Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 14:11, доклад

Описание работы

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.
На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Файлы: 1 файл

samoobrazovanie_pedagogov.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

НРМДОУ «ЦРР – д/с  «Улыбка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческий отчёт

«Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности»

 

Подготовила Шалаева Майя Владимировна

Заведующий  методическим кабинетом

 НРМДОУ  «ЦРР – д/с «Улыбка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Мое педагогическое кредо:

 

                 « В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

Сократ

1.Условия  возникновения и становления  опыта

 

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Современная концепция  непрерывного педагогического образования  в России сориентирована на:

-развивающиеся потребности  личности, общества, государства;

-расширение пространства  образования современных педагогов;

Для осуществления своей  миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей  профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

 Не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я,  как старший воспитатель  пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

2.Актуальность  развития данного опыта.

 

  Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д. 

Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив  инновационные  методы методической работы по самообразованию,  я попыталась их структурировать и применить  в работе с педагогами. 

Инновационные направления  методической работы

  • маркетинговое: изучение спроса педагогов
  • информационное: создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ДОУ; 
  • научно-экспериментальное:  вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ
  • психолого-педагогическое:  психологическая поддержка педагогов управленческое: повышение компетентности педколлектива

Самообразование расширяет  и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому методист должен организовать работу так, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью.

 

3. Цель моей деятельности

Цель : Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи:

  • Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
  • Развивать гностические умения - систематически пополнять свои знания путем самообразования, изучения опыта коллег, анализировать результаты наблюдений, экспериментов.
  • Способствовать организации раскрытию творческого потенциала педагогов, их научно-методической деятельности.
  • Создавать условия  выхода педагогов на уровень активного саморазвития.

 

4.Теоретическое  обоснование опыта

Я вполне разделяю мнение К.Ю. Белой, канд. пед. наук, что самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к воспитателю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Воспитатель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей дошкольного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др..  Воспитатель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников,  перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.    

Совершенствование качества обучения и воспитания в ДОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования воспитателя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Если представить деятельность воспитателя  в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
  • Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. 

 

 

5.   Сущность  опыта, его технологии

 

При организации  самообразования  учитывается профессиональный уровень  педагогов, используются различные  критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная  работа по самообразованию позволяет  пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет  возможность не только пополнить  копилку своих знаний, но и найти  эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной  работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов  развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется  гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность  подготовиться и перейти к  целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что  свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно  организованная и проводимая в системе  работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.). Как организовать методическую работу в ДОУ по формированию у педагогов навыков целенаправленной, самостоятельной системной работы по самообразованию?

Проведена педагогическая диагностика, в которой приняли участие  30 педагогов. Итоги диагностики 2009 (2008) показали:

 

                Анализируя полученные результаты

Педагоги требующие  усиленного внимания 2009 (2008) :

1. Знания в области  своего предмета 9 (12)-  человек с низким уровнем 30% (39%)

2. Гностические умение - 8 (10) чел.- 27%  (32%)

3. Умение планировать учебную деятельность-12 (8) человек 40 % ( 26%)

4. Конструктивные умение- 5 (6) человек 17 % (20%)

5. Организаторские умения- 9 (9) человек 30 % (30%)

6. Коммуникативные умения -5 (7) человек17 % (22%)

7. Контроль педагогического  процесса- 6  ( 5) человека 20%  (17%)

Таким образом, гностические умения педагога (№ 2) - это умения добывать новые знания, систематизировать  их в соответствии с педагогическими  целями и мобилизовать накопленное  в нужный момент; умение анализировать  педагогическую ситуацию, анализировать... по показателям за 2009 г , низкий уровень стал выше, чем 2008 году :

 

 

Педагоги с низким уровнем (по задачам)

 

Все показатели  2009 г  которые  выше, чем 2008 году  показывают, что педагогическому коллективу необходимо работать над этими проблемами. Учитывать это, необходимо при разработке методических мероприятий и годового плана.

Мы   выявили   существующую проблему: недостаточный  уровень профессиональной подготовки педагогов. В настоящий момент 30 % педагога не имеют квалификационной категории ,  28 % имеют стаж в педагогической работе до 5 лет.

Рассматривая личностное развитие воспитателей, мы выяснили, что  среди них есть люди с высокой  степенью тревожности, с заниженной самооценкой, с недостаточной мотивацией к профессиональной деятельности. Некоторые педагоги не умеют «встать над ситуацией», не принимают позицию другого, что свидетельствует о недостаточности профессионального опыта, низкой коммуникативной культуре.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активно реализуют свои потребности в саморазвитии 65%, отсутствует сложившая система развития у 30% педагогов, с остановившимся развитием педагогов – 5%.

Данные выводы за 2008-2009 г дают основание предполагать, что  при определённых условиях большинство  членов коллектива способны выйти на уровень активного саморазвития. В нашем ДОУ практикуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства… Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

Темы выбраны с учетом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя. Все направления деятельности педагогов интегрируются общеобразовательной программой «Детство», «Образовательной программой ДОУ» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.

Успешность профессионального  самообразования педагогов напрямую зависит от поддержки и помощи методической службы:

- чтобы помочь педагогу  выявить проблему, определить и  сформулировать тему его самообразования,  мною проведено анкетирование  «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»;

- для обеспечения эффективности  своей деятельности педагогам  предоставлено право выбора наставника (заведующий, зам/зав по ВОР, старший  воспитатель, руководитель МО), совместно с которым разработан план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя;

- для изучения теоретических  аспектов и ознакомления с  опытом работы других педагогов,  исследований ученых в методическом  кабинете работает выставка «В  помощь занимающемуся самообразованием»;

- каждому педагогу  предоставлена возможность презентовать  свои наработки на институциональном  и муниципальном уровнях;

- на определенных этапах  реализации темы самообразования  наставник отслеживает, анализирует  и корректирует деятельность педагога.

Для этого в нашем  центре развития ребёнка разработан проект “ Самообразование педагогов как один из факторов повышения их профессиональной компетентности  ”.

Проект “  Самообразование  как один из факторов повышения профессиональной компетентности педагогов ”

Информация о работе Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности