Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 14:11, доклад

Описание работы

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.
На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Файлы: 1 файл

samoobrazovanie_pedagogov.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Стимулирующие факторы:

  1. Методическая работа в ДОУ.
  2. Обучение на курсах.
  3. Пример и влияние коллег.
  4. Пример и влияние руководителей.
  5. Организация труда в ДОУ.
  6. Внимание к этой проблеме руководителей.
  7. Доверие.
  8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
  9. Занятия самообразованием.
  10. Интерес к работе.
  11. Возрастающая ответственность.
  12. Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет

 

Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.

Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.

Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.

Данные заносятся в таблицу.

Сумма баллов по второй анкете также  заносятся в таблицу.

Коэффициент развития (К) вычисляется  по формуле:

 

К = К (фактическое) : К (максимальное)

 

Где:     К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных  в анкетах,

К (максимальное) – максимально  возможное количество баллов в анкетах.

 

Занесите данные в  таблицу:

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

 

№ п/п

Способность педагогов к самообразованию

Ф.И.О.

педагога

Стимулирующие

факторы

Препятствующие  факторы

Система

мер

1

Активное развитие

 

     

2

Не сложившееся развитие

       

3

Остановившееся развитие

 

     

 

 

 

Приложение 2

Анкета № 3

Степень владения навыками самостоятельной  работы

 

Критерии оценки

Самооценка

1

Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

 

2

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы  развития детей.

 

3

Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти.

 

4

Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных  схем изученной темы.

 

5

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

 

6

Систематизация, группировка  изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц.

 

7

Умение высказывать  обоснованное суждение по проблеме, аргументировано  доказать или опровергнуть суждение.

 

8

Самостоятельное выделение  проблемы, теоретических и практических задач ее изучения.

 

9

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных  заданий.

 

10

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

 

 

Условные обозначения степени  владения теми или иными навыками:

+   владею свободно,

?   владею посредственно, вызывает  затруднение, 

!   не владею.

Приложение 3

 

Читательская конференция

Цель: Способствовать выявлению общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом.

Предмет обсуждения: педагогические книги и статьи, вызвавшие особый интерес педагогов.

Оформление выставки.

План проведения

Вводно-теоретическая часть: “Вступительное слово” (краткое, примерное):

Педагог учится всю жизнь – это  известная истина. Он находится в  постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование профессионализма оказывает научно – методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

  • Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых.
  • Изучение прогрессивного опыта коллег.
  • Ознакомление с новыми программами и концепциями воспитания и обучения детей, их оценка и др.

Сообщения по прочитанным книгам, статьям, вызвавшие особый интерес педагогов.

Обмен мнениями.

Принятие и выработка  рекомендаций.

Приложение 4

Памятка по самообразованию

 

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться  с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.
  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
  • Включите современные взгляды на проблему
  • Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3.  При работе с  методической литературой не  могу глубоко осмыслить прочитанный  материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы  возникает ощущение, что многое  не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный  информационный материал («каша  в голове»), теряется значимость  информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Приложение 5

Памятка «Как подготовиться  к докладу, выступлению»

 

  1. Этап – подготовка доклада, выступления.

 

  1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.
  2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления.
  3. Составление развернутого плана выступления.
  4. Просмотр и чтение специальной литературы.

Подбор и систематизация наглядных материалов.

Подбор педагогических ситуаций из своего  опыта и опыта коллег.

Определение порядка  использования подобранных материалов в процессе изложения.

  1. Распределение материала по вопросам.
  2. Письменное изложение полного текста выступления.

 

  1. Этап – работа с подготовленным материалом

 

  1. Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.
  2. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
  3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).

 

  1. Этап – подготовка к выступлению 

 

  1. Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.
  2. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.

Приложение 6

Памятка к исследовательской  работе педагога

  1. Как правильно сформулировать тему:
  1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение, Исследование

Развитие, Формирование

Становление, Воспитание

Анализ, Разработка

Организация, Влияние

и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умения что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность и  т.п.

На музыкальных занятиях

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с  чем – либо

В игровой деятельности и т.п.


Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»

  1. Формулировка темы  по схемам:
  • ЧТО – ТО          как условие развития        ЧЕГО – ЛИБО

  • ЧТО – ТО          как средство формирования   ЧЕГО – ЛИБО

  • Использование    <span class="dash041

Информация о работе Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности