Самоконтроль в обучении английскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:02, дипломная работа

Описание работы

Цель – показать практическую значимость применения приемов и методов самоконтроля в процессе обучения говорению на уроках английского языка.
Объект исследования – процесс развития навыков самоконтроля на уроках английского языка.
Предмет исследования – приемы и методы развития навыков самоконтроля как одно из средств обучения говорению на уроках

Файлы: 1 файл

СамоконтрольТеоретЧасть.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

 

Тезаурус

 

   Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение.

 

   Коммуникативная  компетенция – ( от лат. сompetere – добиваться, соответствовать ). Способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся и общества задачи общения из бытовой, учебной, производственной и культурной жизни.

 

   Коммуникативная  компетенция – готовность и способность учащегося к речевому общению.

 

   Контроль  в обучении иностранного языка – выявление уровня сформированности речевых навыков и умений, определение характера протекания этого процесса, диагностика трудностей, испытываемых учащимися, и проверка эффективности используемых приемов и методов обучения.

 

   Самоконтроль – сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями.

 

   Самоконтроль  в учебном процессе – постоянная установка учащихся на сличение (или сравнение) результатов деятельности с заданной программой (эталоном).

 

   Коррекция – деятельность по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  В развитии любого общества и каждого человека язык играет великую и значительную роль. Сегодня мы являемся свидетелями того, как иностранный язык становится реально востребованным. Большое количество людей изучают иностранный язык и широко используют эти навыки и умения в своей деятельности. Но для того, чтобы установить, насколько эффективно люди используют изучаемый язык, насколько они преуспели в его изучении, или диагностировать возникающие у них проблемы и обеспечить им обратную связь и своевременную помощь, необходим самоконтроль как неотъемлемая часть учебного процесса.

  Самоконтроль – это способность человека регулировать производимые им действия. Учащийся должен быть способным сознательно оценивать и регулировать производимые им действия.

  Самоконтроль включает в себя такие действия, как самонаблюдение, самоанализ, сличение речевых действий с эталонами, самокоррекция, самооценка. Уровень самоконтроля является важным показателем степени совершенства речевых навыков и умений. Учитель должен учить не только тому, как выполнять действия, но и тому, как контролировать себя.

  Самоконтроль – важное средство  создания иммунитета против ошибок. Самоконтролю в области изучения  иностранного языка в методической  литературе сегодня уделяется  значительное внимание, также проведенный анализ литературы позволил убедиться в том, что аспекты развития навыков самоконтроля у учащихся над своими действиями требуют более глубокого и тщательного изучения.

  Так как одной из основных  задач современного обучения  иностранному языку является формирование вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры, я решила остановиться на одном из важных видов речевой деятельности – говорении.

  Говорение представляет собой  форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информации, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается взаимодействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего.

  Правильно организованный самоконтроль речевых умений учащихся дает учителю возможность рационально распределять учебное время, проверить эффективность упражнений, внести коррективы в тематический план, увидеть практические достижения отдельных учащихся и класса в целом, а ученикам своевременно и  осознанно внести коррективы в свою учебную деятельность.

  С одной стороны осознается  важность овладения навыками  самоконтроля как одного из  основных компонентов обучения  говорению на уроках иностранного  языка, но с другой – возникают  трудности, как правильно научить пользоваться приемами самоконтроля, чтобы это способствовало повышению эффективности процесса обучения говорению.

  Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования навыков самоконтроля в процессе обучения говорению на уроках английского языка и недостаточной методической разработанностью заданий для самоконтроля в действующих УМК по английскому языку.

  Проблемой является то,  при каких условиях приемы и методы самоконтроля будут способствовать повышению эффективности процесса обучения говорению на уроках английского языка.

  Актуальность, выделенное противоречие  и сформулированная  проблема  обусловили выбор темы исследования: « Развитие навыков самоконтроля  как одно из условий обучения  говорению на уроках английского языка».

  Цель – показать практическую значимость применения приемов и методов самоконтроля в процессе обучения говорению на уроках английского языка.

  Объект исследования – процесс развития навыков самоконтроля на уроках английского языка.

  Предмет исследования – приемы и методы развития навыков самоконтроля как одно из средств обучения говорению на уроках английского языка.

  Гипотеза  исследования состоит в следующем: предложенные приемы и методы самоконтроля будут способствовать повышению эффективности процесса обучения говорению при следующих условиях:

- соблюдение этапов  формирования механизма самоконтроля;

- если приемы и методы  самоконтроля будут носить рефлексивно-оценочный  характер;

- систематичность применения  приемов и методов самоконтроля на уроках английского языка.

  В соответствии  с целью и гипотезой определяются задачи исследования:

1. выявить особенности  различных приемов и методов  самоконтроля и самооценки знаний, умений и навыков учащихся;

2. разработать сборник  приемов и методов самоконтроля при обучении говорению на уроках английского языка;

3. частично апробировать  приемы и методы самоконтроля  и определить степень эффективности  применяемых приемов и методов  самоконтроля в процессе обучения  говорению на уроках английского  языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  развития навыков самоконтроля как одного из условий обучения говорению на уроках иностранного языка 
1.1. Понятие самоконтроля в обучении иностранному языку 
Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью,  
т.е. совершать действия и контролировать их. Поэтому действия человека скоординированы и рациональны.  
На бытовом уровне скоординированные и рациональные действия, начиная с младенческого возраста, осваиваются через собственный опыт, через общение со средой, через воздействие семейного окружения. Ребенок учится внутренне контролировать свои внешние действия. В определенной степени таким же образом он овладевает и речевой деятельностью. Так, четырехлетний ребенок еще не знает правил грамматики на родном языке, но достаточно правильно грамматически оформляет свою речь. Ребенок не заучивает слова, но его речь обогащается день ото дня. Говоря языком науки, у него формируется внутренний механизм, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Этот внутренний механизм называется самоконтролем.  
Механизм самоконтроля до определенного момента формируется стихийно. Однако стихийное становление этой способности требует больших затрат времени и усилий.  
Развитие самоконтроля как универсальной способности осуществляется средствами всех учебных предметов, в том числе и иностранным языком. Иностранный язык как учебный предмет пользуется своими специфическими приемами обучения самоконтролю. Можно с большой вероятностью утверждать, что плохое владение иностранным языком после окончания школы или другого учебного заведения обусловлено несформированностью механизма самоконтроля.  
При целенаправленном обучении иностранному языку именно преподаватель должен сформировать у обучаемых навыки самоконтроля и пользования им. для того чтобы более четко осознать эту задачу, необходимо понять, что овладение иностранным языком - это процесс, растянутый по времени, предполагающий, дозирование при освоении учебного материала, управление процессом освоения, внешний контроль за освоением каждой дозы материала, другими словами, учащиеся овладевают иностранным языком постепенно, шаг за шагом, приобретая знания, навыки, умения, продвигаясь вперед и используя опору на изученное и освоенное ранее.  
Таким образом, самоконтроль - это внутренний механизм речемыслительной деятельности, регулирующий овладение внешней речевой деятельностью. Необходимо подчеркнуть, что внутренний самоконтроль должен сформироваться как при овладении коммуникативными умениями (говорением, чтением, письмом), так и при овладении языковым материалом (грамматикой, лексикой, произношением, интонацией, орфографией).  
Самоконтроль - это способность человека сознательно оценивать и регулировать производимые им действия. Самоисправление ошибочных действий предполагает наличие внешних и внутренних образцов-эталонов, с которыми сравниваются производимые действия. При обучении иностранному языку внешними эталонами для становления речевых навыков и умений служат правила, речевые образцы, подсказки, комментарии, ключи, инструкции. На их основе создаются внутренние модели - эталоны речевых действий. В результате эффективного функционирования самоконтроля и его составляющих - самонаблюдения, самоанализа, сличения речевых действий с эталонами, самокоррекции и самооценки — достигается безошибочность речи, а уровень самоконтроля рассматривается как один из показателей степени совершенства умений и навыков. Самоконтроль проявляется в самом факте и характере исправления ошибок, допущенных в речи, развивается параллельно с формированием речевых навыков при наличии контроля со стороны учителя.  
Самоконтроль, как известно, в своем развитии имеет две формы реализации: непроизвольную и произвольную. Самоконтроль в непроизвольной форме менее совершенен, чем в произвольной, поскольку в учебной деятельности имеют место колебания, некоторая нестабильность в выполнении учебных действий и иногда происходит переключение на произвольный самоконтроль.

Произвольная форма самоконтроля становится главной тогда, когда происходит первоначальное овладение правилами выполнения действий либо когда нарушается правилосообразность действий с учебным материалом. Произвольный самоконтроль связан с осознанностью, произвольностью внимания. Непроизвольный самоконтроль — это подсознательная деятельность.  
Для обучения иностранному языку из высказанных положений вытекает следующее: обучение самоконтролю следует начинать с опоры на произвольное внимание, ведущее к произвольному самоконтролю. Переход на уровень непроизвольного самоконтроля будет совершаться по мере свертывания внутренних умственных действий учащихся в учебной деятельности. По существу можно утверждать, что произвольный самоконтроль готовит учащихся к автоматизированным речевым действиям. Непроизвольный самоконтроль актуализирует речевые действия учащихся, когда уже имеется в наличии коммуникативная компетенция. Перед овладением, следующим речевым действием опять вступает произвольный самоконтроль.  
Соотношение произвольного и непроизвольного самоконтроля регулируется  
Сложностью учебного материала, трудностями, которыми он вызывает у обучаемых, степенью адекватности приемов обучения.  
Здесь уместно напомнить, что сложность и трудность имеют разную психолингвистическую природу. Сложность материала — это объективное явление, она определяется количеством и характером состава действий, которые должен выполнить учащийся при усвоении той или иной языковой единицы. Трудность — категория субъективная, ее появление зависит от индивидуальных знаний и умений учащихся.  
Учитель должен различать названные категории и научиться прогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучаемых, основываясь при прогнозировании на своем опыте и наблюдениях, которые позволяют ему отметить моменты, наиболее часто вызывающие затруднения у школьников и ведущие к ошибочным действиям.

Рассматривая вопросы обучения самоконтролю, нельзя не отметить тот  факт, что самоконтроль имеет достаточно сложную уровневую структуру. В общем виде эта структура может быть сведена к трем уровням:  
1. Учащиеся корректно осуществляют учебные действия и осознают это, т.е. у них сформирован механизм самоконтроля.  
2. Учащиеся совершают некоторые учебные действия ошибочно, осознают их и вносят коррекцию. У них, в целом, сформирован механизм самоконтроля, однако он меняет свою форму с непроизвольной на произвольную после завершения ошибочного действия. Таким образом, механизм самоконтроля еще не доведен до совершенства.  
3. Учащиеся совершают ошибочные действия и не осознают этого, т.е. механизм самоконтроля у них не сформирован.  
Оставим за пределами нашего рассмотрения случай идеального, безошибочного становления механизма самоконтроля. Это редкий случай в практике обучения, но все же он имеет место. Исключим также тот случай, когда с самого начала овладения единицей языка или речевой коммуникацией учащиеся не владеют механизмом самоконтроля. Рассмотрим тот случай, когда механизм самоконтроля формируется, но имеет место неустойчивость отдельных действий или даже ошибочность, однако учащиеся обладают способностью «замечать» свои ошибки, анализировать их причины и, наконец, вносить коррекцию в свои действия.

 

1.2. Этапы формирования  механизма самоконтроля при обучении  
иностранному языку  
Процесс формирования механизма самоконтроля проходит следующие этапы:  
1. Фиксирование зоны ошибочного действия.  
Применительно к процессу усвоения слова или грамматического явления это означает, что учащийся должен определить, в какой части фразы нарушено правило ориентировочной основы действия.  
2.Вычленение объекта, в котором допущена ошибка.  
Если речь идет о словарной единице, то в первую очередь обращается внимание на корректность ее смысловой сочетаемости, ее адекватность коммуникативной задаче, затем грамматическую сторону употребления слова (согласованность, позиционная фиксированность).  
Если ошибка возникает при грамматическом оформлении высказывания, то учащийся должен обратить внимание на синтаксис предложения, на то, правильно ли он оформил слова морфологически, и т.д.  
Принятие решения о характере коррекция объекта.  
Ученик решает, как и в какой последовательности, он будет корректировать свои действия. Вероятно, продуктивнее начать коррекцию на смысловом, содержательном уровне. Грамматическая коррекция должна производиться, если полностью ясен смысловой аспект фразы.  
4.Осуществление коррекции ошибки.  
Коррекция ошибки осуществляется в соответствии с принятым решением. 5.Сличение с эталоном.  
Учащийся, осуществляя коррекцию, создает во внутренней речи образец, эталон того, что он создает во внешней, слышимой речи, и мгновенно сличает его с тем, что он сконструировал во внутренней речи.  
Сличение является процессом, неразрывным во времени, если то, что нужно создать ученику, еще не было в его речевом или языковом опыте. Но если в задании предусмотрена опора на ранее изученное, тогда ученик извлекает из памяти, единицы-эталоны для сличения, переводит их в оперативную память и осуществляет, таким образом, сличение с эталоном.  
6. Переключение на другой объект.  
Итак, сличение осуществлено, коррекции больше не требуется; учащийся убедился в правильности своих действий. Он переходит к выполнению следующего действия и вновь запускает весь механизм самоконтроля.  
В такой последовательности работает механизм самоконтроля в процессе обучения говорению на уроках иностранного языка. 
Важной характеристикой оптимального развития механизма самоконтроля является неразрывность ошибочности действия и способности быстро внести коррекцию.  
Если учащийся понимает стоящие перед ним цели и задачи, в его сознательную деятельность включаются не только самоконтроль, но и самокоррекция.  
Самокоррекция — важнейшее, завершающее контроль (самоконтроль) интеллектуальное умение ученика самому исправить совершенную ошибку с целью общего повышения уровня реализации всей учебно-познавательной активности в целом. Однако самокоррекция протекает не всегда одинаково. Это зависит от многих факторов психолингвистического характера. В функционировании сложного механизма «самоконтроль — самокоррекция» наблюдаются различные варианты, проявляющиеся на базе уровней самоконтроля, разработанных П.П. Блонским. При классификации учитывается как характер деятельности — участия учителя, так и учащихся в исправлении ошибок, допущенных последним. 
Не все ученые придерживались того же мнения. Предлагались и другие схемы уровней сформированности самоконтроля. Считая приводимую выше схему несколько односторонней, Д.Н. Александров предлагает немного иную схему. Согласно его мнению, нельзя считать начальным уровнем функционирования механизма такое положение, как минимум, соответствовать определенной готовности к данной деятельности. «Окончательная градация уровней должна определяться не по самоконтролю, а непременно по самокоррекции в рамках единого механизма самоконтроль + самокоррекция».  
Схема, предложенная Д.Н. Александровым, следующая:  
1.Ученик осознает свои ошибки, но не может их исправить, следовательно, сознательная учебно-познавательная активность дает ему толчок к самостоятельной попытке перехода к более высокому уровню;  
2. осознавая свою ошибку, ученик медленно исправляет ее, делая значительные мыслительные усилия в процессе сравнения своей деятельности с эталоном (учебным материалом);  
З. ученик осознает ошибку и немедленно, без видимых условий, исправляет ее, опираясь на прошлый опыт.  
Отмечается, что сформированность самоконтроля проявляется не только в самом факте его наличия, но и в характере (скорости и качестве) исправления допущенных ошибок.  
Следует помнить, что ошибка не должна считаться чрезвычайным происшествием в учебном процессе. В ошибке есть не только отрицательный момент, но и определенный положительный опыт, так как, исправляя ошибку, учащийся корректирует свою собственную деятельность. Если же ученик не стремится заметить свою ошибку и исправить ее, а спокойно ждет исправления ее учителем, то ошибка несет только негативные черты.  
Школьников нужно учить, как контролировать и корректировать себя. В результате ученики будут обладать внутренним аппаратом, позволяющим им регулировать собственную деятельность до того, как они получат оценку со стороны. В этом случае эталоном действия обладает не только учитель, эталон будет в голове ученика. Это обеспечивает обоюдостороннее понимание того, что и как контролируется, снимает всякого рода непонимания и конфликты. При наличии самоконтроля и оценки ученик находит источник стимулирования не в отметке, а внутри учебно-воспитательного процесса, в учебно-познавательной деятельности.  
Любому учителю необходимо понимать, что условием самоконтроля является его грамотная организация. Прежде всего, необходимо обучать учеников самоконтролю и, соответственно, самокоррекции. Самоконтролирование не является, как считают психологи, врожденной способностью человека. Оно формируется под влиянием личного опыта, а также воспитания и целенаправленного развития.  
Следует отметить, что возникновение способности к самоконтролю и умений осуществлять самокоррекцию при овладении иностранным языком облегчается тем, что обучаемые умеют осуществлять самоконтроль в области родного языка, т.е. механизм самоконтроля у них уже сформирован и функционирует. Поэтому задача учителя иностранного языка направить деятельность этого механизма на приобретаемые знания, навыки и умения в иностранном языке.  
Коррекция состоит не только в попутном исправлении ошибок, сколько в дополнительной тренировки в выполнении тех действий с единицей языка (речи), которые затруднительны для учащихся. Таким образом, успешность в формировании самоконтроля напрямую зависит от оптимального использования специальных приемов и методов самоконтроля в управлении учебной деятельностью учащихся и учительского контроля как звена процесса управления.

Информация о работе Самоконтроль в обучении английскому языку