Русская школа в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 00:07, реферат

Описание работы

Первая фундаментальная реформа просвещения в России была подготовлена в начале XIX века ближайшим окружением императора Александра I: M.M. Сперанским, Н.Н. Новосильцевым, В.Н. Каразиным и др. Она стала частью общих преобразований в государственной и административной сферах. Создавалась школьная система, распределенная по учебным округам, на общегосударственном уровне подчиненная Министерству народного просвещения. «Предварительные правила народного просвещения», вышедшие в 1803 году, определяли его цель как «нравственное образование граждан соответственно обязанностям и пользам каждого состояния».

Файлы: 1 файл

РУССКАЯ ШКОЛА В XIX ВЕКЕ.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

На протяжении своей деятельности С.А. Рачинский построил свыше двадцати начальных школ, четыре из которых содержал полностью. Он пытался создать тип русской национальной школы. Считая основой воспитания и образования религиозность, Рачинский ратовал за передачу начального образования полностью в руки духовенства. Задачу начальной школы он видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия на основе истин Православия. Религиозно-нравственное воспитание в школах Рачинского осуществлялось в тесной связи с эстетическим и трудовым. Деятельность Татевской школы, созданной С.А. Рачинским, получила высокую оценку императора Николая II, многих видных деятелей того времени.

Церковно-приходские школы, являясь основой системы православного  образования и воспитания на Руси, сыграли огромную роль в духовном просвещении русского народа, в борьбе с нигилистическими и революционными настроениями. Еще до февральской революции 1917 года предпринималась попытка изъять их у духовенства и подчинить Министерству народного просвещения.

В тот короткий период, когда  у власти находилось Временное правительство, вносились предложения отменить обязательное преподавание Закона Божия в государственных учебных заведениях, но до конкретных шагов в этом направлении дело не дошло. Большевики, захватившие власть в октябре 1917 года, одним из своих первых декретов полностью упразднили преподавание религии в государственных школах. На многие десятилетия оказалась разорванной естественная связь между образованием и Православием.

В целом, анализируя историю  русской школы, можно отметить, что  Православие сформировало концепцию русского воспитания, стало основой становления и развития семейного воспитания, школьного и профессионального образования России. На протяжении десяти веков, начиная от Крещения Руси в 988 году и до нашего времени, Православие является основой русской педагогики.

В XX веке носителями традиций православного воспитания (даже после  революции 1917 года) оставались не только священнослужители Русской Православной Церкви, преподаватели духовных школ, но и многие педагоги-практики, а  также ученые, которые продолжали осуществлять свою деятельность на основе христианских ценностей. Оставаясь в содержании образования (русская классическая литература, русская история), христианские ценности способствовали сохранению и формированию нравственности русского человека.

Важно отметить, что в  современной системе образования  также признается этот факт. Министр  образования Российской Федерации  В.М. Филиппов в 2004 году в своем докладе  особо подчеркнул, что «основой русской  педагогики всегда было воспитание на примере христианских идеалов». В 2006 году министр образования и науки А.А. Фурсенко в обращении к участникам Международного образовательного форума «Глинские чтения», отметил: «История нашего народа, его культурное развитие неразрывно связано с Православием. Это нашло свое выражение... в педагогике и способствует утверждению патриотических и нравственных начал в воспитании» (Фурсенко А.А. Обращение к участникам Международного образовательного форума «Глинские чтения». 2006 г.) 

 

Из книги Н.В. Маслова «Основы русской педагогики»


Информация о работе Русская школа в 19 веке