Роль темперамента в психическом развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время уже достаточно изучен вопрос о такой психологической характеристике личности, как темперамент. Тем не менее, темперамент сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Роль темперамента в психическом развитии личности
1.1 Анализ результатов изучения темперамента в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………..6
1.2. Психологическая характеристика темпераментов……………………….15
1.3.Теоретические модели темперамента ………………………………..........19
1.4.Роль темперамента в психическом развитии личности…………………..28
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курс темперамент.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

        Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[2]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются    иногда как синонимы[2].

           Физиологические исследования общих типов нервной системы и отдельных типологических свойств должно быть сопоставлено с психологическим исследованием психических свойств темперамента и свойств личности.

1. Под свойствами темперамента  мы понимаем индивидуальные психологические особенности, определяющие динамику психической деятельности. Поэтому показателем психических свойств темперамента не может быть какой-либо статистический момент деятельности, например конечный результат или изолированное внешнее проявление. Основными показателями свойств темперамента могут быть лишь такие существенные признаки, которые характеризуют процесс деятельности в целом, например ускорение или замедление процесса, усиление или ослабление, плавное или скачкообразное его течение и т.п. Конечно, существенными показателями динамики деятельности могут быть также и её результаты. Например, количество ошибок при сдерживании запретного действия характеризует усиление или ослабление волевого торможения. Однако результаты деятельности становятся надежными показателями динамики деятельности только тогда, когда мы сопоставляем их на различных этапах процесса и прослеживаем, как они сложились[30].

2. Свойства темперамента  определяют наиболее общие свойства  динамики деятельности в целом.  Поэтому динамика какого-либо отдельного частного процесса деятельности недостаточна для того, чтобы судить о свойствах темперамента. Например, способность по инструкции усилить торможение запретных движений может характеризовать лишь специфическое свойство сдерживать движения, а не сдерживание как свойство темперамента, надо сопоставлять динамику различных, психологически разнородных деятельностей.

3. Индивидуальные особенности  динамики деятельности проявляются  не только в том, что при  одинаковых объективных условиях мы наблюдаем у разных людей различную динамику деятельности. Они проявляются также и в том, что одни и те же динамические свойства деятельности мы наблюдаем у разных людей, при разных объективных условиях.

4. Свойства темперамента - это индивидуальные особенности в регуляции деятельности. Однако динамика деятельности изменяется в зависимости не только от регулирующих процессов, но и от целого ряда других психологических условий. Среди этих условий надо выделить прежде всего содержание познавательной деятельности. Динамика деятельности в большей степени зависит от того, как испытуемый осознает объективные условия и требования деятельности.

5. Свойства темперамента  онтогенетически первичны по  сравнению со всеми другими  индивидуальными психическими особенностями. В лабораторном эксперименте прямых и непосредственных показателей по этому признаку мы не в состоянии получить, а может пользоваться лишь косвенными показателями. Один из таких объективных показателей - своеобразие деятельности, совершаемой в микроинтервалах времени.

6. Основная проблема  теории темперамента - взаимная связь  свойств темперамента и отношений  личности. Для того чтобы разрешить  этот вопрос, свойства темперамента  и общий тип высшей нервной  деятельности необходимо систематически  сопоставлять с отношениями личности.      Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

            От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

          Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

            Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях[23].

              Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

            Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

           Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания[31].

 

 

Заключение

 

          Темперамент - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

         Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1. Общая активность  психической деятельности и поведения  человека выражается в различной  степени стремления активно действовать,  осваивать и преобразовывать  окружающую действительность, проявлять  себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая  энергия, активность, страстность и  стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние  активности двигательного и речедвигательного  аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных  движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность  выражается в эмоциональной впечатлительности  (восприимчивость и чуткость к  эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

         Темперамент является динамической характеристикой психической активности и связан с такими характеристиками, как темп, быстрота, интенсивность, сила и др.

      Темперамент  основан на особенностях физиологии  человека и в этом смысле он относится к числу врожденных характеристик человека. В настоящее время не существует единого мнения о физиологической основе темперамента.

      В результате  наблюдением за динамическими  проявлениями людей сформировались  описания четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов более адекватен той или иной ситуации, так что нельзя их оценивать с точки зрения «плохой – хороший».

      Темперамент  тесно связан с другими личностными  проявлениями человека (характером, способностями и т.д.), выступая, как их динамическая основа.

      На основе  анализа основных результатов,  полученных в различных школах, можно сделать вывод о том,  что в большинстве случаев  в состав темпераментальных свойств  исследователи включают динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения.

      Общепризнанным  является представление о наследственной  обусловленности темперамента, его  относительной устойчивости, о единстве, целостности проявлений в темпераменте  биологических и психологических качеств человека.

        Свойства темперамента - это в первую очередь врожденные, индивидуальные, собственные свойства личности. От типа темперамента в значительной степени зависит характер протекания психических реакций.

         Понимание особенностей собственного темперамента позволяет корректировать свое поведение, стиль общения с учетом конкретных целей зависящих от общения. Очевидно, что человек не рождается как сложившаяся личность. Становление происходит постепенно, под воздействием множества факторов. Значительно раньше, чем сформируется личность, у человека можно наблюдать индивидуальные особенности темперамента, черт характера и мобильности психики в целом. Такие особенности достаточно консервативны, устойчивы и отчетливо наблюдаемы. Они и образуют характерную уникальность психологического базиса, на котором в последствии надстраиваются личностные свойства.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1.  Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.:, 2002.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
  3. Бодалев А. А. Психология личности. М.: Питер, 1974
  4. Батаршев.А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента- к характеру и типологии личности.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000.-256с
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
  6. Ересь Е. П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.
  7. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи  М., 1988.  
  8. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.
  9. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.
  10. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  11. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
  12. Крутецкий В.А. Психология. М.,1986.
  13. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964.
  14. Мерлен В.С. «Психология индивидуальности». Изб. руды – М.:  Воронеж.     Изд-во  «Ин-т  практической   психологии.  НПО  «МОДЭК»   Психология    отечества.  1996г. 448с.
  15. Моргунов Е.Б. «Личность и организация».- М.; Тривола, 1996.-112с.
  16. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. //
  17. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.
  18. . Немов Р.С. Психология: в 3-х кн.Кн.1: Общие основы психологии. –М .: Владос, 2004.
  19. Общая психология: курс лекций/ составитель Е.И.Рогов.- М: Владос, 2000г.448с.
  20. Петровский АВ. , Ярошевский М.Г. Психология.- М. «Академия»,- 2002.
  21. Практическая  психодиагностика.   Методики  и   тесты.   Под   ред. Райгородской Д.Я. Уч. пособие – Самара. Изд.дом «БАХРАХ» 1998г. 672с.
  22. Психология личности в трудах отечественных психологов.  Составитель: Куликов Л.В. СПб:, Изд-во Питер 2000г. 480с.
  23. Проблемы темперамента: уч. пособие / О.К. Агавелян, В.С. Агавелян, Р.О. Агавелян; Челяб.гос.ун-т. Челябинск, 1999.155с.
  24. Практическая психология: Учебник/ под ред. М.К. Тутушкиной.- СПб.: Дидактика Плюс,1998.270с.
  25. Рубинштейн С.Л. «Основы общей  психологии»,  СПб:, Питер 2005.  (Серия «Мастера психологии»)  688с
  26. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических

Информация о работе Роль темперамента в психическом развитии личности