Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 14:11, доклад
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.
На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:
Предполагаемые итоги
Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:
Срок реализации проектных мероприятий: учебный год
Пути решения поставленных задач:
Создать условия для самообразования педагогов:
Механизм реализации проекта:
Повышение уровня теоретической
подготовки и профессионального
мастерства педагогов можно оценить
посредством следующих
Диагностировать изменения в ходе реализации проекта предполагается с помощью “Диагностической профессиограммы мастерства и творчества педагогов”. Результаты фиксируются в “Карте профессионального мастерства”.
План проектных мероприятий
№ |
Мероприятие |
Срок |
Ожидаемый результат |
1 этап |
1. Анкетирование педагогов
“Оценка реализации |
Май |
Определить стадии развития педагогов: Активно реализуют свои потребности в саморазвитии, Отсутствует сложившаяся система развития, Стадия остановившегося развития. |
2. Анкетирование педагогов
“Выявление факторов |
Май |
Выявить способности педагогов к самообразованию | |
3.Анкетирование педагогов “Степень владения навыками самостоятельной работы” |
Август |
Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы | |
2 этап |
Целеполагание: формулирование задач, определение путей их решения, ожидаемые результаты, выделение механизмов реализации |
Сентябрь |
Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию. |
Разработка памятки по самообразованию | |||
3 этап |
Оформление педагогами документации по результатам диагностического обследования воспитанников на начало года (сбор, обработка, анализ результатов диагностического обследования) |
Сентябрь Май |
Совершенствовать умение систематизировать, группировать полученный при исследовании материал, составлять графики, схемы, таблицы. |
Составление педагогами плана по самообразованию |
Сентябрь |
Направить работу педагогов на получение профессиональных достижений. | |
Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений, памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению» |
Октябрь |
Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.) | |
Разработка рекомендаций “Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности” |
Ноябрь |
Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач. | |
«Нетрадиционные методы оздоровления детей в ДОУ» (из опыта работы воспитателей) |
Педсовет № 2 Ноябрь |
Самостоятельное решение педагогами конкретных проблем развития дошкольников посредством изучения методической литературы | |
Практическое занятие “Деловая игра “Аукцион идей” |
Декабрь |
Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой. | |
Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год |
Январь май |
Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее. | |
«Познавательно – речевое развитие детей в ДОУ» |
Педсовет № 3 Февраль |
Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников. | |
Оформление инновационного банка |
Февраль |
Анализ текущей обстановки в детском саду, составление прогноза развития. | |
Слово специалистам “Развитие интонационной выразительности речи дошкольников” (из опыта работы) |
Педчас № 4 Март |
Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения | |
Алгоритм работы над темой самообразования. Консультация для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» |
По плану ДОУ в течение года |
Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов. | |
Участие педагогов в работе консультационного центра для родителей. Выпуск тематических газет |
В течение года |
Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями. | |
Участие педагогов в мероприятиях районных творческих объединений |
В течение года по плану |
Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний. | |
Изучение нормативно-правовых документов |
В течение года по плану ДОУ |
Повышение уровня теоретической подготовки педагогов. | |
Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов) |
Ежемесячно |
Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики. | |
4 этап |
Семинар- практикум: «Организация работы творческой группы в ДОУ» СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ |
Апрель |
Помочь педагогам в организации работы творческой группы Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом. |
Деловая игра “Аукцион идей” |
Май |
Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками. | |
Подведение итогов работы по проекту, оценка результатов, оформление материалов проекта |
Педсовет Май |
Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний. |
6. Выводы о результатах работы
Каждая деятельность
бессмысленна, если в ее результате
не создается некий продукт,
или нет каких-либо достижений.
И в личном плане
Результаты самообразования педагогов :
• разработаны методические пособия, программы, сценарии;
• разработаны дидактические материалы, тесты, наглядность, игры и пособия;
• разработаны и проведены открытые занятия по собственным, авторским технологиям;
• выступление педагогов по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотеки по проблеме;
• советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составлены перспективные планы работы с детьми;
• организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;
• повышение качества ЗУНа у детей
1.Интеллектуальное развитие
2.Физическое развитие
3.Психологическое развитие
В процессе самообразования
реализуется потребность
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
Уровень профессионального мастерства педагогов зависят от конкретных условий.
Владея технологией проектирования, наши педагоги реализуют темы самообразования в форме проекта:
- «Большая река начинается с родника, любовь к Родине с любви к родному посёлку»;
- «Дети и этикет»;
- «Островок безопасности»;
- «Маленькие исследователи»;
- «Воспитание гуманных чувств, через игру»;
- «Лучики здоровья» и др.
После теоретического изучения проблемы и разработки проектов, был организован педагогический совет, где педагоги имели возможность презентовать свои идеи, планы реализации, выслушать мнение коллег и при необходимости внести изменения и дополнения в свою работу. Встреча имела продуктивный характер, всем воспитателям была оказана необходимая помощь. На основании индивидуальных планов мною составлен общий план работы педагогов по самообразованию, в котором фиксируются проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому саду.
В ноябре текущего года в детском саду прошёл конкурс «Ступеньки мастерства- 2009», содержание которого отражало тематику самообразования педагогов. Формы открытых мероприятий были выбраны воспитателями, что способствовало повышению их мотивации к участию в неделе педагогического мастерства:
- занятия «Улицы родного села» и «Путешествие в страну Вежливости»,
- театральная деятельность «Урок- сказка».
Все мероприятия прошли с приглашением родителей, и общественности, что позволило укрепить имидж детского сада в глазах семьи и жителей посёлка, активизировать родительское участие в воспитательно-образовательном процессе.
Одним из условий повышения качества работы нашего дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Моя задача, как старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием.
Педагог в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Тематикой самообразования являются:
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Созданы условия для работы воспитателя по самообразованию:
• тематическая подборка
и составление картотеки
• тематическая подборка
и составление картотеки
• видеозаписи;
• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
• материалы из опыта работы;
• тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др.
Самообразование в нашем
ДОУ уже не сводиться к ведению
тетрадей, написанию докладов и оформлению
красочных папок и стендов, а
становиться стимулом как для
повышения профессионального
Таким образом, самообразование в нашем саду зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации педагога, так как позволило привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дало возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение
полностью соответствует
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:
5 – да (препятствуют или стимулируют);
4 – скорее да, чем нет;
3 – да и нет;
2 – скорее нет;
1 – нет.
Информация о работе Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности