Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 14:11, доклад
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.
На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
НРМДОУ «ЦРР – д/с «Улыбка»
Творческий отчёт
«Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности»
Подготовила Шалаева Майя Владимировна
Заведующий методическим кабинетом
НРМДОУ «ЦРР – д/с «Улыбка»
« В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»
Сократ
1.Условия возникновения и становления опыта
Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.
Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:
-развивающиеся потребности личности, общества, государства;
-расширение пространства
образования современных
Для осуществления своей
миссии педагогу необходимо обладать
готовностью к решению
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я, как старший воспитатель пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.
2.Актуальность развития данного опыта.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.
На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами.
Инновационные направления методической работы
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому методист должен организовать работу так, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью.
3. Цель моей деятельности
Цель : Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:
4.Теоретическое обоснование опыта
Я вполне разделяю мнение К.Ю. Белой, канд. пед. наук, что самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к воспитателю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Воспитатель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей дошкольного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Воспитатель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Совершенствование качества обучения и воспитания в ДОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования воспитателя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Если представить деятельность воспитателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
5. Сущность опыта, его технологии
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов
развивается потребность в
Педагог, владеющий навыками
самостоятельной работы, имеет возможность
подготовиться и перейти к
целенаправленной научно-практической,
исследовательской
Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.). Как организовать методическую работу в ДОУ по формированию у педагогов навыков целенаправленной, самостоятельной системной работы по самообразованию?
Проведена педагогическая диагностика, в которой приняли участие 30 педагогов. Итоги диагностики 2009 (2008) показали:
Анализируя полученные результаты
Педагоги требующие усиленного внимания 2009 (2008) :
1. Знания в области своего предмета 9 (12)- человек с низким уровнем 30% (39%)
2. Гностические умение - 8 (10) чел.- 27% (32%)
3. Умение планировать учебную деятельность-12 (8) человек 40 % ( 26%)
4. Конструктивные умение- 5 (6) человек 17 % (20%)
5. Организаторские умения- 9 (9) человек 30 % (30%)
6. Коммуникативные умения -5 (7) человек17 % (22%)
7. Контроль педагогического процесса- 6 ( 5) человека 20% (17%)
Таким образом, гностические умения педагога (№ 2) - это умения добывать новые знания, систематизировать их в соответствии с педагогическими целями и мобилизовать накопленное в нужный момент; умение анализировать педагогическую ситуацию, анализировать... по показателям за 2009 г , низкий уровень стал выше, чем 2008 году :
Педагоги с низким уровнем (по задачам)
Все показатели 2009 г которые выше, чем 2008 году показывают, что педагогическому коллективу необходимо работать над этими проблемами. Учитывать это, необходимо при разработке методических мероприятий и годового плана.
Мы выявили существующую проблему: недостаточный уровень профессиональной подготовки педагогов. В настоящий момент 30 % педагога не имеют квалификационной категории , 28 % имеют стаж в педагогической работе до 5 лет.
Рассматривая личностное развитие воспитателей, мы выяснили, что среди них есть люди с высокой степенью тревожности, с заниженной самооценкой, с недостаточной мотивацией к профессиональной деятельности. Некоторые педагоги не умеют «встать над ситуацией», не принимают позицию другого, что свидетельствует о недостаточности профессионального опыта, низкой коммуникативной культуре.
Активно реализуют свои потребности в саморазвитии 65%, отсутствует сложившая система развития у 30% педагогов, с остановившимся развитием педагогов – 5%.
Данные выводы за 2008-2009 г дают основание предполагать, что при определённых условиях большинство членов коллектива способны выйти на уровень активного саморазвития. В нашем ДОУ практикуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства… Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.
Темы выбраны с учетом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя. Все направления деятельности педагогов интегрируются общеобразовательной программой «Детство», «Образовательной программой ДОУ» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.
Успешность профессионального
самообразования педагогов
- чтобы помочь педагогу
выявить проблему, определить и
сформулировать тему его
- для обеспечения эффективности
своей деятельности педагогам
предоставлено право выбора
- для изучения теоретических
аспектов и ознакомления с
опытом работы других
- каждому педагогу
предоставлена возможность
- на определенных этапах
реализации темы
Для этого в нашем центре развития ребёнка разработан проект “ Самообразование педагогов как один из факторов повышения их профессиональной компетентности ”.
Проект “ Самообразование как один из факторов повышения профессиональной компетентности педагогов ”
Информация о работе Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности