Роль темперамента в психическом развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время уже достаточно изучен вопрос о такой психологической характеристике личности, как темперамент. Тем не менее, темперамент сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Роль темперамента в психическом развитии личности
1.1 Анализ результатов изучения темперамента в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………..6
1.2. Психологическая характеристика темпераментов……………………….15
1.3.Теоретические модели темперамента ………………………………..........19
1.4.Роль темперамента в психическом развитии личности…………………..28
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курс темперамент.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Роль темперамента в психическом развитии личности

1.1 Анализ результатов изучения темперамента в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………..6

1.2. Психологическая характеристика темпераментов……………………….15

1.3.Теоретические модели  темперамента ………………………………..........19

1.4.Роль темперамента в психическом  развитии личности…………………..28

Заключение………………………………………………………………………32

Библиографический список…………………………………………………….35

Приложение……………………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

           В настоящее время уже достаточно изучен вопрос о такой психологической характеристике личности, как темперамент. Тем не менее, темперамент сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

           В самом общем смысле темперамент понимается либо как "природная основа", либо как "динамическая основа" характера. Темперамент врожден и не меняется в течение жизни. Тип темперамента определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д.

            Темперамент - это особенности не столько самого человека, сколько его нервных процессов (особенности его тела, в конечном счете). Мы говорим о темпераменте, когда говорим о возбудимости, уравновешенности, устойчивости.

         Темперамент - это по сути обстоятельства, в которых находится человек. Человеку, однако, дано в какой-то степени, выбирать режимы работы своей нервной системы, укреплять ее, расшатывать, уравновешивать. Под темперамент можно приспосабливаться, темперамент можно постепенно изменять.

Объект: темперамент

Предмет: роль темперамента в психическом развития  личности

Цель работы: выявление роли темперамента в психическом развитии личности.

Цель работы была достигнута при решении следующих задач:

–    проанализировать психологическую литературу по теме курсовой работы;

– разработать инструментарий эмпирического исследования по выявлению темперамента.

          На основании имеющейся информации первичных наблюдений мы выдвинули гипотезу, которая  будет проверяться в ходе работы.

  Гипотеза: вероятно, что темперамент оказывает влияние на психическое развитие личности.

      Теоретико–методологическая база исследования: при подготовке работы автор опирался на исследования Леонтьева А.Н., Петровского А.В., Ярошевского М.Г., Немова Р.С., Рубинштейна С.Л.,основой для описания основных типов темперамента, являлись труды И.П. Павлова, В.М. Русалова, Г. Айзенка и Я. Стреляу.  При описании характерологических особенностей темперамента послужили исследования  Н.Н. Обозова и А.В. Батаршева.и многих других[4,18,25,26,27,30].

В работе использовались следующие понятия:

          Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.          

        Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[2]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].

В работе использовались следующие методы: анализ документов.

Курсовая работа состоит из введения,  главы, заключения, библиографического списка и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Роль темперамента в психическом развитии личности

 

 

1.1 Анализ результатов изучения темперамента в отечественной и зарубежной литературе

 

           О природе темперамента высказывались различные точки зрения начиная с Гиппократа и Галена, которые выделили 4 типа темперамента (эти типы практически неизменно дошли и до наших дней и используются в исследованиях современных психологов); Э. Кречмер связывал природу темперамента с химическим составом крови[11], его теорию поддержали У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; Альбрехт Галлер ввел понятия возбудимости и чувствительности, а его ученик Г. Врисберг связал темперамент с особенностями нервной системы; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; К. Сиго связал различие темпераментальных особенностей с телосложением, а В. Вундт с силой и скоростью изменения эмоций. На основе этих исследований изучение темперамента продолжается и сегодня.

           Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Павлова И.П., Теплова Б.М., Мерлина В.С., Палей И.М., Ермолаевой-Томиной Л.Б и многих других[13,14,32,33,34].

        Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение частей». Как уже указывалось выше, в Древней Греции предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно только четыре: кровь (отсюда — сангвиник), желчь (холерик), черная желчь (меланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в психике и поведении человека. В настоящее время эти представления имеют чисто исторический интерес.

          Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий.

           Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т. д.

Однако, исходя из представлений  о целостности и единстве организма, они

гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и

свойствами психики. Отсюда исторически сложилось понимание темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческого организма[19].

          В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй — с изменением понимания самих психологических составляющих темперамента.

             Исследованиями темперамента занимались и занимаются как отечественные, так и зарубежные психологические школы. Учение Гиппократа - Галена разделялось многими исследователями. Для большинства из них характерно магическое пристрастие к числу четыре, к которому сводится множество темпераментов, что в античных концепциях обосновывалось учением Эмпедокла о четырех стихиях.

        О влиянии, которое оказало учение древних врачей и философов на дальнейшее исследование темпераментов, можно судить хотя бы по тому, что до середины XVIII в. почти все исследователи видели анатомо- физиологические основы темперамента в строении и функции кровеносной системы. Такое представление сохранилось и в эпоху научной психологии. Так, известный исследователь темпераментов немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что установленные им четыре основные свойства темперамента - чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности и психомоторика - обусловлены химическим составом крови. Известна также химическая теория темперамента 30х годов нашего века, принадлежащая У. Мак-Дауголлу, непосредственно примыкающая к древней гуморальной концепции. Японский психолог Т. Фурукова в тот же период высказывал мнение, что основным методом диагностики темперамента является определение химического состава крови[23].

          Параллельно с эндокринными концепциями начиная с середины XVIII в. развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы. Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь.

          Эту идею воспринял ученик А. Галлера, Г. Врисберг, который связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. Так, он считал, что в основе холерическо-сангвинистического темперамента лежит крупный мозг, “сильные и толстые нервы” и высокая возбудимость органов чувств. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIXвв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И.П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.

           Под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении тела, и психиатров, подчеркивающих индивидуальные различия в предрасположенности к психическим заболеваниям, на рубеже XIX и XX вв. сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента. Эта концепция, распространенная прежде всего среди итальянских, французских и немецких исследователей (А. Ди Джиованни, Л.Л. Ростан, Г.Г. Карус), наиболее полное выражение получила у французского врача Клода Сиго. В 20-х годах нашего века он создал типологию, в основе которой лежало представление о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей.  Для большинства западных психологов характерна эмпирическая направленность исследований темперамента, что нашло свое яркое выражение в так называемом «факторном» подходе к изучению структуры темперамента.

             Одна из первых попыток изучения структуры темперамента принадлежит английскому психологу С. Берту. В своем исследовании он использовал только эмоциональные характеристики темперамента, а именно 11 эмоций: гнев, страх, нежность, любопытство, чувство безопасности, дружелюбие, удовольствие, ощущение неприятности, половое влечение, отвращение и покорность. На основе факторного анализа он выделил три фактора темперамента:

- общую эмоциональность,

- стенические эмоции-астенические  эмоции,

- положительные эмоции—отрицательные эмоции.

          Взгляды Берта на структуру темперамента не получили широкого распространения. Это объясняется, видимо, тем, что в его классификации свойств темперамента, с одной стороны, отсутствуют характеристики активности, а с другой — не предложено диагностических методов, с помощью которых можно было бы измерять выделенные факторы.

Следующие попытки исследования структуры  темперамента принадлежат Дж.Гилфорду. Он предложил так называемую 13-факторную структуру темперамента. Однако в дальнейшем было показано, что выделенные Гилфордом факторы не являются независимыми друг от друга, а образуют некоторые кластеры.

         Его последовательница К.Лоуэлл, проведя факторный анализ второго

порядка, выделила основные четыре независимых  параметра темперамента:

1)      вспыльчивость-сдержанность;

2)      реализм;

3)      эмоциональность;

4)      социальную адаптируемость.

           Гораздо больший успех выпал на долю факторной концепции темперамента Айзенков. Отличительной характеристикой теории Г. и М. Айзенков является ее опора на огромный, более чем на тридцатилетний экспериментальный материал, подтвердивший существование таких фундаментальных черт темперамента (личности — по терминологии Айзенков), как экстра­версия—интроверсия, нейротицизм (эмо­циональная устойчивость—эмоциональная неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенков, именно эти три фундаментальных измерения темперамента являются универсальными, присущими всем представителям Homo sapiens и могут быть положены в основу типологии темперамента[26].

          Решающий сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошел в начале 30-х гг. нашего века благодаря работам И.П. Павлова. Он впервые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы. Павлов пытался показать, что физиологическую основу темперамента составляют не жидкостные компоненты внутренней среды организма, а свойства нервной системы, тип высшей нервной деятельности.

           Как доказал И.П.Павлов, динамика протекания психической деятельности и индивидуальные особенности поведения всецело зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения — является основой этих различий в нервной деятельности. И. П. Павлов различал силу процесса возбуждения и силу процесса торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила процесса возбуждения, в которой он видел наиболее важную характеристику нервной системы, отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется, прежде всего, в функциональной выносливости, то есть в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя в состояние охранительного торможения. Мерой силы процесса возбуждения является способ реагирования на сильные, продолжительные или часто повторяющиеся раздражители.

Информация о работе Роль темперамента в психическом развитии личности