Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 14:11, доклад

Описание работы

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.
На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Файлы: 1 файл

samoobrazovanie_pedagogov.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Цель проекта: Организация  методической работы в ДОУ по совершенствованию  навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи:

  • Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
  • Развивать гностические умения- систематически пополнять свои знания путем самообразования, изучения опыта коллег, анализировать результаты наблюдений, экспериментов.
  • Способствовать организации раскрытию творческого потенциала педагогов, их научно-методической деятельности.
  • Создавать условия  выхода педагогов на уровень активного саморазвития

 

Предполагаемые итоги реализации проекта:

 

Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:

  • Умение ставить цели, задачи, планировать работу
  • Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)
  • Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.
  • Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы.
  • Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.

 

Срок реализации проектных  мероприятий: учебный год

 

Пути решения поставленных задач:

Создать условия для самообразования  педагогов:

  • Постоянное приобретение методической литературы;
  • Увеличение числа подписных изданий;
  • Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
  • Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
  • Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
  • Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях городских творческих объединений (мастер - классы, панорама передового педагогического опыта и др.), семинарах.

 

Механизм реализации проекта:

Повышение уровня теоретической  подготовки и профессионального  мастерства педагогов можно оценить  посредством следующих компонентов:

  • Уровень освоения воспитанниками программного содержания, сформированность необходимых знаний, умений и навыков (диагностика ЗУН).
  • Итоги контроля: тематического, итогового, собеседование (констатируются факты использования педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса по активизации познавательной деятельности детей, нетрадиционных способов взаимодействия и др.)
  • Анализ участия педагогов в методической работе.
  • Оценка деятельности педагога при проведении открытых мероприятий, занятий и др.
  • Аттестация.

 

Диагностировать изменения  в ходе реализации проекта предполагается с помощью “Диагностической профессиограммы  мастерства и творчества педагогов”. Результаты фиксируются в “Карте профессионального мастерства”.

 

План проектных  мероприятий

 

Мероприятие

Срок

Ожидаемый результат

1 этап 
исследовательский

1. Анкетирование педагогов  “Оценка реализации потребностей  педагогов в развитии”

Май

Определить стадии развития педагогов:

Активно реализуют свои потребности в саморазвитии,

Отсутствует сложившаяся система развития,

Стадия остановившегося  развития.

2. Анкетирование педагогов  “Выявление факторов стимулирующих  и препятствующих развитию педагогов”

Май

Выявить способности  педагогов к самообразованию

3.Анкетирование педагогов  “Степень владения навыками самостоятельной работы”

Август

Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной  работы

2 этап 
подготовительный

Целеполагание: формулирование задач, определение путей их решения, ожидаемые результаты, выделение  механизмов реализации

Сентябрь

Организация последовательной системной работы по совершенствованию  навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию.

Разработка памятки  по самообразованию 

3 этап 
практический

Оформление педагогами документации по результатам диагностического обследования воспитанников на начало года (сбор, обработка, анализ результатов диагностического обследования)

Сентябрь

Май

Совершенствовать умение систематизировать, группировать полученный при исследовании материал, составлять графики, схемы, таблицы.

Составление педагогами плана по самообразованию

Сентябрь

Направить работу педагогов  на получение профессиональных достижений.

Оформление памяток  по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений, памятка  «Как подготовиться к докладу, выступлению»

Октябрь

Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)

Разработка рекомендаций “Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности”

Ноябрь

Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей  и задач.

 «Нетрадиционные методы  оздоровления детей в ДОУ»

(из опыта работы  воспитателей)

Педсовет

№ 2

Ноябрь

Самостоятельное решение  педагогами конкретных проблем развития дошкольников посредством изучения методической литературы

Практическое занятие  “Деловая игра “Аукцион идей”

Декабрь

Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой.

Самоанализ педагогов  по итогам работы за 1 полугодие, год

Январь

май

Развивать умения анализировать  результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее.

«Познавательно –  речевое развитие детей в ДОУ»

Педсовет

№ 3

Февраль

Поддерживать интерес  педагогов к самостоятельному решению  конкретных проблем развития дошкольников.

Оформление инновационного банка

Февраль

Анализ текущей обстановки в детском саду, составление прогноза развития.

Слово специалистам “Развитие  интонационной выразительности  речи дошкольников” (из опыта работы)

Педчас

№ 4

Март

Умение высказывать  обоснованное суждение по проблеме, аргументировано  доказывать или опровергать суждения

 Алгоритм  работы  над  темой самообразования. Консультация для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»

По плану ДОУ

в течение года

Способствовать раскрытию  творческого потенциала педагогов.

Участие педагогов в  работе консультационного центра для  родителей. Выпуск тематических газет

В течение года

Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными  приемами работы с родителями.

