Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 15:24, курсовая работа
Уроки домашнего чтения играют большое значение в овладении иностранным языком как средством общения, способствую лучшему усвоению языкового и речевого материала учащихся, расширяют их знания в области изучаемого языка, формируют самостоятельность мышления, развивают логику, интеллект, познавательные интересы. Также важным компонентом является правильная организация уроков домашнего чтения, так как у учащихся формируется художественный вкус; они учатся анализировать и обобщать, аргументировать и контраргументировать. Кроме того, в основе этого вида чтения лежат базовые умения, которыми должны овладеть учащиеся:
понимание основного содержания;
извлечение полной информации из текста;
понимание необходимой значимой информации.
Введение………………………………………………………….стр. 2
Роль уроков домашнего чтения в процессе обучения
иностранному языку…………………………………………….стр. 4
Цели, содержание уроков домашнего чтения…………………стр. 7
Организация уроков домашнего чтения………………………стр. 16
3. Заключение…………………………………………………..….стр. 21
4. Список используемой литературы………………………………стр. 23
Содержательная сторона уроков домашнего чтения раскрывается через: психологические особенности чтения как вида речевой деятельности, через лингвистическую сторону содержания уроков чтения, а так же методическую сторону.
Лингвистический компонент содержания обучения чтению
Рассмотрим лингвистический компонент содержания обучения чтению, то есть все, что касается отбора текстов для домашнего чтения. В текстах для чтения должно проявится единство содержательного и процессуального планов.
Тексты для чтения должны служить для развития техники чтения и являться источником значимой для детей интеллектуальной и (или) эмоциональной информации. Однако и таким текстам можно придавать более мотивированный характер при помощи заданий, которые потребуют от учащегося личностной заинтересованности в понимании текста. Существует ряд требований к содержанию и языку текстов, которые применимы к текстам для обучения домашнему чтению. Первым и главным требованием является – воспитательная ценность текстов, их нравственный потенциал: в какой степени тексты способствуют воспитанию детей в широком смысле этого слова и формированию морально – этических норм поведения (пример: «At the table», «Do you love nature?»). Третьим требованием является соответствие содержания текста возрасту учащихся. Тексты должны быть по возможности аутентичны и доступны. Четвертое требование связано с языком текста, то есть тексты могут содержать незнакомые слова не более 2 %, о значениях которых можно догадаться или которые даны в постраничных сносках.
Психологический компонент содержания обучения чтению
Переходим к рассмотрению психологического компонента содержания обучения чтению. Необходимо выявить те навыки и умения, которые составляют суть самого чтения. Овладение чтением начинается с восприятия печатного слова, его озвучения и понимания, то есть с овладения графемно-фонемными соответствиями в английском языке. Этому же служит чтение словосочетаний, предложений и текста, которые предполагают и обучение интонационному чтению. Следует отметить, что при отсутствии предваряющего просмотра текста (чтение про себя) практически невозможно его правильное интонационное оформление: расстановка словесных ударений в словосочетаниях, интонационное членение предложений и выразительное чтение текста. Если громкому чтению не предшествует хотя бы беглый просмотр читаемого, то есть установление графемно-фонемных соответствий и понимание структурно-информационных связей, то не наступает понимания при чтении вслух, такое чтение носит пословный характер, когда каждое слово читается как отдельно взятая единица, что ведет к потере смысла.
Роль чтения вслух чрезвычайно велика. Оно позволяет обучаемому и обучающему видеть и контролировать процесс становления чтения на изучаемом языке. Учитель и ученик видят, где и в чем нужна коррекция.
Из сказанного видно, что формирование навыков чтения слов, словосочетаний, предложений и тестов осуществляется за счет овладения правилами чтения и запечатления графических образов слов, структурно-информационными связями, обеспечивающими учащимся видение, схватывание структуры читаемого и через нее понимание информации.
Поскольку речь идет о навыках чтения, то они могут быть сформированы на основе многократных встреч учащихся с читаемым материалом, на основе их самостоятельно чтения, памятуя слова известного английского методиста Майкла Уэста «Learn to read by reading».
Теперь рассмотрим умения, формирующие чтение как деятельность по извлечению содержательно-смысловой информации из текста. Это предполагает не только содержание того, что выражено эксплицитно, то есть самими языковыми средствами, но и имплицитно выраженной информации, лежащей за пределами языковых построений, или,
как говорят, подтекста, иными словами, смысла. Такое чтение предполагает овладение следующими умениями:
- умением антиципировать, то есть
предвосхищать содержание
- умением вычленять главное при чтении, находить topical sentences, key-words, sentences; это такое задание, как Read and Find…;
- умением сокращать, сжимать текст
за счет устранения избыточной,
второстепенной информации. Этому
могут служить такие задания,
как «Передайте содержание
- умением интерпретировать
Все эти умения должны формироваться на средней и старшей ступени обучения, где учащиеся читают тексты разных функциональных стилей, как правило, содержащие новую для них и эмоциональную информацию. Однако на начальном этапе закладываются основы этих умений, и если сам текст позволяет формировать эти умения, то это следует делать. Все выше перечисленные умения формируются в ходе выполнения семантико-коммуникативных заданий.
Психологический компонент содержания обучения чтению предполагает формирование навыков и умений, которые составляют суть чтения. И это чрезвычайно важно, поскольку без сформированности техники чтения, которая объединяет в себе и чтение вслух и чтение про себя, нельзя успешно формировать чтение иноязычного текста как вид коммуникативной деятельности.
Методологический компонент содержания обучения чтению
Рассмотрим третий компонент содержания обучения чтению – методологический, то есть обучение приемам учения по овладению чтением на английском языке. Обучение чтению на английском языке начинается со слов, организованных по правилам чтения гласных и буквосочетаний, представленных в большинстве своем ключевым словом. Это ключевое слово служит ученику опорой для чтения других слов по данному правилу. Поэтому учащихся необходимо научить пользоваться ключевыми словами для правильного прочтения всех остальных слов самостоятельно. Овладение приемами чтения по ключевому слову сформирует у учащихся правило чтения.
Учащихся следует также научить пользоваться транскрипцией, что помогает им правильно прочитать собственные имена, а также слова, даваемые в сносках и в словаре перед текстом и в конце книги. Необходимо также научить учащихся пользоваться постраничными сносками, а также словником перед текстом и в конце учебника. В учебниках и в книгах для чтения имеется этот справочный аппарат, и ребенка надо научить им пользоваться, таким образом, готовя его к самостоятельной работе с текстом дома. Наиболее важным для формирования чтения является развитие языковой и контекстуальной догадки. Приемам догадываться о значении слова на основе общности с родным языком, например, sport, revolution, на основе словообразования, пример, read-reader, walk-walker, act-actor, на основе контекста необходимо специально учить.
Овладение умениями самостоятельно пользоваться ключевыми словами, правилами чтения, транскрипцией, сносками и словником, догадываться о значении незнакомых слов открывает большие возможности учащемуся для успешной самостоятельной работы дома. Чтение является важным средством овладения грамматическим аспектом английского языка, как в плане морфологии, так и синтаксиса. Выполнение упражнений, связанных с чтением, будут способствовать более прочному овладению грамматикой, которую дети предварительно усваивали в устной речи. Этому способствует выделение грамматических форм, грамматических сигналов. Чем больше читают дети, тем прочнее усваивается ими грамматические конструкции, тем легче осуществляется понимание читаемого.
Подводя итог сказанному выше, можно утверждать, что чтение создает благоприятные условия для более прочного усвоения языкового и речевого материала, расширяет лексический запас, кругозор учащихся. Имеет большое воспитательное значение, и способствует формированию морально-этических норм поведения. Уроки чтения дают возможность учащемуся проявить творчество. Читая лингвострановедческую литературу, учащиеся знакомятся с лучшими образцами художественно-литературного творчества страны изучаемого языка, а также, реалиями и атрибутами внешней цивилизации.
2.3. Организация уроков домашнего чтения
В этой главе рассмотрим технологию обучения чтению, то есть, как учить: с помощью каких методических приемов развивать у учащихся чтение, какие средства обучения можно использовать и, наконец, какова должна быть организация обучения, то есть какие организационные формы работы целесообразны.
Овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка.
Большая трудность в овладении чтением – извлечение информации из предложения или абзаца на основе знания структуры и структурных элементов, а не только значения слов. Например, I’d like to read him и I’d like him to read. Исходя из этого, следует обеспечить устную отработку материала, что помогает снять часть трудностей, препятствующих пониманию содержания. Чтобы у учащихся не возникало трудностей, необходимо последовательно организовать работу над текстом. Она строится по трем этапам.
Можно составить предтекстовую ориентировку читающего:
На текстовом этапе предлагается использование различных приемов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста. Упражнения:
Первая группа упражнений связана с воспроизведением материала текста с опорой на его ключевые слова, опорные предложения, его сокращенный или упрощенный вариант. Учащимся предлагаются задания в творческой обработке текста: деление текста на смысловые вехи; составление плана к каждой части и выписывание опорных предложений к каждому пункту плана; сокращение или упрощение текста для лучшего его воспроизведения и др.
Вторая группа упражнений связана с развитием умений репродуктивно-продуктивного характера, то есть умений воспроизводить и интерпретировать содержание текста в контексте затронутых в нем проблем; высказывать по ним свое суждение; оценивать информацию, содержащуюся в тексте, с точки зрения ее значимости для ученика; сообщать, что нового узнал ученик т.д.