимо иметь и какие экзамены необходимо сдавать для поступления в то или иное учреждение. Материалы для занятий собирались автором на выставках образования, в сети Internet, журналах «Куда пойти учиться», а также использовались материалы «Энциклопедии профессий Кирилла и Мефодия». Кроме того на данном этапе проводятся встречи с представителями различных профессий (педагог, психолог, сотрудник милиции, директор образовательного учреждения, программист, медицинский работник и т.д.)

- профессиональная агитация – проводится в форме групповых бесед, диспутов, различных профориентационных игр:

  1. игра «Пришельцы», цель которой – помочь подростку в осознании труда как человеческой и общественной ценности;
  2. игра «Остров», цель которой – знакомство с потребностями народного хозяйства в кадрах, с проблемой непрестижных профессий и осознание учащимися своей гражданской зрелости;
  3. игра «Три судьбы», цель которой – помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей: труженика, лентяя, бездарности;

- активизирующий опросник «Сейчас и потом», цель которого – активизация профессионального самоопределения старшеклассников.

3. Тренинговые занятия. Целью данного этапа является более четкое определение предпочтительной профессии, расширение знаний учащихся о профессиях, информационная и психологическая подготовка их к вступительным экзаменам и прохождению собеседования при приеме на работу, осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям, обучение учащихся аргументированному отстаиванию своего профессионального выбора перед родителями (товарищами, учителями т.д.), активизация планирования профессиональной и жизненной перспективы. Для реализации этой цели используется игровой метод. Проводятся такие методики, как:

- активизирующий опросник «Перекресток», цель которого – определения наиболее предпочтительных для учащихся предметов (сфер) труда и средств труда, а также определение наиболее привлекательного для учащихся уровня профессионального образования и уровня самостоятельности в труде;

- игра «Профессия на букву», цель которой – расширение у участников знаний о мире профессионального труда и актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;

- игра «Цепочка профессий», цель которой – развитие у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности;

- игра «День из жизни…», цель которой – повысить уровень осознания учащимися типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста;

- игра «Ловушки-капканчики», цель которой – осознание учащимися возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным достижениям;

- игра «Профконсультация», цель которой – планирование учащимися профессиональной и жизненной перспективы с помощью сверстников;

- игра «Защита профессии перед родителями», цель которой – научить учащихся аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (друзьями, учителями и т.д.);

- игра «Приемная комиссия» (или «Отдел кадров»), цель которой – знакомство с требованиями при приеме в учебные заведения или на работу, подготовка к прохождению собеседования.

- игра «Самая-самая», цель которой – повышение у учащихся знаний о мире профессионального труда;

- бланковая игра «Торг», цель – смоделировать некоторые действия, связанные с достижением различных жизненных благ и ценностей;

- бланковая игра «Я – компаньон», целью которой является ознакомление старшеклассников с особенностями коммерческой деятельности, с взаимоотношениями между компаньонами;

- активизирующий опросник «Будь готов!», цель – повысить у учащихся уровень осознания своей готовности к различным видам профессио­нального труда;

- активизирующий опросник «Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)», цель – дать учащемуся возможность в полушутливой форме соотнести свои качества со значимыми для жизни ценностями, со своими представлениями о порядочности;

- активизирующий опросник «Престижная профессия», цель которого – помочь старшекласснику прогнозировать престижность наиболее типичных видов профессионального труда;

- активизирующий опросник «Сейчас и потом», цель которого – активизация профессионального самоопределения старшеклассников;

- игровое упражнение «Подарок», цель которого – осознание учащимися специфических моментов и особенностей некоторых профессий;

- игра «Эпитафия», цель которой – повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы;

- карточная бланковая игра «Комплимент», цель которой – формирование у учащихся умения соотносить различные качества человека с теми или иными требованиями профессий.

4. Профессиональные консультации. Консультации проводятся индивидуально. Содержание консультаций зависит от индивидуальных потреб­ностей клиента. В ходе консультирования учащимся оказывается помощь в выборе профессии, образовательного учреждения, предоставляется информация о показаниях и противопоказаниях к работе по той или иной профессии и способах и методах диагностики этих показаний. Также предоставляется информация о способах развития умений и навыков, необходимых для работы по выбранной специальности. Особое внимание уделяется вопросу причины выбора профессии.

В ходе консультации используются все вышеперечисленные методы. Прежде всего, проводится беседа с учащимся по интересующим его вопросам, учащемуся предоставляется вся необходимая информация. При необходимости проводится повторное тестирование. При консультировании используется и игровой метод. Учащемуся предлагаются такие игры как:

- карточная игра «Человек-судьба-черт», цель которой – моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося;

- игра «Профессьянс «Формула-5», цель которой – оперативный поиск (или уточнение) наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также знакомство с основными группами характеристик профессионального труда;

- методика «Профконсультационные перечни». Цель данной методики: технологизировать процесс индивидуальной профконсультации, используя для этого специальную систему подсказок для консультанта и клиента в виде «перечней» совместно обсуждаемых и выбираемых объектов (различных характеристик профессии, факторов выбора и т.п.). В основе этой методики лежит развернутая схема построения личной профессиональной перспективы.

С контрольной группой занятия не проводятся.

На контрольном этапе проводится повторное анкетирование обеих групп. Полученные результаты обрабатываются, представляются в виде графиков и далее сравниваются результаты двух групп. При наличии улучшений ситуации профориентированности школьников экспериментальной группы по сравнению с результатами школьников контрольной группы, можно судить об эффективности предложенной модели работы социального педагога по профориентации старшеклассников.

Таким образом, автором была предложена модель работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников, которая включает в себя четыре составляющих: профессиональную диагностику, профессиональное просвещение (профессиональная информация и профессиональная агитация), коррекционно-развивающие занятия и профессиональную консультацию. Первые три части проводятся в группе, консультация проводится индивидуально. Модель реализуется через следующие методы: тестирование, лекция, групповая и индивидуальная беседа, диспут, игра. Согласно предложенной модели, функциями социального педагога как профориентатора являются: диагностическая, просветительская, коррекционно-развивающая и консультативная. Критериями оценки эффективности деятельности социального педагога по профориентированию старшеклассников являются: наличие или отсутствие выбора профессии, уровень знаний о профессии, причина выбора профессии. Определены также количественные и качественные показатели оценки.

 

Заключение

 

В данной работе представлено исследование социальной службы школы в работе по профессиональной ориентации старшеклассников.

Теоретический анализ литературных источников показал что, профессиональная ориентация – это система воздействия на выпускников с целью их подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающих научно обоснованный выбор профессии.

Профориентационная работа в школе является задачей всего педагогического коллектива в целом, включая администрацию школы. Социальная служба школы берет на себя функцию организатора, координатора деятельности.

Социальная служба школы означает систему социально-педагогической деятельности, направленной на создание условий для учащихся с целью самостоятельного преодоления ими личностных проблем и трудностей, в т.ч. создание ситуации успеха, для личностного профессионального самоопределения.

Проведенное исследование позволило установить, что профессиональная ориентация молодежи и содействие в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков, становящихся самоцелью. Остро стоит проблема профориентационной работы в образовательных учреждениях: отсутствует прочная нормативно-правовая база такой работы; профессиональная ориентация если и проводится, то фрагментарно и эпизодично, а профессиональная диагностика не дает четких, понятных результатов; закрываются кабинеты и уголки профориентации. В результате – ошибочный выбор профессии, разочарование в ней в процессе профессионального образования. Это приводит к понижению самооценки человека, в некоторых случаях угрожает его физическому и психическому здоровью, а также наносит огромный ущерб обществу и государству (затраты на бесплатное обучение в профессиональных учебных заведениях не окупаются, наблюдается текучесть кадров).

В настоящее время существуют некоторые теоретические и нормативно-правовые основы профориентации, предпринимаются некоторые практические шаги. Однако сегодня вопросы профориентации рассматриваются преимущественно со стороны психологической науки. Для работы социального педагога по профориентации старшеклассников пока нет прочной методической и нормативно-правовой основы.

В связи с таким положением вещей, нами была разработана модель работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Модель включает в себя четыре составляющих: профессиональную диагностику, профессиональное просвещение (профессиональная информация и профессиональная агитация), коррекционно-развивающие занятия и профессиональную консультацию. Первые три части проводятся в группе, консультация проводится индивидуально. Программа реализуется через следующие методы: тестирование, лекция, групповая и индивидуальная беседа, диспут, игра. Таким образом, функции социального педагога как профориентатора: диагностическая, просветительская, коррекционно-развивающая и консультативная.

Для оценки эффективности модели были выделены такие группы критериев как: выбор профессии, уровень знаний о профессии, причина выбора профессии. Определены также количественные (соотношение количества учащихся по каждому из критериев; количество проконсультировавшихся старшеклассников за год; удельный вес тех или иных форм работы количество клиентов, последовавших рекомендациям социального педагога) и качественные (появление новых ценностных ориентаций и смыслов в выборе профессии формирование внутренней готовности самостоятельно совершать выборы; готовность работать совместно с социальным педагогом в процессе профессионального) показатели оценки.

 

Список литературы

 

  1. Авдеева Н.Н.. Проблемы психодиагностики детей / Н.Н. Авдеева // http://www.courier.com.ru
  2. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении /О.А. Белянина // Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - с.73-76.
  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
  4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова – М.: Знание, 1991.– 80 с.– (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психологи»; № 11).
  5. Бурцева И. Социально-психологическая служба в структуре управления муниципальной системой образования / Ирина Бурцева // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 136-142.
  6. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – 3-е изд., стер. – М.; Воронеж: Изд-во Москов. психолого-социального института: МОДЭК, 2004. – 463 с.
  7. Винокурова Г.А., Яшкова А.Н. Технологии психологического сопровождения профильного обучения / Г.А. Винокурова, А.Н. Яшкова // Молодежь и общество. – 2006. – №3. – С. 78-123.
  8. Думенко Г.А. Профессиональное самоопределение как психолого-педагогическая проблема / Г.А. Думенко // http://science.ncstu.ru
  9. Зеер Э.Ф. Профориентология. М., 2004.
  10. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.
  11. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы / Э.Ф.  еер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с. – («Gaudeamus»).
  12. Зеленков С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи / С. Зеленков // Народное образование. – 2007. – №6. – С. 239-242.
  13. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. http://www.bigpi.biysk.ru/wwwsite/source/no/barnaul/material-barnaul/aktual-vopros/2-3/kniga-2/kniga-2.doc
  14. Карацуба Т. Профессиональные ориентации единственных детей в семье / Т. Карацуба // Прикладная психология. – 1998. – №5-6. – С. 60-67.
  15. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации / Е.А. Климов. – М.: Знание, 1983.– 96 с.– (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №2).
  16. Климов Е.А.. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996. – 512 с.
  17. Кондратьев П.В. Психолого-педагогическая поддержка процесса самоопределения учащихся в условиях предпрофильной подготовки // http://www.sch675.edusite.ru
  18. Концепция модернизации российского образования до 2010. – М., 2002.
  19. Концепция Модернизации РФ на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г № 1756 –р).
  20. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ министерства образования и науки России № 2783 от 18.07.2002г).
  21. Лернер П.С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся / П.С. Лернер // Народное образование. – 2007. – №5. – С. 86-92.
  22. Мотивация выбора профессии // http://click01.begun.ru
  23. Павличенко Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса / Е. Павличенко // Воспитание школьников. – 2006. – №1. – С. 33-36.
  24. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. М: ТЦ «Сфера», 2005
  25. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современ. слово», 2005. – 720 с.
  26. Профессиональная ориентация молодежи / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. – М.: Высшая школа, 1989.– 272 с.
  27. Профессиональная ориентация учащихся. Мн.: «Красико-Принт», 2004
  28. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
  29. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению / С. Чистякова, Н. Родичев // Народное образование. – 2006. – №9. – С. 152-156.
  30. Профессиональное самоопределение старшеклассников // http://www.mark5.ru
  31. Профориентационная работа в гимназии / И. Шамбарова, Т. Митина // Воспитание школьников. – 2004. – №4. – С. 33-37.
  32. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 2003 г.
  33. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С. Пряжников – М.: ВАКО, 2006. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  34. Пряжников Н.С. Профориентация в школе. М: «ВАКО», 2005
  35. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. М: «Первое сентября», 2004
  36. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие для вузов: Пер. с англ. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с. – (Мастера психологии).
  37. Психология профессий: Учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2006. – 330 с.
  38. Психология профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов / Е.М. Иванова. – М.: Per Se, 2006. – 382. – (Современное образование).
  39. Психолого-педагогическая поддержка личности учащегося в профессиональном самоопределении // http://www.mirrabot.ru
  40. Психолого-педагогическое сопровождение // http://nvschool13.narod.ru
  41. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения // http://www.mirrabot.ru
  42. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков.– М.: Наука, 1991.– 181 с.
  43. Рассказова Е., Цыганов С. Ориентация на профориентацию / Е. Рассказова, С. Цыганов // Здоровье детей. Первое сент. – 2007. – №2. – С. 34-36.
  44. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М: «Генезис», 2006
  45. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС – Пресс, 2003. – 333 с. – (Азбука психологии).
  46. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 672 с., ил. Т. 2 – М – Я – 1999.
  47. Симонян Р., Кобелева Л. Профессиональное самоопределение учеников малокомплектной школы / Р. Симонян, Л. Кобелева // Народное образование. – 2007. – №7. – С. 96-97.
  48. Словарь по профориентации и психологической поддержке // http://vocabulary.ru
  49. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.– Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 – 800 с.
  50. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 490, [6] с. – (Научный бестселлер).
  51. Соловцова Е. Профессиональная ориентация, деятельность и личностная одаренность /Е. Соловцова // Народное образование. – 2006. – №8. – С. 189-192.
  52. Социальный педагог: введение в должность / Л.С. Нагавкина, О.К. Крокинская, С.А. Косабуцкая // Сборник материалов. – СПб.: КАРО, 2002. – 272 с.
  53. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 4 / Под ред. проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996. – 752 с.
  54. Фуряева Т.В., Каблукова И.Г. Дети и подростки в трудной жизненной ситуации: педагогическая теория, практика сопровождения и интеграции: коллективная монография / Т.В. Фуряева, И.Г. Каблукова; Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева. – Красноярск, 2007. – 304 с.
  55. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. – 2005. – №1. – С. 19-23.
  56. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / М.: Педагогика, 1981. – 96 с.
  57. Швалева Н.М.. Психотехники развития и саморазвития личности: опыт создания и практического использования / Н.М. Швалева // http://pn.pglu.ru
  58. Шубочкина Е. Профильное обучение: как решаются проблемы профессиональной ориентации школьников // Народное образование. – 2007. – №1. – С. 152-154.

Информация о работе Роль социальной службы школы в работе по профессиональной ориентации старшеклассников