Участие педагогов в  мероприятиях районных творческих объединений

В течение года

по плану

Развитие потребности  в постоянном пополнении педагогических знаний.

Изучение нормативно-правовых документов

В течение года

по плану ДОУ

Повышение уровня теоретической  подготовки педагогов.

Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор  новинок методической и научной  литературы (при участии педагогов)

Ежемесячно

Самостоятельное систематическое  ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими  достижениями педагогики.

4 этап 
заключительный

Семинар- практикум: «Организация работы творческой группы в ДОУ»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Апрель

Помочь педагогам в  организации работы творческой группы Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом.

 

Деловая игра “Аукцион идей”

Май

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.

 

Подведение итогов работы по проекту, оценка результатов, оформление материалов проекта

Педсовет

Май

Развитие потребности  педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.


 

6. Выводы о результатах работы

 

 Каждая деятельность  бессмысленна, если в ее результате  не создается некий продукт,  или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования  воспитателя обязательно должен  быть список результатов, которые  должны быть достигнуты за определенный срок.

Результаты самообразования  педагогов :

 

• разработаны  методические пособия, программы, сценарии;

• разработаны дидактические  материалы, тесты, наглядность, игры и  пособия;

• разработаны  и проведены  открытые занятия по собственным, авторским технологиям;

• выступление педагогов  по итогам работы и обмену опытом;

• составление картотеки  по проблеме;

•  советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной  работы;

• составлены перспективные  планы работы с детьми;

• организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;

• повышение качества ЗУНа у детей


 

1.Интеллектуальное развитие

2.Физическое развитие

3.Психологическое развитие

 

В процессе самообразования  реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии

• Педагог обладает готовностью  к педагогическому творчеству.

Уровень профессионального  мастерства педагогов  зависят от конкретных условий.

Владея технологией  проектирования, наши педагоги реализуют темы самообразования в форме проекта:

- «Большая река начинается  с родника, любовь к Родине  с любви к родному посёлку»;

- «Дети и этикет»;

- «Островок безопасности»;

- «Маленькие исследователи»;

- «Воспитание гуманных  чувств, через игру»;

- «Лучики здоровья»  и др.

После теоретического изучения проблемы и разработки проектов, был организован педагогический совет, где педагоги имели возможность презентовать свои идеи, планы реализации, выслушать мнение коллег и при необходимости внести изменения и дополнения в свою работу. Встреча имела продуктивный характер, всем воспитателям была оказана необходимая помощь. На основании индивидуальных планов мною составлен общий план работы педагогов по самообразованию, в котором фиксируются проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому саду.

В ноябре текущего года в  детском саду прошёл конкурс «Ступеньки мастерства- 2009», содержание которого отражало тематику самообразования  педагогов. Формы открытых мероприятий  были выбраны воспитателями, что способствовало повышению их мотивации к участию в неделе педагогического мастерства:

- занятия «Улицы родного  села» и «Путешествие в страну  Вежливости», 

- театральная деятельность  «Урок- сказка».

Все мероприятия прошли с приглашением родителей, и общественности, что позволило укрепить имидж детского сада в глазах семьи и жителей посёлка, активизировать родительское участие в воспитательно-образовательном процессе.

Одним из условий повышения  качества работы нашего дошкольного  учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Моя задача, как старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием.

Педагог  в течении  учебного года  углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая  является предметом его особого  интереса.

Тематикой самообразования  являются:

- одна из годовых  задач ДОУ;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний  по уже имеющемуся опыту;

Созданы условия для  работы воспитателя по самообразованию:

• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и  художественной литературы;

• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;

• видеозаписи;

• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;

• материалы из опыта  работы;

• тематические стенды «Посетите  занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др. 

Самообразование в нашем  ДОУ уже не  сводиться к ведению  тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а  становиться стимулом как для  повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Таким образом, самообразование  в нашем саду зарекомендовало  себя одной из эффективных форм повышения  квалификации педагога, так как позволило  привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дало возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

Приложение 1

Оценка реализации потребностей педагогов  в развитии

Анкета № 1

для выявления способности педагогов  к развитию

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение  полностью соответствует вашему  мнению;

4 – скорее соответствует, чем  нет;

3 – и да и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

  1. Я стремлюсь изучить себя.
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
  6. Я анализирую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
  9. Я верю в свои возможности.
  10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
  13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
  15. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Анкета № 2

для выявления факторов, стимулирующих  и препятствующих развитию педагогов.

Оцените, пожалуйста, перечисленные  ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – да (препятствуют  или стимулируют);

4 – скорее да, чем  нет;

3 – да и нет;

2 – скорее нет;

1 – нет.

Препятствующие факторы:

  1. Собственная инерция.
  2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
  3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
  4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).
  5. Состояние здоровья.
  6. Недостаток времени.
  7. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Информация о работе Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности